Форма поиска по сайту

Иллюзия музея: новый аттракцион Старого Арбата

Странные музеи и аттракционы – одна из специализаций Арбата: диковинные развлечения здесь расплодились примерно в таком же количестве, как на променадах черноморских курортов. Одних только лабиринтов несколько штук: заблудиться можно среди зеркал, лент или (чего меньше всего хочется) в Лабиринте страха. А Эрос и Танатос представлены Музеями эротического искусства и смерти. На этом мрачном фоне новое развлекательное заведение, открывшееся 29 июля, выглядит вполне мирно и даже жизнерадостно: Музей оптических иллюзий.

Сайт музея, названный скромно bestmuseum.ru, рекомендует свернуть в переулок между "Кебаб Хаусом" и "театром" (название театра Вахтангова решили не уточнять, вероятно, рассудив, что до его главного входа посетители музея все равно не доберутся). В переулке практически сразу видишь вывеску "Музей иллюзий" и нарисованную в стене псевдодверь. Первый экспонат музея, однако, ни у кого иллюзий не создает: посетители решительно минуют рисунок и заходят в настоящие двери.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская/ Куратор музея Янат Авотит на фоне одного из экспонатов

По словам куратора музея, художницы с псевдонимом Янат Авотит, иллюзиями она интересовалась еще с института, а воплотить в реальности знаменитую "Комнату Эймса" было ее мечтой. Комната Эймса – помещение, в котором два стоящих рядом человека кажутся гигантом и лилипутом, – несколько выбивается из общего ряда "экспонатов". Большинство иллюзий здесь – 3D-картины, для восприятия которых необходим фотоаппарат: в реальности это рисунки с искаженными пропорциями, но если взглянуть на них с нужной точки в объектив, они обретают объем.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

Точки для фотосъемки размечены на полу, а образцы фотокомпозиций висят на стенах, чтобы посетители быстрее сообразили, как правильно фотографироваться на фоне того или иного изображения. Некоторые картины действительно занимательные. Например, можно сделать фото "на шпиле Останкинской телебашни": нарисованный на полу плоский вид Москвы на фотоснимке уже не кажется таким уж плоским. Большинство картин, впрочем, рассчитаны скорее на то, чтобы пощекотать нервы: можно сняться в гробу, в окружении монстров или в зубах у гигантской Мэрилин Монро (которая сама по себе в таком масштабе пугает), а также под катком, машиной или в вагоне электрички, который раскалывается пополам. Последняя иллюзия неожиданно для создателей музея оказалась особенно жизненной.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

Но удержаться в рамках 3D-живописи здесь все-таки не смогли и дополнили экспозицию разными фокусами попроще: гостям предлагают всунуть голову в фанерный щит, чтобы стать "частью рисунка", залезть по лесенке в гигантский башмак или попозировать на фоне огромного телефонного аппарата. Тоже, в общем-то, развлечения, хотя несколько иного рода. Для пущего эффекта в одной из комнат имеется "дышащий" Ленин в гробу. Некоторые посетители действительно пугаются.

Создавалась эта подборка курьезов в рекордные сроки: от момента, когда создатели впервые вошли в помещение будущего музея, до открытия прошло всего полтора месяца. По словам Янат Авотит, создавать заведение съехались художники со всей России, которые дружно расписывали стены, толкаясь локтями. Теперь толкаются уже зрители: поскольку картины расположены почти вплотную друг к другу, места для фото маловато, и периодически люди "лезут в кадр" друг к другу. Янат говорит, что эту ошибку учтут в филиале музея, который готовится к открытию в Санкт-Петербурге.

Пока питерский филиал не открылся, музей на Арбате является самым крупным Музеем иллюзий в России. Что не сложно, потому что других аналогичных заведений в стране практически нет. Правда, в Питере уже имеется нечто иллюзорное, но Янат Авотит отозвалась о "конкуренте" прохладно: "там несколько стереофотографий".

Посетители музея на Арбате разнообразны: пенсионеры, иностранные туристы, мамы с колясками, но больше всего молодежи. Подростки охотно фотографируют друг друга на мобильники и постят снимки в социальных сетях, а заодно забираются с ногами на гигантский телефон и отламывают большой палец у здоровенной руки, которая высовывается из-под пола в одной из комнат. По словам Янат Авотит, материальные предметы, в отличие от иллюзий, плохо переносят контакт с публикой. Уже пришлось заменить часть реквизита, размещенного в музее для усиления эффекта (а такого здесь много: из нарисованных воздушных шаров тянутся настоящие веревки, возле теннисного стола ждет фотомоделей ракетка).

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

Большинство гостей к экспонатам относятся вполне позитивно: из углов постоянно слышатся "Круто!" и "Класс!!!". "Отличный музей, спасибо большое организаторам," – говорит молодой человек по имени Дмитрий. – Хоть и много народа, а никто никому не мешает".

Другому посетителю, обладателю профессиональной фотокамеры, все-таки кое-что мешает, хотя и не посетители. Свет выстроен так, что расписные стены постоянно бликуют, и фотографии получаются не очень удачные. "Руки поотрывать тому, кто освещение тут делал!" – сокрушается парень, глядя в видоискатель.

Впрочем, Янат Авотит считает, что лучше обеспечить подсветку просто невозможно: картины защищает специальное покрытие, дающее много бликов. Единственное, чем смогли помочь фотографам создатели музея, это пропустить свет через матовое стекло, чтобы бликов было немного меньше.

Фото: m24.ru/Евгения Смолянская

Свет – не единственная претензия привередливых гостей музея: некоторых коробят и экспонаты. "Пошловатые изображения, – замечает женщина с любительской "мыльницей", озираясь в первом зале. – Ребенок с картины мочится в руки зрителю – мне бы, например, не хотелось в такой сцене позировать. А "Тайная вечеря" – это вообще как-то чересчур".

В музее действительно есть картина, изображающая мультяшных зверушек в позах апостолов со знаменитой фрески Леонардо да Винчи. Хотя по нынешним временам это изображение как раз вполне себе арт-объект: уж как только деятели современной культуры не издевались над "Тайной вечерей", пытаясь разместить на ней то героев "Звездных войн", то персонажей популярных сериалов, то пластиковые фигурки из детских наборов в "Макдональдс". Так что музей на Арбате, как выяснилось, действует в русле модных тенденций...

"Только обязательно укажите время нашей работы!" – просит девушка, продающая билеты на ресепшн. И не без гордости добавляет: "Мы же работаем до половины двенадцатого ночи!". Очень правильное решение: посетителей, которые забредают сюда ближе к полуночи, дышащий Ленин и оживающие в 3D вампиры наверняка впечатляют куда сильнее, чем дневных визитеров. А главное здесь – чтобы зрители удивились.