Форма поиска по сайту

Искусствовед Георгий Никич - о доступном искусстве в округах Москвы

This browser does not support the video element.

Искусствовед и куратор объединения "Выставочные залы Москвы" Георгий Никич в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал о том, как создать доступное искусство в спальных районах Москвы.

– Георгий Анатольевич, вы говорили, что в Москве есть Нарния - некая страна, в рамках которой в спальных районах работают какие-то мифические выставочные залы. Что вы имели в виду?

– У любого мифа есть две истории: умирания мифа и возрождения. Для создания новой истории в округах Москвы сегодня есть все предпосылки. Есть многоэтажки, магазины, которые по распоряжению московских властей 20-30 лет назад стали выставочными залами.

– Они правда находятся в панельных домах?

– Некоторые – да, на первом этаже. Некоторые – в "постпанельках". Есть еще те, которые сохранили квартирную структуру.

– А вы знали о них?

– Да, знали, потому что у некоторых из них была большая история. В частности, клуб авангардистов "Клава" впервые стал осуществлять свои проекты в теперешнем Выставочном зале "Пересветов переулок". Он находится недалеко от Культурного центра "ЗИЛ", в районе станции метро "Автозаводская".

Несколько лет назад я обратил внимание властей на преобразования, которые начали выставочные залы, и впервые предложил провести семинар, собрать руководителей. И они собрались, встретились друг с другом впервые за десять лет.

– Какие впечатление от слета?

– Много эмоций. В конце этого семинара появилась Лиза Фокина, организатор ассоциации менеджеров культуры. Уже через полгода она получила предложение стать директором и настоящим организатором этой новой истории. Я тоже к ней присоединился в должности рамочного куратора.

– В тот период организовывались конкурсы детских рисунков?

– Я в этом ничего плохого не вижу. В какой-то момент взлета (в 1980-е, когда выставочные залы образовались) была романтика, энергия. А после стагнации начала 1990-х выставочные залы научились выживать в некотором масштабе собственной жизни.

– А что бы вы хотели там видеть в идеале?

– Высокий горизонт, некоторое количество крупных, с управленческой точки зрения, объединений. Число их в перспективе должно расти, потому что мы знаем, эти залы схватывают три главных слоя. Первое - они умеют показывать всякие выставочные сюжеты, театрализованные представления, и это привлечет самых разных зрителей. Второе - часть этих зрителей является активной прослойкой, которая хочет что-то делать, но еще не знает что и как.

Жизнь жителей отдаленных районов такова, что 60 процентов этих людей не ездят в центр. Маршруты их движений по своим районам очень прагматичны, соответственно, потенциально у многих из них есть большое количество энергии. Затея состоит в том, чтобы выставочный зал для них стал таким местом, где можно удобно работать, проводить время с качественным искусством. Его можно понимать поверхностно или глубоко, а можно просто рядом с ним жить.

– Что получит посетитель, заглянувший в такой выставочный зал?

– Во-первых, человеку там будет комфортно посидеть, поработать за компьютером, выпить кофе, посмотреть интересные штучки в маленьком магазинчике. Во-вторых, в выставочных залах ему будут рассказывать истории на разных языках. Важно знать, кто является твоим возможным посетителем. Российские музеи выделяют в среднем пять-шесть групп: дети, молодежь, пенсионеры, деятели искусств. А один передовой музей в Манчестере выделил 127 групп. И нашел инструменты, благодаря которым группы оказались в поле притяжения музея. В числе этих инструментов была аудиосистема на языке урдов.

У нас тоже много связано с иностранными языками. Недавно на окраине Амстердама я видел район, в котором живут исключительно приезжие. Всех там очень травмирует факт выбрасывания хлеба. Мы подключили местный университет, местных жителей, посмотрели кто, где и что выкидывает. Потом благодаря биологическому факультету этого университета был запущен интересный проект. Создали специальную колбу: большую, красивую, стеклянную. В ней на остатках хлеба вырастили бактерии, и оттуда на кухню стал поступать метан для того, чтобы хозяйки двух-трех квартир могли готовить.

– Остается только спросить, когда это все заработает?

– Это вопрос переделывания системы. Когда удастся создать общие большие проекты. В этом году большие проекты - про Первую Мировую войну, про изучение районной мифологии. Недавно спросили у школьников в Бутово: " Чего вам не хватает, дети?" На что услышали: "Нам не хватает достопримечательностей". И два человека, внедренные в школу, сделали за месяц пятиметровую скульптуру в школьном дворе.

Когда у нас все наладится, то за год будет пройден предварительный период. Когда то, что мы хотим сделать, соединится с людьми, произойдет адаптация. А через три года это будет работать как целая система.