В Гоголь-центре в рамках цикла "Открытая лекция" выступила президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова. Она рассказалат о том, как мог бы выглядеть музей ее мечты. Сетевое издание M24.ru провело прямую трансляцию лекции. Полную расшифровку лекции читайте здесь.
ГМИИ им. А.С. Пушкина - одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
Музей был открыт в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете, в 1932 году он стал Государственным музеем изобразительных искусств, а еще спустя 5 лет ему было присвоено имя А.С. Пушкина. Само здание музея, расположенное на Волхонке,12, является памятником архитектуры. В музее хранится свыше 670 тысяч экспонатов, его посещают около миллиона человек в год.
Ирина Александровна Антонова (род. 20 марта 1922) пришла работать в музей ГМИИ им. А.С. Пушкина после войны, сразу после окончания вуза. Экспозиции приходилось создавать с нуля, ведь все экспонаты были эвакуированы и только-только возвращались в Москву. Вклад Ирины Александровны в развитие музея не остался незамеченным: в 61-м она стала директором и занимала этот пост вплоть до прошлого года. В настоящее время Антонова является президентом музея, а также академиком Российской академии художеств, академиком Российской академии образования и заслуженным деятелем искусств РФ.
Пинакотека - хранилище живописных произведений, картинная галерея. Известна античная пинакотека, находившаяся в афинском Акрополе. Это название также носят некоторые картинные галереи, основанные в XIX веке.
Британский музей – о дин из крупнейших музеев мира, находится в Лондоне. Был создан в 1753 на основе трех коллекций — коллекции известного британского врача и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли, а также библиотеки антиквара Роберта Коттона, которая стала основой Британской библиотеки. Музей изначально задумывался как собрание произведений искусства Древней Греции и Древнего Рима. Вместе с археологическими находками и предметами искусства, которые свозили в Лондон со всех уголков колониальные агенты Британской империи, музей пополнялся рисунками, гравюрами, медалями, монетами и книгами самых разных эпох.
Лувр – музей, расположенный в здании старинного королевского дворца на берегу Сены в Париже. В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в свое время Франциском I. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции. Многие полотна попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии, особенно после разграбления Венеции в 1798 году. Впервые двери музея были открыты для публики 10 августа 1793 г., во время Французской революции. Сегодня этот музей можно назвать универсальным. Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 тысяч экспонатов, из которых только 35 тысяч выставляются в залах.
Кунсткамера Петра 1. Вообще кунсткамера в переводе с немецкого это "кабинет редкостей" или музей. Первые кунсткамеры были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов Европы в XVI-XVII веках. Петр 1, будучи поклонником всего западного, основал кунсткамеру в Санкт-Петербурге и открыл ее для посещения широкой публики. Сейчас это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Он обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен коллекцией "уродцев" — анатомических редкостей и аномалий.
Эрмитаж – Государственный музей в Санкт-Петербурге, расположенный в здании императорского дворца на берегу Невы. Он возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, впоследствии коллекция пополнялась при Александре I и Николае I. Последний сделал музей публичным в 1852 году. Эрмитаж - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Метрополитен-музей - один из крупнейших и второй по посещаемости художественный музей мира. Он был основан группой американских бизнесменов и почитателей искусства и открылся в Нью-Йорке в 1872 году. Сегодня в постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства. Метрополитен по праву гордится своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов, а в прошлом году коллекционер Леонард Лаудер пожертвовал музею свою коллекцию из 78 произведений кубизма, в том числе 33 работы Пикассо.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер – частная художественная галерея, названная в честь основательницы. Она расположена в стилизованном под венецианское палаццо здании в Бостоне. Галерея учреждена в 1903 году, в ее основу легли 2,5 тысячи предметов европейского искусства, среди которых такие шедевры, как "Похищение Европы" Тициана и "Алтарь семейства Колонна" кисти Рафаэля.
Собрание Фрика – частная коллекция старой западноевропейской живописи в мире, расположенная на Пятой авеню в Нью-Йорке и открывшаяся для публики в 1935 году. Собрана американским промышленником Генри Клэем Фриком. В ней представлены почти все "старые мастера" — от Чимабуэ и Пьеро делла Франчески до Шардена и Давида. Среди экспонатов - полотна крупных европейских мастеров. Также в музее представлено несколько скульптур, лиможский фарфор, французская мебель XVIII века и восточные ковры. Ирина Антонова считает, что собрание Фрика — "небольшой музей, который хорош не только великими картинами, которые в нем есть, но атмосферой".
Museum of Modern Art или Музей современного искусства расположен на Манхеттене в Нью-Йорке. Был основан в 1928 году в шести залах офисного здания на Манхеттене при содействии и покровительстве семейства Рокфеллеров. В собрание входят произведения, без которых невозможно себе представить искусство XX века: "Звездная ночь" Ван Гога, "Танец" Матисса, "Авиньонские девицы" Пикассо, "Постоянство памяти" Дали, "Птица в пространстве" Брынкуши. Музей современного искусства — одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка, которая ежегодно принимает почти 2, 7 млн посетителей.
Национальный музей Центр искусств королевы Софии - художественный музей с пинакотекой и библиотекой в 40 тысяч томов, расположенный в здании старинного госпиталя в Мадриде. С 1986 года Музей королевы Софии функционировал как выставочный центр современного искусства, специализировавшийся на скульптуре. Но вскоре центру был присвоен статус Национального музея. Было решено, что его коллекция должна состоять преимущественно из произведений искусства XX в, а Национальный музей должен отдавать предпочтение творчеству испанских и связанных с Испанией художников. Самым известным экспонатом Центра искусств королевы Софии является картина "Герника" Пабло Пикассо. Здесь также демонстрируются эскизы и этюды, позволяющие проследить историю создания шедевра.
Национальный музей Прадо— один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в Мадриде. Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо). В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко. Даже здание музея является памятником позднего классицизма. Прадо вместе с музеем королевы Софии и Музеем Тиссена-Борнемисы составляют "Золотой треугольник искусств" Мадрида.
Центр Жоржа Помпиду или Национальный центр искусства и культуры открыт в Париже в 1977 года по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.) Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Центр Помпиду является одним из самых посещаемых туристических объектов в Париже.
Grand Palais или Большой дворец - крупный культурный и выставочный центр в Париже, расположенный в здании, которое было построено для Всемирной выставки 1900 года в стиле боз-ар.Под крышей Гран Пале находятся два музея: западное крыло занято Музеем открытий и изобретений, северное – Художественной галереей. Художественная галерея не имеет постоянной экспозиции, но на ее территории постоянно проходят международные художественные мероприятия высокого уровня. Хотя бы раз в жизни экспонироваться в залах Большого дворца – это очень высокая планка для художников и скульпторов всего мира.
Имрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Термин "импрессионизм" возник с легкой руки критика журнала Le Charivari Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных "Выставка импрессионистов", взяв за основу название картины "Впечатление. Восходящее солнце" Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер. Известные импрессионисты - Моне и Мане, Дега, Моризо, Ренуар, Сислей.
Постипреззсионизм - направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш, Рене Шутценбергер. Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.
Авангардизм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью. Икона мирового авангарда — "Черный квадрат" (1915) Казимира Малевича
Кубизм - модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением "раздробить" реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин "кубизм" появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака "кубическими причудами". Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы "Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю" и "Горы в Провансе".
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) —голландский художник, рисовальщик и гравер, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Работа художника "Ночной Дозор" принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества, знамениты также "Возвращение блудного сына" и "Даная".
Франсиско Гойя (1746-1828) - испанский художник и гравер, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Гойя является признанным мастером художественного стиля рококо, он был придворным художником испанских королей Карла IV и Фердинанда VII. Творчеству Гойи присуще разнообразие жанров, это портреты, натюрморты, полотна на исторические и религиозные темы, жанровая живопись (охота, сцены из жизни знати и простолюдинов, пороки общества, насилие, ведьмы и демоны). После серьезной болезни, едва не потеряв зрение, Гойя переходит к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием "Капричос", была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой "Махи обнаженной".
Пьер Oгюст Ренуар (1841-1919) - французский живописец, график и скульптор, один из ведущих представителей импрессионизма. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 60-е годы Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. И в портретах и в жанровых композициях Ренуар стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни - балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей. Особым обаянием проникнуты женские образы Ренуара; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи. Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства ХХ в.
This browser does not support the video element.
Клод Моне (1840-1926) - французский живописец, один из основателей импрессионизма. Начинал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе. Самый плодотворный период в его творчестве 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - "Сирень на солнце", "Бульвар Капуцинок", "Поле маков у Аржантея", "Впечатление. Восход солнца" и др.
Эдуард Мане (1832-1883) - французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму. Мане резко выступал против академических форм творчества. Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" и "Олимпия". После их написания художник подвергся жестокой критике, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне, Э.Дега, П.Сезанн и др. Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления. Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" , которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве.
Эдгар Дега (1834-1917) - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Близкий друг Эдуарада Мане, которых роднит общее неприятие академического салонного искусства. Широко известны работы Дега, изображающие сценки из балетной жизни, например, "Голубые танцовщицы", экспонирующаяся в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Анри Матисс (1869-1954) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Первоначально его творчество было близко импрессионизму, но вскоре художник погрузился в творческие поиски. В итоге Матисс вместе с Андре Дереном создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картинам того периода характерны плоские формы, четкие линии и менее строгий пуантилизм.
Поль Сезанн (1839 -1906) - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма, хотя начинал он как импрессионист. Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. В Эрмитаже представлены его работы "Девушка у пианино", "Букет цветов в голубой вазе", "Курильщик", "Гора св. Виктории".
Поль Гоген (1848-1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. При жизни художника его картины не продавались, живописец жил в бедности. Слав пришла к художнику лишь после смерти: в 1906 году состоялась выставка 227 его работ в Париже, имевшая успех. На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные. Известные работы: "Желтый Христос", "Женщина, держащая плод", "Женщина с цветком".
Винсент Ван Гог (1853-1890) - нидерландский художник-постимпрессионист. За свою творческую жизнь (он писал всего 7 лет) создал около тысячи рисунков и почти столько же картин. Но при жизни Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов. Наряду с творениями Пабло Пикассо работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. Непризнанный при жизни гений покончил с собой в 37 лет.
Пабло Пикассо (1881-1973) - испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.
Илья Репин (1844-1930) русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии Художеств. Декоративно-праздничные этюды, напряженно-взволнованные портреты, скромные холсты и масштабные эпические полотна – все это ярко отобразило внутренний мир великого русского художника. Но особой гордости заслуживают психологические портреты мастера. Он всегда писал их быстро, смело, буквально на одном дыхании, кропотливо работая при этом над каждым оттенком, линией, композицией картины. К примеру, известно своим длительным созданием знаменитое полотно "Не ждали". Художник тщательно прорабатывал каждый штрих глубокого образа ссыльного революционера.
Валентин Серов (1865-1911) - русский живописец и график, мастер портрета, ученик Репина. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Признанные шедевры: "Девочка с персиками", "Похищение Европы", "Девушка, освещенная солнцем" и пр.
Исаак Левитан (1860-1900) русский художник, мастер «пейзажа настроения». Левитан избегал изображать внешне эффектные места. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Л евитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Творческий путь Левитана длился около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые.
Казимир Малевич (1879-1935) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Самое знаменитое живописное произведение Малевича "Черный квадрат" (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили "Черный круг" и "Черный крест".
Павел Третьяков (1832-1898) - российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Приобретает картины современников – соотечественников, а также иностранных живописцев. В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая спустя 5 лет была открыта для всеобщего посещения. Перед смертью Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название "Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".
Петр Щукин (1853-1912) – русский коллекционер. Страсть к коллекционированию почувствовал, когда ему было 23 года. В это время он жил в Лионе и начал собирать французские книги и портреты известных личностей. Позже, когда он начал работать в торговом доме отца, то собирал персидские ковры, изделия японских, китайских и индийских мастеров.в 90-е годы его захватило коллекционирование памятников отечественной истории и определило основное содержание будущего музея. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в России, но и у антикваров Европы. Свой музей "Русских древностей", где были старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины, он разместил в специально построенном для этого музейном здании. Незадолго до смерти Щукин подарил свою богатую коллекцию (более чем 300 тысяч предметов) Российскому Историческому музею в Москве.