Форма поиска по сайту

10 неизвестных: что мы не знали об импрессионистах



Клод Моне "Белые кувшинки", 1899

По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников m24.ru запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник. Сегодня в нашей подборке 10 картин, которые каждый наверняка видел на обложках блокнотов, календарях или репродукциях, но, вероятно, ничего при этом не знал об их авторах.

Пьер Огюст Ренуар "Портрет актрисы Жанны Самари", 1877

Начинающая актриса театра "Комеди Франсез" Жанна Самари была постоянной моделью Огюста Ренуара. Мастера восхищала ее внешность, грация, большие глаза и пышная копна рыжих волос. В своем дневнике Ренуар писал: "В ней воплощен весь театр: тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой... Вечером в чудесном белом платье и театральном гриме она становилась королевой!" Параллельно с портретом Самари, находящимся в московском ГМИИ, Ренуар написал еще один, в полный рост, который теперь находится в Государственном музее "Эрмитаж". Что интересно, как актриса Самари была достаточно посредственной: в основном ей доставались роли служанок и субреток в пьесах Мольера.

Эдуард Мане "Кабачок", 1878-1879

Эдуарда Мане считают одним из родоначальников импрессионизма, хотя известен он совсем не благодаря этому. Его картины "Олимпия" и "Завтрак на траве" стали сенсациями французских живописных салонов в силу того, что обнаженные женщины на них были изображены крайне откровенно. Они больше не были музами, богинями и Венерами: это были самые обычные земные женщины, без какого-бы то ни было романтического флера. В 1970-е годы Мане сближается с Моне и импрессионистами, начинает писать в быстрой, эскизной, импрессионистической манере. Как раз так и написана картина "Кабачок", благодаря чему ее часто принимали за подготовительный этюд для большой композиции, оставшейся неосуществленной. Произведение представляет сцену в обычном парижском кафе, как бы моментально схваченную внимательным и острым взглядом мастера. В композиции доминируют массивная фигура курильщика и наклонившаяся в его сторону через стол фигура опьяневшей женщины в белой блузе и белом чепце.

Альфред Сислей "Сад Ошеде. Монжерон", 1881

В 1970-х Сислей и Моне регулярно работают вместе в городке Монжерон, расположенном к югу от Парижа. Развитие железных дорог в Европе вообще оказало значительное влияние на развитие живописи во второй половине XIX века: благодаря распространению этого вида транспорта художники получили возможность свободно перемещаться по городам, создавая быстрые этюды или масштабные полотна масляными красками без подготовительных зарисовок прямо на месте, будь то Лувесьенн, Сен-Маммес или Фонтенбло. Именно так работает Сислей, когда создает картину "Сад Ошеде. Монжерон". Главной задачей автора было передать с помощью живописи нюансы состояний природы: солнечного жаркого дня, весеннего утра или пасмурного осеннего вечера.

Жан-Франсуа Рафаэлли "Цветочный рынок", 1882

Рафаэлли стал известен благодаря своим жанровым работам, в которых художник выступает порой как реалист в изображениях бедных районов Парижа. Художник изобрел свой живописный стиль, характерный использованием сильно разбавленной масляной краски, что давало эффект акварельного рисунка. В середине 1870-х Рафаэлли испытал влияние импрессионистов, особенно Моне и Сислея, даже принимал участие в Пятой (1880) и Шестой (1881) выставках импрессионистов по приглашению своего друга Эдгара Дега. В частности, сам Моне, возмущенный настойчивостью Дега расширить выставку импрессионистов, включив несколько реалистов, решил не выставляться, жалуясь на то, что "маленькая часовня стала обыкновенной школой, которая открывает двери любому горе-художнику." По портретам, созданным художниками-импрессионистами во второй половине XIX века, можно изучать французскую моду того времени: это настоящий учебник для тех, кто интересуется историей костюма. При том, что детали совершенно не прописаны, общий силуэт моделей читается превосходно. Картины Форена очень графичны, напоминают парижские рекламные вывески, и это не удивительно: в 1970-е годы ради заработка Форен брался за различную художественную поденщину, рисовал виньетки, иллюстрации в том числе и для уличной рекламы.

Поль Сезанн "Деревья в парке. Жа де Буффан", 1885-1887

Поля Сезанна правильно относить не к импрессионистам, а к постимпрессионистам, несмотря на то что и хронологически, и идейно он к ним близок. Проблема определения заключается в том, что Сезанн пишет живописными "пятнами", а не "мазками", в то время, как сами импрессионисты используют дробную манеру письма, не смешивая цвета на палитре или холсте. Кстати говоря, Гоген и Ван Гог также были постимпрессионистами.

Жа де Буффан, в переводе с провансальского означает "жилище ветров". Так называлось поместья в окрестностях Экса, приобретенное отцом Поля Сезанна в 1859 году. Приусадебный парк многократно встречается на картинах художника. На картине "Деревья в парке. Жа де Буффан" огромное внимание уделено сиюминутному состоянию природы: серовато-голубой тон неба, бегущие облака, зелень Прованса и его желтая почва.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы", 1897

В начале 1890-х Дега начинает резко терять зрение, поэтому фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с близкого расстояния. В это время он создает серию картин, на которых изображены балерины. Уже в конце XIX века его "Танцовщицы" пользовались необычайной популярностью, а "Голубые танцовщицы" стали визитной карточкой художника.

Эдмон де Гонкур писал: "Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох."

Камиль Писсарро "Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро", 1898

Вернувшись в Париж из ученической поездки по Венесуэлле, Писсаро поселяется в "Отель дю Лувр", из окно которого открывается прекрасный вид на Оперный проезд. Так, художник создает две живописных серии, не выходя из номера отеля. В окно он наблюдает за жизнью города и состояниями природы в различное время дня, что отражено даже в названиях картин, которые могут называться, например "Эффект снега. Утро", "Бульвар Монмартр после полудня. Солнечно" или "Бульвар Монмартр ночью". Писсарро принадлежал к старшему поколению художников, оказавших влияние на импрессионистов.

Клод Моне "Белые кувшинки", 1899

Серия "Кувшинки" стала последним живописным циклом, созданным Клодом Моне при жизни. Он начал работать над ним осенью 1899 года в Живерни. В 1890 году художник купил здесь дом и решил сделать пруд и вырастить там кувшинки из семян, заказанных в Японии. Зарождение подобного замысла было связано с большим интересом и любовью художника к японскому искусству и, в частности, к гравюрам Хиросигэ и Хокусая, получившим распространение в Европе после 1870 года.

Создав вокруг дома настоящий водяной сад с каскадом из прудов, Моне выращивал в нем малину, пионы, японскую вишню, розовые и белые анемоны. В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Поэтому, рисуя знаменитые "Водные лилии" из того же жевернского цикла, Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.

Поль Синьяк "Сосна Берто. Сен-Тропе", 1909

Живопись Поля Синьяка – это еще одна вариация на тему импрессионизма. Ее принято причислять к течению неоимпрессионизма. Имена двух молодых художников Поля Синьяка и Жоржа Сера впрерые появились в каталоге восьмой, последней, выставки художников данного течения. Многие мастера скептически относились к новому направлению. Лишь Писсарро встретил его с воодушевлением: стремительное превращение импрессионизма в мейнстрим вызывало у него сомнения в дальнейшей эффективности этого направления, и он примкнул к возглавленному Сера движению. В отличие от своих предшественников, Сера и Синьяк писали не отдельными мазками, а живописными точками, из-за чего их живопись получила название "пуантилизма".