Форма поиска по сайту

Изменение ставки налога на недвижимость принесет городу 17 миллиардов

This browser does not support the video element.

В следующем году налог на торговую и офисную недвижимость будут рассчитывать из кадастровой стоимости объекта. О том,как будет рассчитываться новый налог и какие льготы ожидают бизнесменов, в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал руководитель департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников.

- Владельцы определенных деловых и торговых помещений с будущего года в столице начнут оплачивать налог по-новому. Уже принят соответствующий федеральный закон и готовятся поправки в московское законодательство. Что закреплено на сегодняшний день на федеральном уровне и что могут поменять столичные власти?

- Федеральный законодатель принял поправки в Налоговый кодекс в 30-ю статью, которые предполагают, что отныне налог на имущество юридических лиц - это особенно подчеркиваю - отныне налог на имущество ряда компаний, а точнее на объекты, которые относятся к торговле и офисам, будет взиматься не с балансовой стоимости, а с кадастровой стоимости при условии соблюдения некоторых требований, которые должен выполнить субъект. Он должен утвердить кадастровую оценку объектов недвижимости, должен определить налоговые ставки (Федеральный законодатель определил предельные налоговые ставки). Субъект должен принять еще ряд нормативных актов для того, чтобы вся эта конструкция заработала.

- В чем принципиальное отличие новой системы расчета от предыдущей? И как это в итоге повлияет на конечные выплаты?

- Сейчас налогообложение идет от балансовой стоимости объектов. Балансовая стоимость объекта – это стоимость объекта, те деньги, которые были потрачены когда-то на покупку этого объекта или его строительство. И эта стоимость со временем уменьшается в зависимости от того, какую политику в плане амортизации выбрала та или иная компания.

- Кто конкретно попадет в новую категорию налогоплательщиков?

- Мы в городе очень серьезно проанализировали ситуацию. И решили, что пока выберем значительно более узкую сферу применения этого закона. Мы взяли только отдельно стоящие крупные офисные и торговые центры. Это центры свыше 5 тысяч квадратных метров, у которых земельные участки жестко предполагают, что это офисы и торговля. Значит, они построены относительно недавно. Потому что если взять то, что построено 20 лет назад, виды разрешенного использования земельного участка были другие, законодательство было другое. Мы взяли объекты, в которых мы бесспорно уверены. Сейчас мы завершаем выверку этой базы - порядка двух тысяч таких объектов. Перечень объектов мы разместим в сети Интернет. Он будет утвержден правительством - и будет публично доступен. Пока это только две тысячи крупных торговых и офисных объектов. - 2 тысячи объектов – это много или мало?

- Для сравнения, всего у нас отдельно стоящих торговых и офисных центров порядка 16 тысяч. То есть две тысячи – это 1/8, если смотреть по числу зданий. Вообще зданий и помещений торгового и офисного назначения в городе порядка 200 тысяч. Речь идет о десятке, может быть, чуть больше, до 15 процентов от общего объема рынка торгово-офисных помещений.

- Предположим, у торгово-офисного центра площадь свыше 5 тысяч квадратных метров, однако у него несколько владельцев. Как для них будет рассчитываться налог?

- Такая ситуация возможна в двух случаях. Первый вариант, когда единый комплекс находится в долевой собственности. Тогда нет никаких проблем: берется общий налог по этому объекту и делится пропорционально долям собственности. Может быть другой вариант, когда отдельные помещения выделены блоками и имеют разных собственников. Тогда весь объект переходит на кадастровую стоимость, и в зависимости от стоимости конкретного помещения в этом здании, от кадастровой стоимости, и будет взиматься налог по ставке, которая будет утверждена городом. В случае, если по каким то причинам кадастровый паспорт не оформлен, владелец этого помещения обязан заплатить налог на имущество от кадастра. Но в этом случае федеральным законом предусмотрен четкий порядок расчета размера этого налога.

- Каким будет размер этого налога? Будет ли московское законодательство его корректировать?

- Предел, который установил для Москвы федеральный законодатель, - это 1,5 процента в 2014 году, и дальше идет определенное повышение. Для других субъектов предельная ставка установлена чуть ниже на переходный период. В конечном итоге все так или иначе придут к предельной ставке налога в 2 процента. Изначально мы предполагали, что мы установим предельную возможную ставку в 1,5 процента от кадастровой стоимости. Нам это казалось вполне справедливым, поэтому для тех торговых центров, у которых сейчас балансовая стоимость уже рыночная, будет снижение. То есть ставка с 2-х процентов опустится до 1,5. А для тех, у кого либо старые объекты, либо кто оптимизировал налогообложение, уровень налоговой нагрузки возрастет. Это было наше первоначальное предположение, это был проект закона, который был нами разработан и представлен на публичное обсуждение. Несмотря на сжатые сроки 30 октября мы представили в публичном доступе проект нашего закона.

После этого мы много общались с бизнесом - с объединениями бизнеса, с крупнейшими компаниями. Западные компании, западные фонды сказали: "Да, мы понимаем, что вы делаете. Это вы правильно делаете. Просто сделайте это постепенно и сделайте это, пожалуйста, предсказуемо. И дайте нам переходный период. И в это время мы сможем уточнить кадастровую оценку". В связи с этим тот законопроект, который во вторник был рассмотрен на правительстве, получился несколько иным. Ставка налогообложения со следующего года будет не 1,5 процента, а 0,9 процента. Дальше идет постепенный, последовательный рост налога вплоть до 2 процентов.

- Предусмотрены ли льготы для новой категории налогоплательщиков?

- Предусмотрено два направления льгот. Первое - мы предусмотрели налоговый вычет для субъектов малого бизнеса. Но только для реально существующих субъектов малого бизнеса, чтобы избежать дробления. Субъект получит 300 квадратных метров вычета из налогооблагаемой базы. Второе направление – это льготы медицинским, образовательным учреждениям и льготы научным организациям, которые работают по госзаказу.

- Будут ли пересмотрены действующие льготы?

- Действующие льготы не подлежат какому-либо изменению. Сейчас от налога на имущество избавлены достаточно многие типы организаций: бюджетные учреждения, организации, использующие труд инвалидов, объекты культурного наследия, религиозные организации, имущество, используемое в интересах обороны, технополисы и технопарки, имущество ряда отраслей. Все эти льготы сохраняются в законе и пересмотру не подлежат. Все, кто пользовался изъятиями из налогообложения, пониженными ставками, - все и продолжат ими пользоваться. Мы только добавляем новые категории льгот.

- Какую часть бюджета столицы пополнит новый налог, и на что, в первую очередь, будут направлены эти деньги?

- Мы исходим из того, что на следующий год дополнительные доходы в бюджет составят порядка 17 миллиардов рублей. В перспективе, когда мы перейдем к 2 процентам налогообложения, будет до 50 миллиардов рублей. К сожалению, пока бюджет дефицитен. И поэтому средства пойдут на сокращение дефицита. Другими словами, мы свое сегодняшнее развитие будем обеспечивать за счет сегодняшних доходов и не будем заимствовать. Мы будем строить развитие, исходя из тех ресурсов, которые есть у нас сейчас. Исходя из того, что мы справедливо распределяем налоговую нагрузку в городе.