В понедельник стало известно, что Роскосмос создаст многоразовую ракету-носитель, чтобы обеспечить конкурентоспособность России в космической отрасли. Пока это только в планах. Какими космическими наработками пользуются конкуренты России – в нашем материале.
Прежде чем начать рассказывать о странах, которые играют ведущую роль в нынешнем исследовании космических просторов и их технологиях, немного поговорим о планах Роскосмоса. Это ведомство уже отметилось довольно странным планированием. Так, отечественные "космоведы" уже собирались создать базу на Луне к 2030 году и чуть ли не организовать пилотируемый полет на Марс. Экономический кризис, разразившийся в России, отразился и на идеях Роскосмоса. Больше о планах по освоению Луны никто не говорит, в задачах остался только пилотируемый полет к спутнику Земли в 2035 году, а курирующий космическую отрасль вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин вернулся к более реальным предложениям: созданию новой ракеты-носителя.
Россия
Чем сейчас располагает наша космическая отрасль в этом плане? Сейчас в России существует три вида ракет-носителей, каждый из которых довольно активно используется. В последнее время первенствуют ракеты-носители класса "Протон". Это семейство модернизируется почти в непрерывном режиме. Одной из наиболее популярных модификаций является "Протон-М". Первый запуск этой ракеты был произведен 7 апреля 2001 года – ракета-носитель стартовала с космодрома "Байконур" и вывела на орбиту спутник связи "Экран М-4".
В последние два года большинство запусков спутников производится именно при помощи "Протонов". А на втором месте "Союз". Или, если быть точным, "Союз-2" и его многочисленные модификации. Первый свой полет в космос такая ракета совершила в 2004 году.
Раньше активно использовали ракету-носитель "Днепр". Но в настоящее время это едва ли реально. Дело в том, что "Днепр" разрабатывался конструкторским бюро "Южное" и является совместным предприятием России и Украины. Учитывая то, на каком уровне сейчас находится сотрудничество между двумя странами, вряд ли в ближайшее время мы увидим "Днепр" в шахте запуска Плесецка или Байконура.
В последнее время много говорят о ракете-носителе "Ангара". Первый запуск был запланирован с космодрома "Плесецк" еще на 2005 год. Но затем его несколько раз переносили: на 2011, 2012, 2013 и 2014 годы. Один из последних запусков "Ангары" планировался на 25 июня 2014 года, но из-за дополнительных проверок был перенесен на 27 июня. Однако и 28 июня автоматическая система за 19 секунд до старта отменила запуск. Выяснилось, что в конструкции присутствуют небольшие недоработки. В итоге тяжелая модификация "Ангары" все-таки "взлетела" 23 декабря 2014 года. Это был ее пока единственный запуск.
На смену "Прогрессам" и "Союзам" призвана прийти "Федерация". Именно такое название выбрали для новой ракеты благодарные россияне в ходе всероссийского голосования. Пока, правда, у новой ракеты, которая призвана заменить признанных "корифеев доставки", нет ничего кроме имени. Несколько деталей корабля, который разрабатывает РКК "Энергия" показали два года назад на авиасалоне МАКС в Жуковском, но никаких других публичных "появлений" ракеты или ее деталей с тех пор не было. Первый полет "Федерации" запланирован на 2021 год, а в 2035 году именно этот космический корабль должен будет доставить россиян на Луну.
Другие страны
Число стран, которые могут похвастаться какими-либо достижениями в космической отрасли весьма велико. Что уж говорить, если собственное аэрокосмическое агентство есть даже у Нигерии. Разумеется, из этого не следует, что нигерийские астронавты уже находятся на полпути к Марсу или Юпитеру, но все же стоит отметить, что космос перестал быть местом гонки двух сверхдержав – СССР и США. Подтянулся Евросоюз, Япония, Китай, Индия и даже Израиль.
Все вышеуказанные страны запускают ракеты-носители. Стоит, правда, заметить, что почти все ракеты-носители являются легкими. Иными словами, доставлять космонавтов на Международную космическую станцию пока могут только Россия и США. Другим до этого еще далековато.
Шаттл "Индевор". Фото: Graylock/ABACAUSA.COM/ТАСС
Если мы говорим о США, то нельзя не упомянуть знаменитые космические "челноки". Шаттлам уже 34 года, но хоронить "старичков" пока рано. В целом, их использование вызвало массу вопросов. Шаттлы совершили достаточное количество полетов, но две катастрофы – "Челленджера" и "Колумбии" – поставили крест на перспективах этого типа космических кораблей, который ранее считался самым перспективным. В настоящее время существуют четыре таких корабля: "Энтерпрайз", "Дискавери", "Индевор" и "Атлантис". Все они простаивают в ангарах до лучших времен, когда специально созванная комиссия НАСА не придет к выводу, что полеты шаттлов безопасны.
Почему так получилось? Массовое сознание американцев не считало полеты в космос чем-то исключительно опасным. Так было до январского запуска "Челленджера" в 1986 году. Космический челнок должен был доставить на орбиту семерых членов экипажа, но взорвался спустя 73 секунды после запуска.
Возможно катастрофа не получила бы столь большой резонанс, если бы не трагическое совпадение: запуск "Челленджера" транслировался в прямом эфире, а в числе членов экипажа находились не только профессиональные астронавты, но и школьная учительница Шарон Криста Маколифф, которая выиграла в конкурсе "Учитель в космосе" и получила право стать первым "неастронавтом" в безвоздушном пространстве. Все участники полета погибли, в том числе и учительница.
Но не шаттлами едиными сильна Америка. Здесь хватает и других ракет-носителей и космических кораблей. В частности, это Delta-4 Heavy и Atlas-5, поступившие в эксплуатацию в 2004 и 2002 годах соответственно. Авторами новых ракет являются корпорации Boeing и Lockheed Martin. C помощью Atlas в космос запускаются, в основном военные и коммуникационные спутники, а также оборудование для системы GPS. Что касается второй из ракет, то пока на ее счету только военный спутник.
Кроме того, у НАСА присутствуют планы создать ракету-носитель Ares, которая будет использоваться в ходе пилотируемого полета на Марс. Сейчас все эти наработки лежат в виде набросков в исследовательских центрах НАСА, но ученые обещают поторопиться с разработкой. Если верить американским данным, то Ares будет самой тяжелой и крупной из всех ныне существующих ракет и "порвет" своих конкурентов по рынку за явным преимуществом. Подумать только, его высота будет составлять сто метров, а масса достигнет чуть не трех тысяч тонн. Такой корабль можно будет использовать для строительства постоянной базы на Луне – он способен доставить туда все необходимое оборудование. У него есть лишь один недостаток – Ares пока не существует.
Китай тоже располагает довольно хорошими ракетами. Они носят название Chang Zheng, что в переводе означает "великий поход". Небольшая дань уважения Компартии Китая за курс на далекое светлое будущее и вполне себе неплохое настоящее. Ракеты этого класса используются в основном для доставки национальных спутников связи на орбиту и запускаются с космодрома Сичан.
This browser does not support the video element.
Своими ракетами пользуются и Япония с Индией. Для других государств они особого интереса не представляют, поскольку серьезно уступают и в габаритах, и в надежности своим аналогами из США и России, но местные спутники на орбиту доставлять все же в состоянии. Это же можно сказать и про Израиль с его ракетой-носителем Shavit ("Метеор").
Частники
Частники в космосе – это выглядит несмешной шуткой, но... Но если только не знать, кто такой Илон Маск. Этот канадско-американский инженер создал компанию, которая самостоятельно и почти без всякой привязки к государствам (если не считать контракты с NASA) разрабатывает космические корабли и даже замахнулась на космический туризм. Хотите побывать в космосе? Платите – и вас доставят на орбиту, а потом заберут. Заказы на полеты на Луну? Без проблем. Есть ли основания у господина Маска рассчитывать на успешное завершение такого действа?
Еще какие! Его компания уже разработала ракету-носитель Falcon и ее модификацию Falcon 9, а также космический корабль Dragon, который уже успел пристыковаться к МКС. Первый частный космический корабль у Международной станции – все это можно занести в достижения компании Маска.
Сейчас наиболее востребованными являются ракеты-носители семейства Falcon. Несколько дней назад эта ракета-носитель совершила неудачное приземление – жесткую посадку на плавучую платформу в Тихом океане. Но никакого удара по репутации SpaceX это не нанесло – по сути у NASA невелик выбор с кем сотрудничать. Либо летать на российских кораблях, либо платить огромные деньги за Atlas-5, либо недорогой и экономичный Falcon 9.
Конкуренция
Итак, кто же все-таки с кем конкурирует в космосе? Все вышеперечисленные страны – друг с другом или же только Россия и США? Если поставить себе этот вопрос, то ответ будет однозначным: только Россия с США. Остальные космические державы серьезно отстают по технологиям. Более того, сложилась парадоксальная ситуация: США, имеющие самую мощную программу освоения космоса, обладающие очень щедрым финансированием, вынуждены сотрудничать с Россией. Дело в том, что при производстве Atlas-5 и других американских ракет используются российские и украинские комплектующие, в частности, разгонные блоки.
Иными словами, конфронтация в космосе между двумя лидерами невозможна в силу того, что между ними существует своеобразный пакт о взаимовыгодном сотрудничестве. "Мы вам деньги – вы нам комплектующие". Именно по этому принципу и строятся все отношения между NASA и Роскосмосом.
Что касается других держав, то ближе всего к лидерам подобрался Китай. В целом, мир космических держав неуклонно расширяется. В скором будущем своими космическими грузовиками, доведенными до ума, будут располагать Бразилия и Казахстан. При определенных обстоятельствах на нечто подобное может рассчитывать и Украина, производящая комплектующие для ракет. Есть перспективы в космической промышленности и у Пакистана с Мексикой.
Но все же, приходится признать, перспективы частных компаний в космосе сейчас выглядят едва ли не предпочтительнее, чем государственных корпораций. Холодная война закончилась, США и Россия уже не вкладывают гигантские суммы в космическую гонку. А делать из посещений космоса бизнес – занятие не только доходное, но и актуальное. Так что господин Илон Маск имеет хороший шанс войти в историю не только как глава компании SpaceX, но и как пионер, организовавший первую высадку на Марс.