В Московском государственном техническом университете гражданской авиации в рамках проекта "Университетские субботы" прошла лекция под названием "Русский космизм: идея расселения человечества в космическом пространстве". Профессор и доктор философских наук Ольга Гаранина рассказала старшеклассникам и студентам об истории русского космизма - о том, насколько правдоподобна идея расселения людей в космическом пространстве, есть ли необходимость в освоении других планет и удастся ли кому-нибудь воплотить эту идею в жизнь. Прямую трансляцию мероприятия провело сетевое издание M24.ru.
- Здравствуйте, все. Более пятидесяти лет назад первый житель Земли вылетел в открытый космос. За прошедшие 50 лет космическое пространство посетило более 500 человек. Это мало и одновременно много, если мы вспомним о том, как трудно и тяжело осваивать человеку космическое пространство. Возникает вопрос, и у меня он возникал, и уверена, он может возникнуть и возникал наверняка у каждого сидящего в этой аудитории: почему человек покидает свою уютную, хорошо обжитую Земли и летит в это пустое, холодное, бесконечное пространство космоса? Для чего? Для того, чтобы получить там какие-то новые предметы, которые он не может получить на Земле, ощутить какие-то новые чувства? Для того чтобы начать ответ на этот вопрос, давайте обратимся к основным понятиям, характеризующим то пространство, куда улетают люди, покидая планету Земля. Это понятие космос и понятие Вселенная.
Казалось бы, идентичные понятия, означающие одно и то же - пространство, в которое улетает человек, покидая планету Земля. Но между ними существует принципиальная, глубокая разница. Термин космос имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает "порядок, упорядоченное целое". Вы можете понять глубже смысл этого слова, если вспомните, что понятие космос является корневым в понятии косметика - наведение порядка. Космос как порядок, как упорядоченное целое, которое существует по определенным законам, и законы этого порядка человек может познать. Вот западная ориентация в освоении космического пространства. Познать космос как упорядоченное целое, как порядок, который существует по определенным законам, узнать гармонию, обеспечивающую этот порядок.
А термин Вселенная в своем корне содержит слово "село, селиться, селение". Вселенная – это место, где селятся люди. И тут возникает вопрос: а как это понятие вселенная, "селение для людей", стало использоваться для определения космического пространства? Для ответа на этот вопрос мы обращаемся к нашему отечественному мыслителю, к сожалению, далеко не оцененному и практически забытому, труды которого только сегодня начинают осваиваться, - Николаю Федоровичу Федерову.
Николай Федорович Федоров прожил очень, с вашей точки зрения, тоскливую и скучную жизнь. Он практически все время работал учителем в разных городах России, преподавал в гимназии и более 25 лет он служил хранителем в каталожном зале библиотеки Румянцевского музея. Всем вам известное здание. Наверняка, кто-нибудь проходил мимо, а кто-нибудь даже и посещал его. Вот в каталожном зале этой библиотеки Николай Федорович и проработал более 25 лет. Сегодня это крупнейшая в России Российская государственная библиотека.
Надо сказать, что, работая в каталожном зале, Николай Федорович знал все без исключения книги, которые составляли фонд библиотеки. Причем он знал их не только по каталожным карточкам и по корешкам. Он знал содержание каждой книги, которая находилась у него на попечении. Он знал несколько языков: французский, итальянский, немецкий, португальский, китайский - и читал книги на этих языках. То есть он был всесторонне образованным человеком, занимая такую скромную должность. И, тем не менее, он вошел в историю Москвы и России как человек, который очень много сделал для разработки идей освоения космического пространства.
В библиотеку к Федрову очень часто ходили выдающиеся мыслители, поэты и писатели. На картине Леонида Осиповича Пастернака "Три философа" вы можете увидеть тех личностей, которые составляют гордость российской интеллектуальной мысли. Это Лев Николаевич Толстой и Владимир Сергеевич Соловьев. "Три философа". Леонид Осипович Пастернак и Николая Федоровича Федорова отнес к плеяде философии как учения о том, как существует, как развивается мир. Посмотрите, это художник, который является отцом известного вам поэта, писателя Бориса Пастернака. Он приходил в библиотеку для того, чтобы получить сведения о жизни Льва Николаевича Толстого, подружился с Федоровым и тайком от него делал наброски портрета, потому что Федор был очень скромным человеком. Делал наброски портрета и в конце концов написал эту картину. Надо сказать, что Лев Николаевич Толстой гордился своим знакомством с Федоровым. Он писал в своих дневниках о том, что "я горжусь, что живу в одно время с этим человеком". И когда он писал в дневнике "сегодня иду в Румянцевскую библиотеку", это означало, что он идет на встречу с Николаем Федоровичем Федоровым.
И тут возникает вопрос, а что же сделал этот человек, которого московские интеллигенты величали "московским Сократом"? Значит, он что-то сделал для понимания человеком своей жизни более глубоко, значит, он вел беседы, которые касались существования человека в мире? Да, это так.
Федоров, постольку поскольку он все время работал с книгами, очень высоко ценил научные знания. И считал, что с помощью научных знаний человек может осуществить регуляцию природы. Вот это словечко регуляция - одно из любимых этого мыслителя.
"Регулируя природу, используя знания законов, - говорил Федоров, - человечество может избавиться от землетрясений, наводнений, уничтожить засуху. Но, что самое главное, с помощью научных знаний человек может решить свою целевую задачу, уничтожив мировое зло".
А что понимал Федоров в качестве мирового зла? Ту беду, которая преследует человека с момента его рождения: самое страшное зло в мире, по Федорову, - это смерть. Человек рождается для того, чтобы умереть. Но это несправедливо, потому что природа дает человеку жизнь для того, чтобы он жил. Человек может и должен быть бессмертным. И поэтому задача науки заключается в том, чтобы сделать человека бессмертным.
Наука может это сделать. Федоров был глубоко убежден в том, что научные знания достигнут того уровня, что человек получит в конечном итоге свое бессмертие.
Но здесь встала еще и другая проблема, которая возникла в связи с тем, что Федоров был глубоко религиозным человеком. И он знал, что в Православной религии одним из основных догматов является догмат о воскрешении во плоти. Он говорил о том, что Христос завещал человечеству осуществить эту задачу. Осуществить воскрешение тех, которых уже нет. Решить задачу воскрешения умерших. И, обращаясь к науке, он говорил о том, что это тоже возможно. С помощь научных знаний, говорил Николай Федорович, можно воссоединить рассеянные молекулы и атомы и воссоздать тех людей, которых уже нет с нами. Дети должны стать отцами своих отцов. Вдумайтесь в это положение. Дети должны стать отцами своих отцов. Это общее дело человечества. Так называется основная работа Николая Федоровича Федорова. Причем работа была издана не им, она была издана его учениками и раздавалась бесплатно всем желающим. Здесь собраны основные мысли и идеи Федорова, его наброски о том, как наука может воскресить тех, которых уже нет. Он был глубоко убежден в этом: задача человечества, цель человечества - сделать так, чтобы человек был бессмертным, и чтобы те, кто уже ушел в небытие, снова жили, снова воскресли. Общее дело человечества.
Но здесь возникает еще одна проблема: если человек будет бессмертным, и если будут воскрешены многие и многие поколения умерших, на планете Земля не останется места для жизни. Как решить эту проблему? И Николай Федорович говорит о том, что человечество должно сделать своим домом все планеты, которые существуют в космическом пространстве. Человечество должно расселиться в космосе. Сделать космос своим домом. Вот откуда появляется понятие Вселенная - человечество расселяется в космическом пространстве и живет там так же, как оно живет на планете Земля. Но интересный очень момент в этой концепции Николая Федоровича Федорова заключается в том, что, очень высоко ценя научные знания, он считал, что, овладев законами, по которым существует Земля в космическом пространстве, человек сможет управлять Землей как космическим кораблем. Он станет "земноходом", то есть, используя Землю как средство передвижения в космическом пространстве, человек сможет посещать, будучи жителем Земли, одну, и другую, и третью планету. И так он освоит все планеты космического пространства, станет "планетоводом". Вот такое у него есть словечко – "планетовод". То есть человек живет в космическом пространстве, как в своем доме, как в селении. И он передвигается от планеты к планете, посещая других людей, которые там живут. Странная, казалось бы, идея. Но эта идея легла в основу учения философского, научного и культурного, которое составляет, уважаемые слушатели, гордость нашей российской мысли.
Это направление называется "русский космизм". Обратите внимание на словосочетание. Наши отечественные ученые, философы, доказали важность и необходимость расселения человечества в космическом пространстве.
Когда Николай Федорович Федоров работал в библиотеке Румянцевского музея - Румянцевской библиотеке, - изредка к нему заходил молодой человек семнадцати лет. Брал у него книги, оставался послушать те беседы, которые вел мыслитель-библиотекарь с приходящими к нему философами, писателями и поэтами, увлекся идеями Федорова. Этот молодой человек вам, друзья мои, очень хорошо известен - Константин Эдуардович Циолковский.
Константин Эдуардович Циолковский, которого именно Федоров Николай Федорович приобщил к идее о необходимости освоения космического пространства человеком. Сегодня имя Константина Эдуардовича вам хорошо известно. Его называют отцом русской космонавтики. Но его называют отцом русской космонавтики по одной простой причине: потому что он изобрел ракету (мы с вами чуть позже посмотрим и поговорим об этом). Он обосновал основные принципы ракетостроения. И не случайно сегодня многие принципы в ракетостроении, которые были сформулированы Циолковским, используются в современном процессе создания этих космических аппаратов.
Дело в том, что Константин Эдуардович работал не столько над техническими системами, дающими возможность выхода за пределы Земли, сколько решал ту проблему, которая была поставлена Федоровым Николаем Федоровичем. Он решал проблему, как жить воскресшему и бессмертному человечеству в космическом пространстве. То есть он решал прежде всего вот эту чисто гуманистическую, философскую идею. И прежде, чем мы ее более глубоко обсудим, мне хотелось бы отметить следующее: у Константина Эдуардовича была очень сложная и очень поучительная судьба. Дело в том, что, когда ему было 10 лет, он очень тяжело заболел. Простудился и результатом запущенной болезни была глухота. Может быть, кто-то из вас это знает, если нет, сегодня узнаете. Он, по существу, ничего не слышал. Он был человек, который не ощущал звуки окружающего мира. И вот вследствие этого своего недостатка или, как он называл, вследствие своего "калечества", Циолковскому пришлось очень много работать над собой, занимаясь самообразованием. Его просто исключили из гимназии, когда он обучался в третьем классе, потому что он не слышал, что говорил учитель. Наступило, как говорил в свое время Константин Эдуардович, время отупения: "Я чувствовал себя глупым по сравнению с теми учениками, с которыми сидел за одной партой". Ему пришлось уйти из школы, и он занимался самостоятельно. Когда ему исполнилось 17 лет, отец отправил его в Москву для того, чтобы он поступил в университет. Но он тоже не смог учиться в университете. По одной простой причине: он не слышал, что говорят преподаватели. Поэтому он бросил университет и три года прожил в Москве, занимаясь самообразованием. Но эти три года имели очень большое значение для Циолковского. Потому что, занимаясь самообразованием, он читал книги. А за книгами он ходил в библиотеку к Николаю Федоровичу Федорову. И познакомился там с идеей необходимости выхода человека в космическое пространство. Вот что беспокоило Константина Эдуардовича.
Позвольте мне цитату, высказывание из его работ, вам представить: "Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о ее судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракета для меня – только способ, только метод проникновения в глубину космоса. Но отнюдь не самоцель. Не доросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем. Так думают, к сожалению, многие, кто говорит или пишет о ракетном корабле. Не спорю, очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству. И ради этого расселения я хлопочу. Вся суть – в переселении с Земли и заселении космоса. Надо идти навстречу, так сказать, космической философии". Это он сказал в своей работе "Теория космических эр". Мы еще вспомним эту работу.
Посмотрите, как часто здесь используется слова "переселение", "расселение", "Вселенная", да? Как дом, где будет жить человечество. Но для любого переезда нужны, прежде всего, средства передвижения. И Константин Эдуардович решал эту техническую задачу.
Надо сказать, что решал он эту техническую задачу, находясь в достаточно бедственном положении. Он работал учителем математики в реальном училище сначала Боровска, потом города Калуги. Вследствие того, что недугом его была глухота, с работой он справлялся достаточно хорошо, но не так, чтобы другие учителя и коллеги относились к нему с большим уважением. И Константин Эдуардович все свое свободное время посвящал конструированию воздухоплавательных аппаратов. То есть летательных аппаратов. Он жил в Калуге в небольшом домике на окраине Калуги, который купил, проработав несколько лет учителем математики. Домик был однокомнатный. Там была одна гостиная. И Циолковский, проживая там с семьей, постепенно этот домик расстраивал. До настоящего времени этот дом в Калуге существует, он превращен в дом-музей Циолковского и, если будете в этом городе, пожалуйста, его посетите.
Надо сказать, что калужане очень уважают своего знаменитого земляка. Они поставили ему много памятников. И вот один из памятников я решила вам продемонстрировать. Дело в том, что Константин Эдуардович очень любил кататься на велосипеде, и каждый день он брал велосипед и катался по улицам города Калуги, где его могли наблюдать жители. Вот они ему поставили такой интересный памятник.
Но не столько преподавание математики, сколько идея создать технические системы, способные вынести человека в космос волновала Константина Эдуардовича. Он начинал с малого. Он начинал с того, что знакомился с литературой, которая была посвящена проблемам воздухоплавания. Но заглядывал в будущее. Интересно, что его эти вот взгляды в будущее, нашли подтверждение в современных результатах посещения астронавтами и космическими станциями разных планет.
Одна из первых работ фантастического направления, написанная Циолковским, называется "На Луне". Он описывает путешествие двух друзей, которые каким-то образом попали на Луну, описывает поверхность планеты, кратеры, которые там находили, горы, которые они видели. И следует отметить, что американские астронавты, которые побывали на Луне, в принципе дали такое же описание поверхности планеты, которое в свое время дал Константин Эдуардович Циолковский. То есть он сумел мысленным взором заглянуть в будущее, увидеть то, чего еще нет.
Константин Циолковский в своем рабочем кабинете. Сзади - модели цельнометаллических дирижаблей его конструкции. Фото: ИТАР-ТАСС
Но повторю: прикасаться к воздухоплаванию он начал с конструирования дирижаблей. Он пытался усовершенствовать те дирижабли, которые существовали в тот период и которые использовались достаточно широко. Он обратился в военное ведомство со своими проектами для того, чтобы получить средства для создания опытных образцов и доказать их полезность. Но ему отказали, не сочли нужным и важным участие государства в таком, казалось бы, для нас сегодня очевидно важном, но в то время неважном деле, как строительство усовершенствованных дирижаблей. И Константин Эдуардович сам на свои средства в мансарде того домика, который мы с вами только что видели, сам построил эти модели дирижаблей, и они до настоящего времени в этом домике находятся. Так что вы можете на них посмотреть.
Изучая литературу по воздухоплаванию, Константин Эдуардович в 1903 году в журнале "Научное обозрение" опубликовал одну из первых своих работ, посвященную передвижению в космическом пространстве. Она называлась "Исследование мирового пространства реактивными приборами". Эта работа впервые была опубликована в 1903 году. Через некоторое время Константин Эдуардович издал продолжение этой работы, где он предложил другие системы, связанные с ракетостроением. И издал первую и вторую части отдельной книгой уже в 1914 году, которая здесь представлена. Я специально вам предлагаю ознакомиться с названием этой книги и посмотреть на проекты ракетных кораблей, которые моделировал Циолковский для того, чтобы мы вместе с вами вспомнили девиз космонавтики, принятый современной космонавтикой. Потому что вторая часть этой работы заканчивается знаменательными словами, которые и здесь на выставке вы увидите: "Земля – это колыбель разума. Но нельзя вечно жить в колыбели". Вот на что обратил внимание Константин Эдуардович. Да, Земля – это колыбель разума, Земля – это место, где живут люди, но нельзя вечно жить в колыбели, надо покинуть это место, покинуть это жилище и расселиться в космическом пространстве.
Схема дирижабля конструкции Циолковского. Фото: ИТАР-ТАСС
И здесь еще хочу отметить один интересный момент, или аспект деятельности Константина Эдуардовича: вы, наверное, заметили, что - я даже неоднократно об этом сказала - работал он учителем математики. Он не занимался такой широкой научной работой, издавал все труды, которые вам представлены, за свой счет. Продавались они очень плохо, и, соответственно, такой научной популярности, или популярности в научных кругах, у Константина Эдуардовича не было. В 1923 году в Германии немецкий ученый Герман Оберт публикует работу, где он излагает основные принципы ракетостроения. Эта работа была переведена на русский язык, и отечественные газеты сразу опубликовали множество хвалебных рецензий по отношению к этой работе, утверждая, что принципы ракетостроения, предложенные немцем Обертом, говорят о том, что человечество может создать технические системы, с помощью которых оно выйдет за пределы Земли.
Когда Циолковский познакомился с работой Оберта (1923 год) и с рецензиями, которые писали наши отечественные ученые на работу немецкого ученого, он был очень возмущен: он за свой счет издал свою работу, опубликованную в 1903 году, разослал в научные учреждения, послал эту работу "Исследование мировых пространств реактивными приборами" первую, еще 1903 года (а речь идет о 1923 годе, 20 лет прошло) послал в Германию, и случилось, друзья мои, то, что должно было случиться. Немецкий ученый Герман Оберт признал приоритет Циолковского в разработке принципов ракетостроения, в разработке принципов полета космической ракеты. Но тем самым, это очень важно, был признан приоритет отечественной космонавтики, отечественного ракетостроения. Я говорю о том, что, если бы не активность Циолковского, он сам издал свою работу, сам осуществил ее рассылку, если бы не эта активность ученого, учителя математики, то приоритет в создании ракетостроения принадлежал бы не России. Это тоже говорит о том, что Константин Эдуардович был не только ученым планетного масштаба. Он любил свою родину, любил Россию и, конечно же, заботился о том, чтобы то знание, которое принадлежит лично ему, стало достоянием широких кругов.
Константин Эдуардович был озабочен не только тем, чтобы построить ракету, обеспечить технически идею расселения человечества в космическом пространстве. Обратите внимание, в тех моделях, которые вы видите, представлены не только элементы ракетного двигателя в разных его вариациях. Посмотрите, везде Циолковский заботится о человеке, который будет находиться в этой ракете. Он заботится о том, чтобы были определенные условия, которые не помешают человеку совершать многодневные перелеты в космическом пространстве. Это то, что сегодня у нас называется эргономика – удобное рабочее место. И об этом не забывал Константин Эдуардович. А мы его представляем, как он правильно отметил, неким однобоким техником. А он, прежде всего, мыслитель космического масштаба, и неслучайно его концепция называется "Космическая философия". Он считал, что задача человечества - нравственная задача человечества - заключается в том, чтобы усовершенствовать космос, превратив его в дом для землян. Но может это сделать человек только тогда, когда он покинет пределы Земли и станет в этом космическом пространстве, поселяясь на разных планетах, хозяином космоса. И не случайно в работах Циолковского речь идет не только о ракетных двигателях как элементе космической ракеты, позволяющих выйти за пределы Земли. В его работах идет речь и о космических орбитальных станциях, которые стали реальностью только через 50 лет после его смерти. Он говорит о космических ракетных поездах, которые будут доставлять людей от одной планеты к другой. И сегодня эти орбитальные космические станции – это уже международные космические станции – они представляют собой рабочее место для людей. Сменяются экипажи, которые живут там длительное время. Проводятся разнообразные опыты, эксперименты, ведутся научные исследования. То есть человечество начинает, следуя посылам ученого, осваивать космическое пространство.
Циолковский был глубоко убежден в том, что в процессе развития человек в космосе, усовершенствуя этот космос, в конечном итоге сольется с ним. У него была идея превращения человечества в лучевое человечество. То есть по мере развития человечества доля вещества в космическом пространстве, как телесность человека в том числе, будет исчезать. Будет нарастать энергия, которая превратить человека в лучевую субстанцию. Он говорит, человек научится включать внутри атомов некие энергетические силы, которые позволят превращать вещество в луч. И тем самым произойдет некое охватывание разумом всего космического пространства. Космос станет разумным вследствие того, что в нем везде будет человеческий разум. Это задача существования и развития человечества.
Следует сказать, что идеи Циолковского в свое время были недостаточно оценены. Калужане, жители города, где преподавал математику Циолковский, относились к нему, как к некому чудаковатому человеку, плохо слышащему, который со своими идеями - странными идеями освоения космического пространства - иногда даже мешал им. Но Циолковского часто приглашали читать лекции о космосе, о возможности освоения космоса с помощью реактивных двигателей. И вот однажды, читая лекцию в реальном училище, Циолковский после окончания лекции получил очень много вопросов. Увидев, что слушатели заинтересованы, он пригласил их к себе домой на следующий день. Из всех слушателей, которые присутствовали на лекции, к Циолковскому пришел только один. Это был Александр Леонидович Чижевский, основатель космобиологии, космомедицины, учения об активном влиянии космоса и особенно влияния солнечной активности на жизнь людей.
Александр Леонидович является пионером в науке не просто в фантазийных размышлениях о том, как влияет космическое пространство на человека, на его самочувствие. Он является пионером в научной разработке этих проблем. И вот сегодня, когда мы говорим о влиянии геомагнитных возмущений на самочувствие человека, когда мы говорим о влиянии фаз Луны на процессы, которые происходят на Земле, все это связано с именем Чижевского. Еще будучи совершенно молодым человеком, беседуя с Циолковским, как Циолковский, в свое время, увлекся учением Федорова о необходимости выхода землян в космическое пространство, так и Чижевский, беседуя с Константином Эдуардовичем Циолковским, увлекся идеей единства человека и космоса. И эта идея постоянно находилась в центре его внимания.
Надо сказать, что еще совсем молодым человеком, когда ему было 17 лет и началась Первая мировая война, он пошел на фронт. Был практически сразу же ранен, вернулся домой и в период лечения он занимался сбором статистических материалов о влиянии космических процессов на процессы, которые происходят на Земле. Но шла Первая мировая война. И, конечно же, Чижевский, поскольку сам был на полях боевых действий, фиксировал победы и поражения русских войск и обратил внимание на то, что эти процессы, которые происходили на войне, соотносятся с процессами, которые происходят на Солнце. А Солнце, как вы прекрасно знаете, - это не некая, так сказать, зеркальная субстанция. На Солнце могут появляться пятна. Они не постоянны, они когда-то появляются, когда-то исчезают. На Солнце могут происходить протуберанцы, выплески энергии, которые тоже эпизодичны. И вот, соединяя статистику пятен и протуберанцев, которые были им наблюдаемы на Солнце и в научных исследованиях получавшие отражения, и статистику военных действий, Александр Леонидович пришел к выводу о том, что эти процессы неразрывно взаимосвязаны. Вот эта идея, идея о том, что космическое пространство влияет на все, что происходит на планете Земля, легла в основу его основных трудов. Посмотрите, они так и называются: "Физические факторы исторического процесса", "Земное эхо солнечных бурь". Эта работа, несмотря на то, что фотография достаточно зрелого человека, эта работа была написана, когда Александру Леонидовичу Чижевскому было всего 24 года. И здесь он обобщил в том числе и тот материал, о котором мы только что с вами говорили. Работа вся построена на анализе статистических материалов, разных процессов, которые происходят на Земле и тех процессов, которые происходят на Солнце. Убедительно доказал этот ученый, что Земля и человечество как продукт земного развития неразрывно связаны с космическим пространством. Как тут не вспомнить, уважаемые слушатели, слова английского поэта XVI века, писавшего "Все в мире связано, мой друг. Примеров мы не будем множить. Цветка ты не заденешь вдруг, чтобы звезды не потревожить". А наш отечественный ученый Чижевский доказал это с помощью научных методов.
Дело заключается в том, что Александр Леонидович сегодня вам известен в том числе и по некоторым бытовым приборам, которые используются в наших квартирах для ионизации воздуха. Потому что он был глубоко убежден в том, что мы должны помочь человечеству физически справиться с теми процессами, космическими влияниями, которые встретятся человеку во время передвижения по космическому пространству. Посмотрите, вот высказывание, которое я предлагаю вам для того, чтобы обосновать ту идею, о которой я вам говорила: "Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, значительно в большей степени есть явление космическое, нежели земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца. Этой грандиозной совокупности, туманности, звезд, Солнца и планет". Вот основная идея: жизнь на планете Земля – это результат не только тех процессов, которые происходят на планете Земля, это результат воздействия космических сил. Мы с вами еще вернемся к этой идее немного позже.
Сейчас предоставляю вашему вниманию результат статистических анализов, проведенных Александром Леонидовичем Чижевским. Посмотрите, как взаимозависимы, как взаимно влияют рождаемость в Европе и появление на Солнце пятен. То, что называется солнечной активностью. Вот они, графики, тесно связаны. Физический процесс – рождаемость, связана с активностью на Солнце. Вот график болезней: заболевания в России холерой, заболевания гриппом, а вот этот – посмотрите, очень значимый для землян график. Последний, под буквой "Д". Это урожайность зерновых в России и зависимость уровня урожайности от активности Солнца, от солнечной активности. Следует отметить, мы с вами только что говорили об основных работах Александра Леонидовича, что не только физиологические и физические процессы, связанные с телесным существованием землян, определяются активностью космоса, космических процессов.
Если кто-то интересуется этой проблемой, он найдет много интересного материала, подтверждающего, что, как говорил Чижевский, не только на телесные процессы, не только на физические, физиологические процессы влияют вот эти магнитные бури, активность Солнца и другие космические элементы. Они также влияют на социальное поведение людей. Убедительно в своей работе Чижевский доказал, что крестовые походы, войны в истории человечества, появление и деятельность великих личностей – все это связано, уважаемые слушатели, с процессами, которые происходят в космическом пространстве. Прежде всего, по Чижевскому, с активностью Солнца. И вот в данном случае мы могли бы озаботиться этой проблемой и в социальном плане. Наблюдение за активностью Солнца дает возможность предугадывать те социальные волнения, социальные катаклизмы, техногенные аварии и катастрофы, которые, возможно, будут случаться в этот период. Так оно и происходит: если случается некая техногенная катастрофа, мы можем ее соотнести в этот период со всплеском солнечной активности.
Александр Леонидович был выдающимся ученым своей эпохи. Он разработал учение, которое получило мировую известность. Но судьба его, так же, как и судьба Федорова Николая Федоровича и Циолковского Константина Эдуардовича, была далеко не благостной. Дело в том, что в 1942 году, в самый расцвет своей научной деятельности, Александр Леонидович по доносу был арестован и провел в лагерях 8 лет. В 1950 году он был сослан, и в ссылке он провел еще 6 лет. И вот смотрите: 14 лет своей активной деятельности этот величайший отечественный ученый был оторван от приборов, от научного общения, от нормального процесса научной деятельности. Но даже в заключении, даже в ссылке ученый остается ученым. Он работал в лагерной больничке и проводил там научные исследования влияния космических процессов, солнечной активности, на процессы кроветворения, на разные болезни человека и, соответственно, все эти результаты фиксировал, записывал. Но продолжить активно свою деятельность после того, как он был выпущен из лагеря в 1956 году, он уже не мог в достаточной степени. Это был очень больной человек. И надо сказать, что мировая общественность, научная, она помнит Чижевского, который до заключения, до ареста был членом очень многих зарубежных международных научных академий. И надо сказать, что в Парижском университете, в Сорбонне, есть барельефы наиболее выдающихся ученых мира. И барельеф Александра Леонидовича Чижевского находится в этом французском университете - в Сорбонне.
Идея Чижевского о единстве космоса и процессов, которые происходят на Земле, была инициирована беседами с Константином Эдуардовичем Циолковским. Чижевский не занимался разработкой технических систем. Его привлекал другой аспект этой же проблемы: проблемы расселения человечества в космосе, почему мы и относим его к направлению русского космизма. Он озаботился вопросом о том, как человек может переносить вредное влияние космоса. И как можно нивелировать эти процессы, процессы, которые могут нанести вред здоровью человека.
Приблизительно в этот же период, когда Чижевский разрабатывал свое учение о взаимодействии солнечной активности и биологических процессов, происходящих на планете Земля (уже ученый, выдающийся ученый, признанный, имеющий мировое признание), так вот, в приблизительно этот же период начал свою научную деятельность и еще один представитель русского космизма, который решал проблему единства земной и космической жизни, единства Земли и космоса - Владимир Иванович Вернадский. Вот здесь портрет Вернадского в 20-летнем возрасте. Здесь он молодой человек, студент (может быть, кто-то из присутствующих где-то даже и старше его в этот период). В этом году мировое научное сообщество отмечает 150 лет со дня рождения Вернадского. Это выдающийся ученый, который внес очень много нового в решение проблемы влияния космоса на жизнь землян. Но Вернадский эту проблему повернул немного в другой ракурс: он стал анализировать и исследовать, как деятельность людей, может повлиять на космическое пространство.
Вспомним, мы с вами говорили, что Циолковский полагал, что целевая задача землян заключается в том, чтобы способствовать совершенствованию космоса. Практически эту же идею обосновывает и развивает Владимир Иванович Вернадский. Вам всем прекрасно известно, что Владимир Иванович Вернадский внес в науку одно очень важное понятие, категорию, которая позволила по-новому взглянуть на место жизни в существовании Земли.
По своему основному образованию Владимир Иванович был геолог. Он закончил геологический факультет и по существу специализировался в области геологии. И вот, осуществляя научные исследования в области геологии, Вернадский обратил внимание на то, что очень многие геологические процессы на Земле связаны с деятельностью живых организмов. Более того, некоторые элементы земной поверхности являются результатом деятельности живых организмов. И формулирует понятие биосферы. В 1926 году публикует книгу "Биосфера", и с этим понятием знакомится мировая общественность. Оболочка планеты, заселенная живыми организмами, и преобразованная их деятельностью. В данном случае Владимир Иванович подчеркивает идею о том, что жизнедеятельность организмов в процессе их развития превращается в геологическую силу, под влиянием которой изменяется оболочка планеты. Иными словами, если мы традиционно привыкли с вами считать, что живое на планете Земля - а, кстати, Владимир Иванович был глубоко убежден в том, что живое существо существует только на планете Земля, и в этом он видел космическое значение нашей планеты - если живое вещество является результатом развития неживого, то, с точки зрения Вернадского, в процессе развития и утверждения живой материи, живого вещества на планете Земля неживое все более охватывается этой деятельностью. И уже неживая материя, неживое вещество на нашей планете является результатом деятельности живого.
Биосфера – это та оболочка планеты, которая сегодня, по Вернадскому, составляет геологическую силу. Но еще один очень важный момент мы найдем в учении Владимира Ивановича. Живая материя, живое вещество на планете Земля возникает, существует и развивается не случайно, а для того, чтобы внутри этого живого вещества был порожден разум, мысль, носителем которой является живое. И в процессе развития живого эта мысль, разум, становятся все более мощной силой. И уже не только и не просто живое вещество превращается в геологическую силу, преобразуя поверхность планеты Земля. Вот этой геологической силой становится разум человека. Мысль, которая охватывает всю земную оболочку и начинает изменять ее, эту земную оболочку. Но,поскольку мысль более активно развивается, чем живое вещество, эта мысль начинает осваивать околоземное пространство. Мысль проникает в космос. Мысль переделывает космос для реализации потребности человека. И наверняка многие присутствующие в этой аудитории знают о таком понятии, которое выросло из понятия биосфера, как ноосфера.
Посмотрите, университет Сорбонна, о котором мы сегодня уже упоминали, в 20-е годы Владимир Иванович Вернадский читал в этом университете лекции о биосфере и о том, что внутри биосферы появляется разум, мысль, действие которой охватывает околоземное космическое пространство. И с помощью этой мысли жизнь с планеты Земля выйдет в это космическое пространство, попадет на другие планеты. И вот эту лекцию, которую читал в парижском университете Владимир Иванович Вернадский, слушали два друга, два товарища: французские студенты Леруа и Тейяр де Шарден. Они были увлечены той идеей, увлечены идеей о том, что мысль становится космической силой. И именно им, Леруа и Шардену, принадлежит вот это понятие - ноосфера, с которым они пришли к своему учителю, лектору Владимиру Ивановичу Вернадскому и говорят: "Вот такое понятие – сфера разума (νόος (нус) – по-гречески, разум, σφαῖρα (сфера) – оболочка). Сфера разума. Иными словами, вокруг планеты Земля появляется еще одна оболочка, разумная оболочка. Но между трактовкой ноосферы у Тейяра де Шардена и у Владимира Ивановича Вернадского существует принципиальная разница: дело заключается в том, что Тейяр де Шарден – это теолог. Он связывал ноосферу с божественным разумом. А Вернадский подходил к этому делу очень практически: он считал, что сфера разума с планеты Земля расширяется в область космического пространства через целенаправленную деятельность человека. Человек осваивает космическое пространство целенаправленно. Эта направленность говорит о том, что развитие не только планеты Земля, а развитие космоса становится разумным. Цель задается человеком, и космос развивается, согласно этой цели.
Эти идеи, высказанные представителями русского космизма - мы только с вами назвали четыре фамилии, мы разобрали в самом общем виде только 4 взгляда на то, как понимается космос в виде дома, в котором будет селиться человечество - вот эти четыре идеи и сегодня продолжают жить, оказывая очень большое влияние на понимание того, что же будет с человечеством в ближайшем будущем.
Владимир Иванович Вернадский сегодня является основоположником такого мощно развивающегося научного направления, как глобалистика. Он впервые заговорил о том, что проблемы, возникающие на планете Земля, имеют планетарный, глобальный характер. Эти проблемы должны очень быстро и очень активно решаться усилиями всего человечества. Наша Земля - это дом, где живут люди, дом, где живут земляне. Она обжита, она уютна. Но своей деятельностью человек иногда - деятельностью, которая имеет результат совсем не такой, который предполагался, - человек может привести эту Землю к разрушению, к необратимой деградации. И тогда встанет вопрос: а как выживать человечеству? Дело в том, и вы это запомните, что дело выживания человечества сегодня связывается с освоением космического пространства. Освоение космического пространства в целях расселения человечества – это стратегическая задача пилотируемой космонавтики. Сегодня космонавтика развивается, преследуя эту цель: как человечеству расселиться в космосе. И вот эта вот задача может быть решена, согласно современным представителям русского космизма, по двум направлениям. С одной стороны, человечество может создать космические искусственные планеты. Мы с вами только что видели Международную космическую станцию, самый мощный техногенный объект сегодня в космосе. И вот эта станция будет обрастать другими. Дальше – больше. И возникнет некая искусственная планета, где люди будут жить так же, как на планете Земля. То есть, создание искусственных планет. Кажется, это фантастика, но нет ничего более реального, чем фантастические идеи, которые связаны с реальными процессами, происходящими на Земле. То есть создать искусственные космические объекты. И второе направление: земляне могут расселиться в космосе, если они приспособят для жилья те планеты, которые сегодня уже как бы показывают свою возможность для экспансии землян.
Мы пока еще недостаточно владеем теми особенностями, которые характеризуют планеты нашей Солнечной системы. Мы можем только догадываться по тем данным, которые доставляют нам космические аппараты, посылаемые туда только в экспериментальных целях. Но вполне возможно, что будет найдена планета, а может быть, не одна, где человечество может расселиться. Это дело не завтрашнего дня. Это даже не через 1000 лет, а, как говорил Циолковский, может пройти много-много тысяч лет. Но это перспектива существования человечества – расселение в космическом пространстве. Реализация идеи, которая была заложена нашим отечественным мыслителем, простым работником библиотеки Николаем Федоровичем Федоровым. Но не забудьте, что эту проблему он поставил среди решений двух гуманистических задач. Это – достижение бессмертия человечества и воскрешение ушедших поколений.
Спасибо за внимание.
Вопросы?
- А как же с окислителем? Кислородом?
- Сегодня мы можем говорить о том, что мешает нам существовать в космическом пространстве, потому что мы больше об этом знаем, что мешает человеку в чисто физиологическом отношении. Но речь идет о том, что наука сегодня... вот вы задаете этот вопрос, потому что мы знаем, наука над этим работает. Но многое еще мы не знаем. И поэтому задача заключается в том, и сидящие в этой аудитории обязательно примут в этом участие, чтобы все больше и больше узнавать о космическом пространстве то, что нам неизвестно, чтобы решить эту задачу. Как стратегическую, как я сказала, цель – выживание землян.