Форма поиска по сайту

Дневник Ломоносовского обоза. День 7. Вологда

Фото: m24.ru/Иван Носатов

В пятницу, 1 апреля, из Москвы в Архангельск отправился необычный поезд. В нем – 100 одаренных школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья, которым предстоит возвратиться в столицу две недели спустя. Они повторят путешествие Михаила Ломоносова, который зимой 1730 года взял сундук с книгами и покинул родные Холмогоры во имя разума. Корреспондент m24.ru Иван Носатов отправился в путь вместе с талантливыми детьми, чтобы увидеть путешествие их глазами и поделиться с читателями их впечатлениями, мечтами и стремлениями.

В предыдущих сериях: Дневник Ломоносовского обоза. День 1. На пути из Москвы в Архангельск Дневник Ломоносовского обоза. День 2. Архангельск Дневник Ломоносовского обоза. День 3. Северодвинск Дневник Ломоносовского обоза. День 4. Холмогоры Дневник Ломоносовского обоза. День 5. Дорога из Архангельска в "Малиновку" Дневник Ломоносовского обоза. День 6. Верховажье Что вы знаете об Архангельске: школьники придумали тест для читателей m24.ru Победитель "Умниц и умников" – о том, каково идти путем Ломоносова Организатор Ломоносовского обоза – о том, как школьники построят новую Россию

Полная ровесница Москвы, Вологда – патриархальный город. Центр усеян старинными деревянными домами и церквами. Жизнь течет спокойно и размеренно. Но бывают и необычные происшествия. Пару дней назад поднялся такой сильный ветер, что на одном из пяти куполов Софийского собора XVI века зашатался крест. Пришлось вызывать промышленных альпинистов, которые при помощи крана его снимали. Как объяснила бывший преподаватель Вологодского государственного университета Елена, крест весит тонны две. Сейчас решают, реставрировать его или делать новый.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

– Город у нас тихий, патриархальный, хотя в последнее время много хвастовства, – говорит женщина. – На площади у Кремля зачем-то устроили ярмарки выходного дня. В результате каждую субботу их наполняют продавцы с центрального Вологодского рынка, который находится по соседству. А раздули-то! Вот раньше ярмарки были совсем другого масштаба". В Вологде проживают 300 тысяч человек. В городе есть крупные мегамоллы, однако многие вологжане предпочитают им центральный городской рынок.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

У входа в двухэтажное здание раскинулись палатки с одеждой. Особенно много стендов с головными уборами: шапки и кепки. Рынок охраняет Центральное казачье войско. Казак Игорь родом из Сыктывкара объясняет свое появление в Вологде так: "Просто я путешествовал после армии и решил остановиться у армейских друзей из ВДВ. Да так и остался. Наше частное охранное предприятие "Казачья стража" следит за порядком на рынке".

На базаре продается знаменитое вологодское масло и мясо. Продавщица всей пятерней без перчаток смачно хлопает по освежеванной лошадиной ноге. Аппетит пропал. – Вы что хотели? Давайте вам отрежу кусок, – звучит звонкий голос. Вежливо отказываюсь, но интересуюсь: – А у вас карточки принимают? – Нет, вам в ЦУМ надо. А у нас банкоматы не стоят. Давно просим банкомат, но администрация не выделяет – боится, что разворуют. – А как же казаки? – А что казаки? Казаки только днем, а ночью рынок уже несколько раз обворовывали. Хотя и сторож есть, и камеры. Купив баночку малинового варенья, я отправляюсь исследовать город дальше.

В вологодских автобусах проездной можно купить без участия водителя, при помощи специального автомата. Билет он печатает автоматически. Стоит 25 рублей. Остановка "Речной вокзал" на берегу реки Вологда напоминает родной "Речной вокзал" на берегу канала имени Москвы. Недалеко от центра города прямо посреди жилых домов проезжаю два ряда кирпичных заборов, обнесенных колючей проволокой. По углам стоят вышки. Это женская колония. Через дорогу в пятидесяти метрах находится школа.

– Девочка, а это правда женская тюрьма? – спрашиваю у пробегающей мимо школьницы. – Ага. – И не страшно? – Неа. Их же охраняют на вышках.

Фото: m24.ru/Иван Носатов

Вологжанка Ирина живет в доме, который находится метрах в двадцати от колонии. Но, по ее словам, люди нормально относятся к такому соседству. Наоборот, здесь всегда считалось безопаснее, потому что рядом силовики, пункт милиции.

В зарешеченное окно выглядывают две девушки. – Здравствуйте, а вас выпускают гулять? – А как же. – А за территорию колонии выходите? – Нет, только внутри.

Из-за угла появляются двое сотрудника ФСИН. – Молодой человек! – Вы меня? – Да, вас. Что это вы здесь ходите, фотографируете? – Я путешествую по городам и снимаю интересные места. А что, нельзя? – Конечно , нельзя. Это же режимный, охраняемый объект. Вы понимаете, что здесь даже находиться рядом нельзя? – Как же я это пойму, когда у вас под боком люди живут и дети учатся? – Жить – это одно, а фотографировать – совсем другое. И ведь не поспоришь – прав на все сто. – Пожалуйста, удалите фотографии. Показываю, что наснимал за полчаса. – Фото табличек можете оставить, остальные удалите. – Да какая вам разница? – На них изображены вышки, это секретная информация. Удалил половину лучших фото. – Ребята, оставьте хоть что-нибудь. – Хорошо. Не хулиганьте больше.

Несмотря на соседство с колонией, в сезоне 2014-2015 средняя школа №4 получила звание лучшего образовательного учреждения в городе. В Вологде, кстати, родились несколько классиков русской литературы. Среди них Варлам Шаламов, не понаслышке знавший о лагерях. К слову, о литературе. Сегодня наши ломоносовцы устроили вечер стихов в Вологодской областной библиотеке имени Батюшкова. Тем самым ребята показали, что их интересы не ограничиваются техническими науками, а разносторонние, как у самого Михаила Ломоносова. С разрешения участницы обоза Александры Косоротиковой публикуем одно из ее произведений.

Фото: m24.ru/Иван Носатов