Фото: m24.ru/Иван Носатов
В пятницу, 1 апреля, из Москвы в Архангельск отправился необычный поезд. В нем – 100 одаренных школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья, которым предстоит возвратиться в столицу две недели спустя. Они повторят путешествие Михаила Ломоносова, который зимой 1730 года взял сундук с книгами и покинул родные Холмогоры во имя разума. Корреспондент m24.ru Иван Носатов отправился в путь вместе с талантливыми детьми, чтобы увидеть путешествие их глазами и поделиться с читателями их впечатлениями, мечтами и стремлениями.
В предыдущих сериях:
Дневник Ломоносовского обоза. День 1. На пути из Москвы в Архангельск
Дневник Ломоносовского обоза. День 2. Архангельск
Дневник Ломоносовского обоза. День 3. Северодвинск
Дневник Ломоносовского обоза. День 4. Холмогоры
Дневник Ломоносовского обоза. День 5. Дорога из Архангельска в "Малиновку"
Дневник Ломоносовского обоза. День 6. Верховажье
Дневник Ломоносовского обоза. День 7. Вологда
Дневник Ломоносовского обоза. День 8. Из Вологды в Ярославль
Что вы знаете об Архангельске: школьники придумали тест для читателей m24.ru
Победитель "Умниц и умников" – о том, каково идти путем Ломоносова
Организатор Ломоносовского обоза – о том, как школьники построят новую Россию
Погода менялась на глазах. Архангельск проводил нас зимним снегопадом, Вологда ярким весенним солнцем, а Ярославль встретил осенним дождиком. Утро в лагере "Березка" началось с лекции на тему тайм-менеджмента. Перед детьми выступил десант специалистов из французской сети гипермаркетов Leroy Merlin. Секреты управления своим временем были интересны не только юным ломоносовцам, но и взрослым участникам обоза.
Эксперты объясняют: все свои задачи можно разбить на четыре категории. Чтобы все успевать, следует выполнять их в порядке приоритета:
важное, срочное;
неважное, срочное;
важное, несрочное;
неважное, несрочное.
"Интересная лекция, хочу попробовать эту систему в деле", – признался Роман из отряда вожатой Венеры.
И вот мы вновь прибываем в Ярославль. Обоз уже останавливался здесь минут на сорок по пути из Москвы в Архангельск. Посещаю площадку "Арена 2000. Локомотив". В 2011 году местная хоккейная команда "Локомотив" разбилась в авиакатастрофе. Во всю высоту стадиона висит баннер с фотографиями погибших хоккеистов и членов команды. В здании – стол памяти, заваленный цветами, детскими игрушкам, хоккейной атрибутикой. А с фотографий на стене продолжают смотреть с улыбкой хоккеисты.
Вдоль набережной реки Волги прогуливается молодая пара с двумя дочками.
– А можно сказать, что хоккеем в городе болеют все ярославцы?
– Думаю нет, – говорит папа. – Здесь все как везде, живут обычные люди. Мы вот к хоккею равнодушны, например. Другое дело, когда случилось несчастье. Тогда весь город вышел на демонстрации. Пять лет прошло, а многие до сих пор продолжают ездить с наклейками, посвященными трагедии.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
Ярославль – это не только город с древней историей, но и крупный промышленный центр. Здесь находится Ярославский моторный завод (ЯМЗ), которому в этом году исполняется 100 лет. Предприятие выпускает до трехсот модификаций двигателей в зависимости от задач заказчика. А заказчики самые разные – моторы ЯМЗ ставят на грузовики, автобусы, трактора, строительно-дорожную технику и даже поезда. Ярославский мотор можно встретить на военных автомобилях "Тигр".
Один из самых известных потребителей – КамАЗ. Тот самый, что не оставляет шансов соперникам в гонках Париж-Дакар.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
Ребят водили по филиалу завода "ЯМЗ-530", открытому в 2011 году. В глаза сразу бросается, что все оборудование новое. К сожалению, иностранное – наши пока не могут производить необходимые приборы по конкурентным ценам. И, конечно, расстроила заработная плата. В четырех часах на поезде от Москвы инженер крупнейшего завода в среднем получает 35 тысяч рублей. Да, здесь уже нет никаких северных надбавок, как в Северодвинске и Архангельске.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
На этом длинный день не закончился, и детей потащили в музей самоваров и чугунного литья. Утомившиеся за день школьники без особого интереса блуждали мимо отлитых из чугуна фигурок людей и животных и коллекции настенных часов, звонящих в разное время, чтобы не оглушить посетителей. Ребят несколько заинтересовали печатные машинки начала XX века. Втайне от экскурсовода они пробовали набирать текст и спорили, могла ли на печатных машинках быть клавиша Backspace и как бы она работала.
Фото: m24.ru/Иван Носатов
По пути в лагерь слышу, как одна девочка в автобусе шепчет подруге:
– У меня уже сил нет, я хочу просто погулять.
– Я тоже.
– И я, – добавил я про себя и провалился в сон до самых "Березок".
Тем не менее, вечером на запах шашлыков слетелся весь лагерь. А потом началась дискотека. По стенам, покрытым персонажами детских сказок, скользили разноцветные лучи прожекторов. Картину дополнял серебряный крутящийся шар под потолком. Как прошла дискотека, я уже не видел, но, думаю, те, у кого остались силы дойти до нее, были довольны. Те же, кто не пошел танцевать, улучили момент и отправились в общий душ, пока не было очереди.
Если все получится, завтра я отправлюсь на знакомство с нетуристическим Ярославлем.