Фото: m24.ru
12 апреля во всем мире отмечается День полета человека в космос, в России более известный как День космонавтики.
Каждый ребенок знает, что именно в этот день 1961 года человек впервые полетел в космос. Советский космонавт Юрий Гагарин первым в мире совершил орбитальный облет нашей планеты.
Праздновать 55-летие знаменательного события собираются и в Московском планетарии. В интервью m24.ru его генеральный директор Виталий Тимофеев рассказал о секретах Планетария, новых проектах и о том, как можно в любую погоду слушать музыку под звездами.– 12 апреля исполнится 55 лет со дня первого полета человека в космос. Будет ли планетарий отмечать эту дату?– Обязательно. В Московском планетарии в период с 9 по 17 апреля пройдет Космический марафон. Мы активно сотрудничаем в этом направлении с Корпорацией "Роскосмос", другими нашими партнерами и готовим целый ряд мероприятий для наших посетителей, куда войдет премьера полнокупольного фильма "Темная Вселенная", тематическая экскурсия, посвященная Юрию Гагарину, лекции, квесты, мастер-классы.
1 марта мы объявили всероссийский детский конкурс "Космическая экспедиция". 12 апреля из Парка Неба Московского планетария 55 ребят-победителей конкурса запустят в небо 55 воздушных шаров, что символически передает идею полета в космос и подчеркивает юбилейную дату.
– Какие еще новые проекты у вас запланированы на этот год?– Мы активно развиваем популярную тему квестов, и уже в интерактивном музее "Лунариум" проводятся несколько игровых программ для детей и взрослых.
С этого года в рамках партнерских программ мы начали проводить мастер-классы для юных посетителей планетария. Ведь дети такие непоседы, им постоянно надо менять вид активности. Вот они могут поиграть в "Лунариуме", провести различные эксперименты с экспонатами, а потом сесть и сделать своими руками какой-нибудь космический сувенир.
Московский планетарий является главной столичной астрономической площадкой. Мы регулярно проводим массовые наблюдения ярких астрономических событий.
Помимо этого, мы планируем проводить выездные наблюдения – для этого у нас есть все возможности и средства. Как я уже говорил, у Московского планетария много постоянных клиентов. Для них мы разрабатываем клубную систему, которая позволит получать дополнительные скидки и привилегии. И, конечно же, это создание новых полнокупольных фильмов, обновление экспозиции музеев, расширение цикла лекций для школьников и открытие Лаборатории Увлекательной Науки для детей 9-12 лет.
Большая работа ведется по привлечению студенческой аудитории – это специальные ценовые предложения, новые экскурсионные программы.
Свою задачу мы видим в том, чтобы увлечь молодых ребят наукой, задать им вектор развития, профессионального и личностного, помочь найти единомышленников.
Виталий Тимофеев. Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Какова посещаемость планетария, изменилась ли она с момента открытия здания после ремонта?– С удовольствием замечу, что у нас всегда многолюдно. В среднем в год Московский планетарий принимает около одного миллиона посетителей. При этом, мы так организовали общественное пространство и работу служб, что очередей практически нет.
Сегодня в планетарии работают классический музей Урании, Большой Звездный зал, интерактивный музей "Лунариум", 4D кинотеатр, Малый Звездный зал, Парк Неба и обсерватория. Если сравнивать текущую посещаемость с 2011 годом, когда планетарий только открыли после реконструкции, конечно, можно отметить некоторый спад. Но он не столь существенный.
В прошлом году Московский планетарий победил в номинации "Лучший инновационный музей", мы не стоим на месте, мы постоянно обновляем программу и предлагаем посетителям новые экскурсии, фильмы, экспозиции. Таким образом, мы всегда интересны и нашим постоянным посетителям, и тем, кто ни разу не был в планетарии.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Все-таки на кого больше рассчитан планетарий – он для детей или взрослых?– Для всех. Московский планетарий – это центр популяризации естественно-научных знаний. А наука и, тем более, космос находятся вне каких-либо установленных социумом рамок. Научные достижения, не зависимо от того, какой стране они принадлежат, – это достижения всего человечества. Наша задача – привлечь, заинтересовать наукой юное поколение и помочь развиваться дальше, расширять свой кругозор взрослым посетителям.
Здесь, к слову, можно целый день провести, и будет интересно не только детям, но и родителям. Для взрослых мы предлагаем цикл лекций Трибуна ученого, программы Большого Звездного зала, концерты, открытые астрономические наблюдения.
– Более 15 лет планетарий не принимал посетителей. Получается, что выросло поколение, которое никогда не было в планетарии и, возможно, не знает, что это такое. Есть ли для них какие-то специальные программы? Может быть вы как-то особо работаете со взрослыми? – Планетарий всегда был знаковым объектом столицы. Даже несмотря на долгие годы реконструкции, он никогда не был в забвении. Здание было закрыто, но работа шла.
И, понятно, что перед тем, как прийти к нам, они рассказывают в семье о своих детских впечатлениях, делятся воспоминаниями о том, как школьниками ходили в астрокружки, а, может быть, иногда сбегали с уроков и ехали на Пресню, в планетарий, погулять по Парку неба, посмотреть в телескоп. Это целая история поколений.
Со взрослыми сложно работать как-то особенно. Ребенка можно убедить в чем-то, уговорить. Взрослый человек сам выбирает, что ему нравится, а что нет. Около половины наших посетителей – это не семьи с детьми, а люди от 25 до 75 лет. Думаю, это наглядный показатель того, что наши программы интересны взрослым, состоявшимся, образованным, зрелым людям.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Перейдем к экспонатам. Какие экспонаты музея самые старые?– Есть астрономическая труба Генерального штаба Российской Армии 1820 года, зрительная труба, сделанная в 19 веке, экспонаты 20 века – морской секстант и хронометр. В основном это приборы и инструменты, имеющие отношение к изучению звездного неба.
– А как подбирали экспонаты для музея?– В Московском планетарии два музея – классический Урании и интерактивный "Лунариум". Экспонаты для музея Урании в основном брались из фондов. Они были отреставрированы и включены в экспозицию. Сохранились большие глобусы планет, витражи, афиши, какие-то личные вещи сотрудников.
Экспонаты для музея Урании подбирались таким образом, чтобы подготовить посетителей к главному действу – наблюдению звездного неба в Большом Звездном зале. На первом этаже музея мы рассказываем об истории астрономии и планетария, о способах изучения неба – древних и современных.
На втором этаже установлен макет Солнечной системы, глобусы планет, представлена коллекция метеоритов. Здесь мы рассказываем об устройстве нашей Солнечной системы, о планетах, галактиках, объектах космоса.
Интерактивный музей "Лунариум" – совсем иная история. Он строился "с нуля". Его главная идея – не монолог экскурсовода и осмотр экспозиции, а вовлечение посетителей во взаимодействие с экспонатами.
– В чем уникальность Московского планетария? – Планетарий уникален уже тем, что он планетарий. Мы не музей, не развлекательный центр, не кинотеатр. Мы сочетаем в себе уникальные свойства. Планетарий – это смешение науки и культуры, в той степени многообразия, в которой это необходимо современному человеку.
Московский планетарий уникален еще и своей историей. В этом году ему исполнится 87 лет, это один из старейших планетариев в мире. Здание планетария – памятник архитектуры. Здесь расположен самый большой в Европе купол-экран диаметром 25 метров.
– Кто сейчас работает в планетарии?– Люди разных поколений. Среди наших сотрудников есть те, кто работает в планетарии уже несколько десятилетий, есть и новички, пришедшие недавно. Всех их объединяет высокий уровень профессионализма и любовь к своему делу, к планетарию, к астрономии.
Какие экскурсии и сеансы самые популярные в планетарии? Ежедневно мы принимаем школьные экскурсионные группы. Посещение Московского планетария школьниками является частью программы "Урок в музее". Школа обладает ограниченными возможностями, мы же можем дополнить образовательный процесс, сделать его более интерактивным, познавательным. У нас дети могут попробовать себя в роли ученых-исследователей, знание здесь рождается из опытов и собственных наблюдений.
В прошлом году Московский планетарий ввел дополнительный, восьмой, сеанс в 20:25, чтобы взрослая аудитория, которая работает, могла вечером посетить наши залы. Многочисленная публика собирается на астрономические наблюдения в Парке неба.
– Как все-таки работает проекционная система Большого Звездного зала. Из-за чего видно звезды?– Площадь купола-экрана Большого Звездного зала составляет тысячу квадратных метров. Зал оборудован с учетом новейших разработок в области проекционных технологий.
Помимо того, что он дает жителям и гостям мегаполиса увидеть ясное звездное небо и планеты, что в условиях города невозможно сделать из-за световой засветки, он перемещает нас в пространстве и времени, демонстрируя картину неба в разные века и в разных уголках нашей планеты.
– Расскажите, как возникла идея устраивать музыкальные концерты в планетарии?– Представьте: летняя теплая ночь, чистое небо, усыпанное мириадами звезд, и вы этим небом любуетесь. Чего не хватает в такой момент? Наверное, музыки.
К тому же, Большой Звездный зал оборудован удобными креслами, акустической системой Mayer Sound, что делает его высокотехнологичной площадкой для проведения концертов. Проведение музыкальных перформансов и концертов в Большом Звездном зале Московского планетария хотелось бы особо отметить как собственный проект "Яркие события городской жизни", который сейчас активно развивается.
– Предлагают ли посетители какие-то идеи для улучшения работы планетария? Может быть, новые сеансы или программы?– Московский планетарий – один из немногих культурных институций, где есть собственная служба маркетинга. Музейный маркетинг хорошо развит за рубежом, но слабо представлен у нас. Таких специалистов на рынке – единицы. Наши маркетологи занимаются формированием спроса и удовлетворением потребностей общества в сфере досуга. Мы всегда открыты для диалога с посетителем и активно реагируем на все замечания и предложения, касающиеся нашей работы.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Уверены, многие посетители не раз задавались этим вопросом. На соседнем доме от планетария, если смотреть из Парка неба установлена воображаемая Луна, как она туда попала, давно ли установлена?– Полусфера Луны впервые была установлена на крыше в 70-е годы 20 века. Глобус Земли на астроплощадке и полусфера Луны на крыше образуют систему Земля–Луна в одном масштабе, где расстояние до воображаемой Луны дает возможность понять пространственные соотношения тел в Солнечной системе. В конце 90-х полусфера была заново окрашена. Если по этой же идее составить систему Земля–Марс, то относительно глобуса Земли на астроплощадке, макет Марса расположился бы за МКАДом.
– Следят ли в планетарии за новыми научными открытиями?– Мы не только следим за последними научными открытиями, но и в доступной форме рассказываем о них.
Таким образом, у каждого участника есть возможность вступить в диалог с ученым, получить информацию, что называется "из первых уст", задать волнующие вопросы. Наши сотрудники, астрофизики, выступают приглашенными экспертами в телевизионных программах, радио-интервью.
– Когда ученые объявляют об открытии новых небесных тел, вносятся ли изменения в программы сеансов и фильмы?– Пока, за новейшую историю планетария, таких открытий не было сделано. Если ученые откроют новые планеты, конечно, мы будем вносить изменения и в экспозицию, и в содержание экскурсионных программ.
– Планируется ли в будущем установить какие-либо аппараты, имитирующие полеты в космос?– Мы ведем переговоры с рядом поставщиков на предмет обновления экспозиции. В качестве одного из партнеров мы рассматриваем Московский Авиационный институт. У них есть уникальные тренажеры, полностью погружающие в атмосферу полета, не поднимаясь в воздух. На них обучаются будущие летчики, и нашим посетителям они, безусловно, будут интересны.
– Недавно было объявлено о создании целого космического кластера на ВДНХ. Планируете ли вы сотрудничать с ними?– Залог успешного сотрудничества – это взаимное соблюдение интересов. Московский планетарий давно и успешно сотрудничает с Корпорацией Роскосмос, МГУ, Сколково, и мы намерены расширять круг партнеров. Я хотел бы отметить, что цели и задачи Московского планетария охватывают не только область космонавтики, но и астрономию, естественные науки, то есть познание Космоса в целом и роли человека в этом мире.