На магазинных полках мы видим самые разные продукты – молоко, яйца, вино, колбасу и массу всего другого. Все они упакованы по-разному. Одни – в пластиковой бутылке, другие – в полиэтеленовой пленке, третьи – в стекле. Наши друзья из Детского центра научных открытий "ИнноПарк" разобрались, от чего же зависит выбор тары.
Раньше самым распространенным упаковочным материалом было стекло. Оно совершенно нетоксично, гигиенично и прозрачно, так как не взаимодействует с продуктом, который содержится в емкости. Что также важно – товар оказывается упакован герметично. У такой тары есть и минусы: хрупкость, дороговизна. Но, например, фасовка кофе осуществляется чаще всего именно в стеклянную основу, реже в жестяную и еще реже в пакетную тару, которая после вскрытия в состоянии испортить кофейные зерна, пропуская в открытый шов влагу.
Сейчас для изготовления упаковки используются бумага, металл и полимеры. Последние являются наиболее перспективными, их доля на рынке превышает 50 процентов. Производители постоянно разрабатывают новые варианты, чтобы улучшить эксплуатационные свойства оберток и бутылок.
Мясо и рыбу, а также их производные заворачивают в прозрачные плотные пленки в условиях вакуума. В процессе хранения эти продукты подвергаются сложным биохимическим и микробиологическим процессам, которые не только ухудшают внешний вид, но зачастую делают продукты непригодными для употребления в пищу.
Полимерный упаковочный материал не должен взаимодействовать с продуктом, так как способен негативно повлиять на его качество. В мясе и рыбе много жира, поэтому оболочка должна быть жиростойкой и вместе с тем обеспечивать надежную защиту от кислорода, который инициирует окисление жиров. По сути дела, она должна выполнять роль барьера, потому так и называются.
This browser does not support the video element.
Барьерные пленки препятствуют проникновению газов, водяного пара и посторонних запахов, могут легко принимать форму продукта, сокращая количество остаточного воздуха. Они устойчивы к проколам, механической обработке и растягивающим усилиям. Наиболее распространенными полимерными материалами для их производства являются полиамид, полиэтилентерефталат, полипропилен и полиэтилен.
Часто применяются многослойные материалы на основе комбинации нескольких полимеров и объединяют их лучшие свойства. Широко используется технология упаковки под вакуумом, с газацией и без. Насыщение газами позволяет значительно увеличить сроки хранения и надолго сохранить привлекательный вид пищи. Это особенно важно для мясопродуктов.
Цвет мяса зависит от пигмента мышечных волокон миоглобина, который при отсутствии кислорода превращается в мефмиоглобин, который придает стейку непривлекательный коричневый оттенок. Если кислорода немного, миоглобин превращается в оксимиоглобин, благодаря которому вырезка остается светло-красной – такой, которую любят все покупатели. Газация с кислородом обеспечивает этот эффект.
Хлеб и кондитерские изделия упаковывают со смесью азота и углекислого газа. СО2 контролирует вздутие и сжатие пакета. Если без упаковки хлеб может храниться порядка суток, то обертка позволяет ему прожить 36 часов. Благодаря этому товар можно перевозить и продавать вдали от места производства. Для круп больше всего используют различные виды так называемой мягкой тары, или гибкой полимерной упаковки.
Производители гибкой полимерной упаковки предлагают в этом сегменте однослойные пленки из неориентированного полипропилена (НПП), из сополимера (ПП-ПЭ), из ориентированного полипропилена (ОПП). Такую упаковку отличает экономичность и экологичность. Существенным недостатком является то, что при отсутствии защитного слоя лака на печатном рисунке последний становится матовым, красочный слой быстро разрушается. Кроме того, упаковку из однослойного ориентированного полипропилена отличает низкая прочность на прокол и разрыв, что особенно важно помнить при планировании фасовки макаронных изделий и круп с острыми поверхностями.
Наталья Глориозова, Детский центр научных открытий "ИнноПарк"