Фото: m24.ru/Лидия Широнина
В сентябре в Москве откроется новая школа – школа-интернат МГУ для одаренных детей. За ее основу взяли модель школы-интерната имени академика Колмогорова – первой школы при Московском университете, которая за 50 лет стала одной из лучших в стране и выпустила сотни ученых, изобретателей, бизнесменов – тех, кого называют интеллектуальной элитой страны. Уже полгода администрация новой школы за чашкой чая с конфетами перенимает рецепт воспитания успешных людей. Его узнала и корреспондент m24.ru Надежда Прохорова. − Один мальчик мне недавно написал: "Аня, ты знаешь язык программирования С++?". Я подумала, что будет что-то сложное, какой-нибудь скрипт надо написать. Говорю: "Ну, вроде как, да". Он в ответ: "Хорошо знаешь?". Тут я еще больше испугалась. "Нормально", − отвечаю. А потом он скидывает задачку, которую я написала за две минуты. Этот мальчик, кстати, уже в вузе учится, – рассказывает одиннадцатиклассница Аня Старовойт.
Аня из Обнинска. До школы-интерната училась в физико-техническом лицее, в СУНЦ МГУ мечтала поступить с детства − успешный пример тети.
– Сначала я сомневалась, и первое время было довольно некомфортно. Оторвали от дома, привели к незнакомым людям, которые совсем не похожи на тот контингент, который был в родной школе. Все такие добрые, цивильные, умные. Хорошо, что не отказалась.
Могучий ускоритель: "На алтарь родной науки мы положим свой кирпич!"
Школа-интернат имени А.Н. Колмогорова – это большой педагогический эксперимент. Ее отцы-основатели – математик Андрей Николаевич Колмогоров, физик Исаак Константинович Кикоин и ректор МГУ Иван Георгиевич Петровский – задумали собирать самых умных школьников со всей страны, чтобы дать им хорошее физико-математическое образование наравне со столичными учениками, и создали школу-интернат №18 (ФМШ) при Московском университете. Следуя словам Ломоносова "университет без гимназии, как пашня без семян", собирали детей, помещали в интернат и на выходе получали будущих ученых.
А.Н. Колмогоров с учащимися школы. Фото предоставлено СУНЦ МГУ
Сегодня школа-интернат имени А.Н. Колмогорова, или специализированный учебно-научный центр МГУ (СУНЦ), который имеет статус отдельного факультета Московского университета, − это одна из лучших школ России, входит в пятерку лидеров в различных рейтингах. За 53 года с момента ее открытия к физико-математическому профилю добавились еще два: компьютерно-информационный и химико-биологический. Подстраиваясь под требования времени, здесь стараются сохранить главную идею академика Колмогорова.
− Задача – обеспечить мотивированным детям ранний старт в науку. Чтобы им не пришлось, как Ломоносову, за рыбным обозом идти в Москву, а чтобы мы их сами нашли, выучили, компенсировали какие-то пробелы в образовании и сказали "Вперед!". Такой могучий ускоритель. Чтобы ребенка зарядить и он – пффф… − полетел, − объясняет директор школы Кирилл Владимирович Семенов. – Мы создаем возможности, чтобы из этих людей что-то получилось. И из них выйдет элита, судя по тому, какие фотографии вы видите в холле. Но мы можем только попросить человека присоединиться к каким-то нашим принципам, а дальше все уже от него зависит.
Спецреспублика у Сетуни: "Твой зеленый шум, твой ученый ум"
Школа-интернат имени А.Н. Колмогорова – это огороженный комплекс из трех четырехэтажных зданий на улице Кременчугская – один учебный корпус и два общежития, построенные в конце 1950-х годов. Общая площадь территории − 2,5 гектара. Есть стадион и небольшой парк, а в нем яблони и груши, сосны и ели, туя. До Ленинских гор на машине можно добраться за 20-30 минут.
Фото: m24.ru/Надежда Прохорова
Всех посетителей СУНЦ МГУ сразу за входной дверью встречает бронзовый бюст академика Колмогорова. Слева – напечатанный на баннере его графический портрет, под которым стоит ваза с шестью гвоздиками. В отличие от бюста, этот портрет – временное явление. Его выставляют только ко дню рождения основателя школы и Колмогоровским чтениям – международной научной конференции, которая идет в первую неделю мая. Есть еще одна традиция к этим датам – группа школьников прибирает могилу академика на Новодевичьем кладбище.
Холл СУНЦ МГУ – это большая доска почета. На стенах – стенды об истории школы, фотографии выпускников – ныне академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук, перечень 73 победителей международных олимпиад. Возле пальм стоит тенистый стол. На кожаном диване – две девушки. Одна в платье и лакированных туфлях на 10-сантиметровом каблуке, другая в красных кедах, джинсах, с накладными наушниками. Мимо пробегает мальчик в черных сланцах. Следом идет юноша в костюме с красным галстуком. На многих ребятах – фирменные футболки с разных соревнований.
Сегодня в Колмогоровской школе учатся 348 человек как из России (в основном, ее центральной части), так и из стран СНГ. 50 из них – москвичи. Обучение и проживание сунцам – так называют себя ученики школы – оплачивает Московский университет.
Как поступить в СУНЦ МГУ: "Все те, кому учиться не с руки"
− Ой, с поступлением такая смешная история, − рассказывает одиннадцатиклассник-биолог Никита Котельников из Курска. – В моей старой школе хорошая учительница по биологии была, однажды говорит: "Никит, тебе все равно делать нечего, а в воскресенье в соседней школе олимпиадка какая-то будет". Прихожу, а нам рассказывают про вступительные испытания в СУНЦ, общага МГУ. Думаю, ой, блин, надо было подготовиться. Написал, прошел. Потом была летняя школа. И вот уже два года живу здесь, в этом здании.
Поступить в СУНЦ МГУ – это пройти интеллектуальный ценз. Желающих две тысячи, а набор – только 208 человек ежегодно. В школу-интернат принимаются выпускники как девятых, так и десятых классов. Правда, у девятиклассников возможностей больше: они могут выбрать любой из трех профилей, в отличие от одногодичного потока – он только физико-математический.
Есть два тура испытаний. Сначала нужно сдать экзамены по математике и одному из предметов – физике, химии, биологии, – в зависимости от выбранного профиля. Этот этап СУНЦ проводит в конце учебного года в разных регионах страны. После отбора ребята едут на второй тур – Колмогоровскую летнюю школу. Две недели они живут и учатся в школе-интернате, а потом сдают экзамены, итоги которых и определяют поступивших. Летняя школа вообще считается первым этапом вступления в семью СУНЦ. Это начальное знакомство с традициями школы, а также советами старших, как грамотно учиться.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Анвар Шахиди из Ташкента сначала хотел оптимизировать навигаторы для транспорта, сейчас увлекся теорией графов и математической экономикой. Диана Нигаматянова из Нефтекамска исследует солевой шок растений. Саша Булгаков из Саратова изучает методы выделения ДНК. Настя Ябланович из Сербии, наслушавшись вечерних споров мамы-фармацевта и дедушки-профессора биологических наук, с детства мечтала поступить в МГУ и сейчас анализирует свойства пластинок для тонкослойной хроматографии на основе метакрилатных сополимеров.
Всего в школе 15 классов: восемь одиннадцатых и семь десятых. У каждого класса, в зависимости от профиля, своя буква:
А – общий физико-математический класс,
Б – математики,
В – информаты,
Г – физики,
Н – биологи,
М – экологи,
Л – химики.
Помимо официального деления, в школе есть и неформальное: одиннадцатиклассников называют "стариками", десятиклассников – "мелкими". Одногодичный поток (классы Е и Ж) – это "ежи".
− Есть поговорка что "ежи" – не люди, потому что они пытаются за один год впихнуть в себя то, что мы за два, − говорит Настя Степура из 11-А. − Они называют себя "ежи – боги", а мы – "ежи-бомжи", но никто не обижается.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Система обучения: "До семи законных пядей довести наш бледный лоб"
Урок алгебры у 10-Г класса идет в родном кабинете – аудитории физического практикума. На стенах – плакаты "Самым лучшим всероссникам с победой! Вы молодцы! Meine respekturing", акварельный портрет академика Кикоина с тремя кубиками – символ школы – в руках на фоне МГУ, стенгазета о павлопосадских платках, поздравление с Днем учителя. Здесь еще до сих пор пишут мелом.
− Вот это нормальное такое уравненьице! – учитель Ирина Игоревна Нараленкова довольна решением девочки. – Если скучно, решаем семинар №14. А как строго оформлять отбор корней, посмотрим на лекции.
Ирина Игоревна не единственный учитель в аудитории, их три. Ирина Игоревна работает у доски, Тамара Георгиевна с Наталией Евгеньевной идут по рядам и проверяют домашнее задание у каждого ученика, а потом садятся за свободные парты и устраивают консультации. В течение всего занятия любой человек может подойти к ним с вопросом. И по такой системе в школе проходят все семинары по профильным предметам: один педагог учит, другой консультирует, объясняет непонятное. Множество преподавателей – это и множество точек зрения на решение задач.
− Я встаю и говорю: "Вы меня извините, Ирина Игоревна, но я бы так решать не стала. Я бы решила вот так". А у Натальи Евгеньевны может быть еще одно мнение. А дети пусть выбирают, что лучше, − объясняет Тамара Георгиевна Семенова.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Благодаря статусу факультета МГУ, система обучения в школе-интернате университетская. У каждого сунца есть билет учащегося – аналог студенческого билета, по которому школьники могут проходить во все здания МГУ и пользоваться библиотекой.
Вместо четвертей в школе-интернате – семестры, вместо уроков – пары: лекции, семинары и практикумы, которые обычно проходят на профильных факультетах МГУ – там есть материальная база. Слово "урок" можно применить только к непрофильным предметам – географии, истории, литературе.
Здесь нет и понятия "учитель", даже в речи самих учеников. Вместо него – профессорско-преподавательский состав: профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, лаборанты – все должности, как в университете. Причем первые три категории – это обязательно доктора или кандидаты наук.
Как факультет МГУ школа может самостоятельно разрабатывать учебные планы по дисциплинам. Здесь этим занимаются разные кафедры: математики, физики, информатики, химии, биологии и гуманитарных дисциплин. Учебниками ребята пользуются редко, а в основном занимаются по методическим пособиям, которые составили сами преподаватели. Цель – изучить предмет по максимуму.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
− Вне зависимости от того, какой у тебя профиль, тебе дают знания более глубокие, фундаментальные. Учась в химико-биологическом классе, я знаю физику на уровне физико-математической школы в родном Курске, − объясняет Никита из 11-Н. – Когда я приезжаю домой и разговариваю с ребятами, спокойно могу поддержать тему разговора. Это плюс, но с точки зрения времени порой затратно. Иногда тяжеловато в 10-11 классах проходить институтскую программу. В обычной школе не берут, например, интегральное исчисление, а мы взяли. Но физмат-класс проходит более жестокие вещи.
– Весь десятый класс на алгебре мы проходили теорию групп и сложную комбинаторику, и наш преподаватель говорил, что эти темы изучают в конце первого курса мехмата. Это было сложно. Поначалу все вопили, но люди потом поблагодарят этого преподавателя. И многие штуки, которые казались непосильными, пригодились на олимпиадах. А в одиннадцатом классе преподаватель сказал, что давайте немного успокоимся и будем готовиться к ЕГЭ и прочим банальным штукам, − рассказывает Аня из 11-А.
− Но по непрофильным предметам нас сильно не шпыняют, − успокаивает Миша Неимышев из 10-Г. – Скорее, снимают требования, но не уровень знаний.
Среди нестандартных уроков: математический анализ, молекулярная биология, генетика. Есть три вида истории: всемирная, отечественная и древняя (академик Колмогоров очень любил историю). Кроме того, каждый ученик ходит на спецкурсы, два из которых – один профильный и один гуманитарный – учебный отдел настоятельно рекомендует. На выбор: "Основы криптографии", "Решение задач на Паскале", "Программирование на Pynton", "Астрофизика и космология", "Элементы математической логики", "Дополнительные главы алгоритмической алгебры", "Механизмы органических реакций", "Биология развития" и другие. Из гуманитарных – французский, латинский, китайский и немецкий языки.
− Многие приходят сюда с синдромом девочки-отличницы, чтобы все было на пятерки, все сдать, все красиво оформить и не получать оценку ниже. А если ты так будешь делать в СУНЦе, ты просто свихнешься. Есть, конечно, люди, кто так не думают, но им, наверное, несладко живется, − добавляет Аня.
Во время учебы каждый ученик пишет курсовую работу – ранний старт в науку. Два раза в год сдает сессию. Правда, каникулы в СУНЦ идут по школьному расписанию.
Здесь любят академические обмены: ежегодно на две недели группа ребят отправляется в школу-интернат Новосибирского университета, а сунцы из Сибири приезжают в Москву.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
В распоряжении учащихся есть и лаборатория научного творчества.
− Надеюсь, что они там не соберут маленькую атомную бомбу, − смеется директор Кирилл Владимирович.
В 2015 году выходец из этой лаборатории Иван Баязитов победил в Пекинском конкурсе научных работ старшеклассников и получил приз в 4 000 юаней.
Преподаватели: "Аспирант и полдоцента на процент ученика"
− Вот так и живем в тех обстоятельствах, которые нам дает жизнь. Верим в науку, которую вы надежно избрали, и в наш Московский университет. Слушаем текст после моего морально-этического вступления, коллеги, и вникаем в разнообразие знаков, − Анатолий Николаевич Качалкин, голосом которого можно озвучивать сказки для детей, начинает урок русского языка у экологов из 10-М класса. Сегодня в центре изучения – варианты знаков препинания.
Анатолий Николаевич Качалкин – это легенда гуманитарной кафедры. Доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ, работает на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета, а с 1989 года и в СУНЦ. "Знай норму, но владей вариантами" − главный подход Анатолия Николаевича к ученикам Колмогоровской школы.
Для своего методического пособия "Русский язык. Правописание и словоупотребление", по которому занимаются школьники, профессор Качалкин сделал выписки из 14 тысяч разных текстов. Это не простые цитаты, в любой фразе есть мораль. Например, "каждому человеку есть место на земле для приложения сил его и знаний, а в деле, в непрестанном поиске и движении – высший смысл жизни". Это строчка Виктора Астафьева.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Считается, что на 360 учеников СУНЦ нужно 90 преподавателей. В гимне школы даже есть такая фраза:
Здесь ученого элемента
Плотность очень велика: Аспирант и полдоцента
На процент ученика.
Так, помимо официально трудоустроенных в СУНЦ преподавателей, многие из которых – выпускники первых наборов физико-математической школы №18 при МГУ (которой СУНЦ был до 1988 года), здесь по совместительству работают и преподаватели с профильных факультетов МГУ. Семинары и практикумы часто ведут "супера" – так именуются выпускники школы, которые учатся на старших курсах университета.
− У нас есть преподаватели, с которыми мы разговариваем на "ты", и они действительно очень умные. Нам достался преподаватель Василий Владимирович Мерзляков, он довольно молодой, не профессор, но у нас почти весь класс обожает информатику, и все честно признаются, что это из-за него. Он и дает знания, и с нами на одной волне. Когда мы проходили бинарные операции, Василий Владимирович рассказывал анекдот про… ладно, неважно, − улыбается Аня.
Профессора кафедры математики Валерия Васильевича Вавилова называют просто ВВВ. Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ. Заслуженный преподаватель МГУ, четырехкратный победитель всероссийского конкурса школьных учителей физики и математики фонда "Династия", почетный работник общего образования России. Автор 69 книг и брошюр и более 270 научных статей. В школе-интернате с 1968 года.
− В начале десятого класса мы встретили его в коридоре и разговорились о математической жизни в СУНЦе, а потом ему кто-то позвонил по телефону. Он начал разговаривать на испанском, а потом уехал на конференцию в Рио-де-Жанейро, − продолжает Аня.
Профессор Валерий Васильевич Вавилов. Фото: m24.ru/Лидия Широнина
С 1988 года в СУНЦ работает Петр Петрович Нокс – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры биофизики МГУ.
Владимир Натанович Дубровский – один из тех преподавателей, для которых Колмогоровская школа – это и альма-матер, и работодатель. В 1967 году он окончил ФМШ №18, затем – механико-математический факультет МГУ, получил степень кандидата физико-математических наук. Среди работ Владимира Натановича – проект "1С: Репетитор. Математика", том "Математика. Энциклопедия для детей", книги "Релятивистский мир" и "Математические головоломки". Его трудовой стаж в школе идет с 1969 года.
− Что такое школа? Это место встречи заинтересованных в чем-то детей и тех преподавателей, которые могут эти желания реализовать, − рассуждает заместитель директора по развитию Николай Михайлович Сальников. Он тоже выпускник школы-интерната №18 1977 года, проходил собеседование с самим академиком Колмогоровым.
− Как два куска урана собрали вместе, − вновь метафорично объясняет директор Кирилл Владимирович. – Хорошие и толковые преподаватели и дети. И их концентрация способствует взрывным эффектам.
Самый же главный старожил СУНЦ МГУ – швея Алевтина Степановна Крайнова – работает здесь с самого основания школы.
Интернат: "Ты меня на рассвете разбудишь нежным криком "Подъем!" в коридоре"
− Когда я поступил, думал, буду гулять по Москве... Угу. Только думал, − иронизирует десятиклассник-химик Дима Стребков из Ельца. – Тяжело сравнивать СУНЦ с другими школами. Он совершенно другой. Это как сравнивать колбасу и сыр.
В словах "школа-интернат" вторую часть трудно отделить от первой. Учеба и быт в СУНЦ МГУ – понятия взаимодополняемые, и на их сочетании держится весь идейный фундамент Колмогоровской школы. Это, можно сказать, ее секрет успеха.
Все иногородние школьники (около трехсот человек) живут в общежитии. Два четырехэтажных корпуса коридорного типа: корпус "А" – девочки, корпус "Б" – мальчики. На каждом этаже – по 14-15 комнат. В комнатах – от двух до шести человек. От общежития до учебного корпуса – переход.
− Это нормально, когда приходишь на урок в тапочках и с кружечкой чая. Один раз мне сказали "Приятного аппетита!", − вспоминает Аня.
Комната общежития СУНЦ МГУ. Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Правила внутреннего распорядка определяют едва ли не всю жизнь в школе-интернате. В 8:00 – подъем, отбой − в 23.00. В промежутке – определенный набор действий: зарядка, занятия, спецкурсы, уборка. Прежде чем выйти за пределы территории, надо отметиться в журнале у ответственного дежурного, на местном диалекте этот пункт называется "ОД".
О здоровье учащихся в школе заботятся, поэтому зарядка – элемент обязательный. Она проходит только на свежем воздухе.
− Можно выделить несколько стадий отношения сунца к зарядке: первая: ты идешь на зарядку, отмечаешься и занимаешься спортом; вторая: ты идешь и просто отмечаешься; третья: ты просишь кого-нибудь из соседей, чтобы тебя отметили; четвертая: вы с соседями спите до 8:45, пары начинаются в 9:00, − классифицирует Никита. − Но те, кто хотят держать себя в форме, и так будут это делать.
В школе-интернате есть воспитатели, роль которых – нечто среднее между родительским наставничеством и надзором классного руководителя. Всего их 15 человек, по количеству классов. Родительских собраний нет, зато существует общешкольный родительский комитет, в который от каждого класса выбирается один человек. Здесь есть Совет интерната: председатель, множество заместителей, ответственный за культурно-массовый сектор. СУНЦ, по словам ребят, – это, прежде всего, самоорганизация и самоконтроль.
− Воспитатели максимум могут тебя наругать, что ты спать лег позже 23:15 или в комнате не убрался, но всему остальному ты должен учиться сам – планировать расходы и так далее, − говорит Аня.
− А регламент нужен, иначе без него ребята не лягут спать вообще. Иногда они в шесть утра просыпаются, садятся и делают задания, потому что им не хватает времени, − рассказывает воспитатель Ирина Валерьевна.
− В СУНЦе все зависит от того, когда ты встаешь, − подытоживает десятиклассница Марина Гаглоева из Сергиева Посада.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Главным преимуществом интерната Николай Михайлович называет "свой круг".
− Мы часто собираемся в холле и обсуждаем какое-нибудь задание ЕГЭ по русскому или сложную задачу по геометрии, − подтверждает Аня. − Вообще в СУНЦе многие люди социализируются. Знаю девочку, которая в прошлой школе ни с кем не общалась, была изгоем, потому что выделялась своим умом, а тут люди находят себе друзей и даже вторую половинку. У нас никто не ссорится.
− Люди, которые в начале учебы были похожи на ежей, становятся теплее, − дополняет Дима.
Каждый год одиннадцатиклассники устраивают новичкам посвящение в сунцы – это одна из главных традиций школы. В социальных сетях у ребят даже есть хэштег #Cемья_СУНЦ. Все это очень похоже на загородный лагерь.
Фото: Никита Котельников
Питание: "Стоим очередями за похлебкою"
− Я думаю, я всегда в лагере. Особенно так казалось первые полгода. Только здесь еще и учиться надо, − Дима раскладывает второй завтрак. На подносе – бутылочка "Имунеле", вафля и мандарин. Как и в загородном лагере, в школе-интернате есть должность дежурных по столовой. Всю неделю один из классов помогает поварам организовывать питание: регулирует очередь, расставляет столовые приборы и корзинки с хлебом.
В СУНЦ МГУ шестиразовая система питания: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и "кефир" – так здесь называют второй ужин. Рацион на сегодня:
молочная кукурузная каша,
хлеб,
сливочное масло,
ветчина,
кофейный напиток,
салат с помидорами,
рыбный суп,
тушеные куры,
морковь,
отвар шиповника,
пряник,
сок,
шницель,
макароны,
пицца школьная,
чай,
снежок.
Стандарт – 3 500 калорий, а не 2 500, как в обычном школьном питании.
− В обычной школе супы варятся на бульоне или на воде. У нас обязательно идут 25 граммов мяса на порцию. Так как детки умненькие, им нужно больше, – говорит заведующая производством столовой Ольга Борисовна Моисеева.
В Колмогоровской школе Ольга Борисовна − человек новый. В первый же месяц работы она запретила перемешивать ингредиенты в салатах, теперь же, учитывая пожелания школьников, хочет составить меню специально для СУНЦ и утвердить его в научно-исследовательском институте питания.
Лучший способ узнать мнения ребят – полистать "Книгу отзывов и предложений". Она с прилежанием заполняется каждый день. Среди последних записей:
"Прекрасные котлеты и вкуснейший йогурт",
"Хуже сегодняшнего обеда невозможно представить трапезу",
"Божественный кефир!!!!!".
Голодать сунцам точно не приходится, напротив школы есть магазин "Пятерочка".
Досуг: "Сгорали свечи и для науки, и для слов"
Высокую степень учебной нагрузки в школе-интернате стараются компенсировать разнообразием досуга. На стенде возле спортзала – расписание секций:
волейбол,
мини-футбол,
беговые лыжи,
историческое фехтование,
бадминтон,
танцы.
Здесь работают театральная и музыкальная студии. Часто проходят всевозможные литературно-музыкальные вечера. Недавно был по поэзии Серебряного века, в планах – творчество шестидесятников. Есть киноклуб, который ведет преподаватель по всемирной истории. Говорят, что в молодости он смотрел по десять фильмов в день, и для него нет негениальных картин. Еженедельно на каждый класс выделяется квота в театр: можно сходить в Большой, МХАТ, Маяковского. Бывают и дискотеки.
Популярное место сбора – "аквариум" – комната отдыха на первом этаже общежития, больше похожая на кладовку в советской квартире. Здесь есть фортепиано марки "Лира", телевизор LG, аккордеон. В книжном шкафу Гоголь, Тургенев, Фадеев соседствуют с "Легендами древней Греции", "Русской центральной ракетой" и справочником "Турбо-Паскаль".
Одна из самых интересных и наиболее устойчивых традиций в СУНЦ – это гитарные вечера. Каждую субботу ребята собираются в переходе между корпусами "А" и "Б" (из-за длины его называют "кишкой") и поют песни под гитару. В репертуаре – "Чайф", "Сплин", "Ария", а также песни о родной школе, автор которых, в том числе и ее гимна – советский бард Юлий Ким.
Олимпиады и ЕГЭ: "Здесь мы трудимся по части укрепленья головы"
− У нас учится мальчик Влад, он заключительный этап всероссийской олимпиады по информатике написал на полный абсолют, − рассказывает Аня. − Он умный не только в том, что хорошо программирует, но и знает, что такое эмоциональный прессинг, то есть умеет психологически участвовать в олимпиадах. Ведь на олимпиадах самое главное – не заистерить.
− И в принципе СУНЦ этому учит, − продолжает Настя. – Когда ты приходишь на олимпиаду и видишь номера из своей домашней работы, становится чуть менее страшно. Часто на олимпиадах попадались задания, как наша домашка.
СУНЦ МГУ можно назвать инкубатором победителей и призеров различных олимпиад. В школе даже есть центр поддержки олимпиадного движения. В этом году на Всероссийской олимпиаде школьников сунцы завоевали 42 диплома: восемь победителей и 34 призера. Математика, физика, информатика, обществознание, экономика, русский язык, экология, химия, астрономия, биология. По числу дипломов СУНЦ МГУ – лидер среди школ Москвы. Еще была юбилейная интернет-олимпиада "Нанотехнологии – прорыв в будущее!". Результат − один победитель и семь призеров.
В конце апреля 33 ученика школы получили президентские премии для поддержки талантливой молодежи. Среди последних побед есть и две международные: у Владислава Макеева из 11-В класса, помимо высшей оценки на "всероссе", золотая медаль в соревновании на Международном турнире по информатике, у Марии Селифановой из 11-Н – второе место на Олимпиаде в рамках International Forum for Science and Engineering Students.
Благодаря победам на олимпиадах, большинство учеников Колмогоровской школы поступают в вузы либо без вступительных испытаний, либо имеют льготы. Например, 100 баллов по ЕГЭ по предмету, который соответствует профилю олимпиады. Чтобы поступить в желаемое место, многим достаточно лишь сдать ЕГЭ не ниже 75 баллов, но такое бывает редко. По словам Николая Михайловича, единый госэкзамен для сунцов – программа минимум. Ниже 80 баллов от учеников не ждут, но и упора на подготовку не делают.
− ЕГЭ – это же чистый рандом, а в олимпиадах задания нетипичные. Там нужно посидеть, подумать, это вызывает азарт, это интереснее. Да и так разумнее поступить. А надеяться на легкий вариант ЕГЭ – это скучно, − объясняет Аня.
Для Колмогоровской школы, которая задумывалась, прежде всего, как школа научного творчества, отношения с единым госэкзаменом – это своего рода вопрос сохранения миссии. ЕГЭ здесь не любят за шаблонность и тренировку на определенные типы задач и всеми силами стараются противостоять его влиянию.
− Молодежь стала более запрограммированной, и наша в том числе. А мы учим творческому отношению к делу. Определенный объем знаний дает любая школа, а вот чтобы жизнь в дальнейшем была посвящена творчеству – мы это хотим, − объясняет профессор кафедры математики Валерий Васильевич (который ВВВ). – И ведь Колмогоров говорил именно об этом: нужно учить творчеству, а не давать готовенькое.
В СУНЦ МГУ есть кабинет педагогического творчества. Как раз Валерий Васильевич им и руководит.
Элита: "Мы ректорское кресло не прохлопаем"
Школу-интернат имени А.Н. Колмогорова называют одной из лучших в России, и за ее рейтингами ребята следят не менее интенсивно, чем за собственным местом в перечне участников олимпиад. Каждый второй знает текущее положение школы и ее конкурентов, может объяснить, как составляются эти рейтинги и в чем их недостатки. Правда, основу большинства из них – результаты ЕГЭ и количество победителей и призеров всероссийских олимпиад – директор Кирилл Владимирович по отношению к СУНЦ называет странной:
− Ведь этих ребят не мы вырастили, предыдущие девять лет кто-то другой трудился над ними, и мы очень благодарны тем людям.
Самих же учеников считают будущей интеллектуальной элитой страны. Среди ключевых качеств – мотивация и выраженный интеллект. Школьный психолог Руслан Анатольевич вообще называет их носителями новой нравственности, которая близка к советской: саморазвитие важнее денег.
Впрочем, отношение ребят к определению "элита" здесь, как к еде – с разным степенями принятия: от "ха-ха, это вряд ли" до "ну, возможно".
− Это потом нужно смотреть, можно ли было нас так называть, − заключает десятиклассник-физик Миша.
На вопрос, кем хотите стать в будущем, многие отвечают просто – успешным человеком.
− Как говорит наш преподаватель физики, это главное, − добавляет Настя из 11-А.
Вручение премий Президента. Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Все сунцы поступают в топовые вузы, причем не обязательно в МГУ. По итогам 2015 года, Московский университет выбрали 62% выпускников, МФТИ – 13%, ВШЭ – 13%. Другие популярные вузы, куда идут ученики Колмогоровской школы: МГТУ имени Н.Э. Баумана, МИФИ, МАИ. Из питерских – СПбГУ, СПбАУ, ИТМО. В прошлые годы некоторые ребята поступили на гуманитарные факультеты: философский, филологический, исторический. Один юноша пошел в православный Свято-Тихоновский университет учиться иконописи.
− Конечно, нам было бы интереснее готовить ребят для МГУ, но раз они выбирают такой путь, значит, это их путь. У всех есть свобода. В любом случае потом они получат хорошее образование и будут работать или в сфере науки и образования, или в области высокотехнологичного производства. Там такие люди нужны. Иначе ничего не будет летать, ездить и так далее, − уверен Николай Михайлович. – Можно ли считать людей, которые находятся на переднем крае развития науки и техники, успешными?
− Одна из целей школы – готовить научную элиту. Но что это? Чем ее мерить? Оценка деятельности школы – это судьбы выпускников, − говорит Валерий Васильевич. – В прошлом году я приехал на одну конференцию, а там 12 наших выпускников. И все деканы и заместители деканов. Я обалдел! Это была такая встреча! Если есть множество докторов и кандидатов наук, академиков, прогрессивных людей, которые двигают вперёд науку, политику – да что угодно, как в Императорском лицее, где готовили госслужбу высшего ранга, – вот это показатель работы школы! А мы как оцениваем? Средние баллы по ЕГЭ, выступления на олимпиадах, какие-то срезы. Это просто разные направления деятельности. Если оценивать через судьбы, то наша школа состоялась.
Первый выпуск школы в 1964 г. Фото предоставлено СУНЦ МГУ
За 53 года школа-интернат имени А.Н. Колмогорова выпустила 8,5 тысяч человек. Из них 12 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук, около 300 докторов наук, больше двух тысяч кандидатов наук. Здесь учились:
академик РАН и президент Санкт-Петербургского математического общества Юрий Матиясевич, который завершил решение десятой проблемы Гильберта,
завкафедрой компьютерной топологии и алгебры Челябинского госуниверситета Сергей Матвеев, разработавший новое научное направление − компьютерную маломерную топологию,
герой России, летчик-космонавт Сергей Авдеев,
основатель "Лаборатории Касперского" Евгений Касперский,
генеральный директор компании "Ю-Софт" Сергей Шанин,
создатель сайта по рекрутингу HeadHunter.ru Михаил Фролкин,
писатель Александр Иличевский,
литературовед и публицист Сергей Яковлев.
− Цели-то школы сохранились, но все зависит от общественного заказа на науку. Нельзя сказать, что все выпускники будут супер-пупер-элитными. Из некоторых не получатся ничего, − говорит Кирилл Владимирович. – Как это выглядит? Два выпускника пришли на мехмат МГУ в мою группу и стали валять дурака. Они получили здесь приличное образование и вместо того, чтобы реализовывать концепцию "я пришел не сидеть на попе ровно, а двигаться дальше", они решили посидеть на попе ровно. В параллельной же группе наши выпускники стараются, учатся. Они хотят чего-то добиться. Собрали волю в кулак и вперед.
− Какие у нас главные принципы? – продолжает Кирилл Владимирович. – Декан мехмата Владимир Николаевич Чубариков, который учился здесь в одном из первых наборов, правильные слова говорит: "Родину любить, работать хорошо, дурака не валять, на занятия ходить, себя помнить, товарищей не обижать". Все те же – общечеловеческие. Главное, чтобы дети потом сказали, что их учеба здесь помогла им в жизни.
Последний звонок-2015. Фото: Никита Котельников
В холле общежития десятиклассница Настя Нефедова из Йошкар-Олы решает задачи по генетике, готовится к сессии. Нужно сдать ек раньше, так как улетает на конференцию в Мексику.
− Вы не думайте, что все так серьезно. Обычные люди на самом деле. Но умные.
Надежда Прохорова