Форма поиска по сайту

Физика города: откуда на улицах берется пыль

Иллюстрация Ольга Денисова

Все знают, что в воздухе, которым мы дышим, всегда есть пыль. Она окружает нас невидимым (а иногда очень даже видимым) облаком, состоящим из различных микрочастиц. Каков процент пыли в городской атмосфере в обычный день? От чего зависит миграционный маршрут пылинок и что может препятствовать "запылению" города?

Разбираться помогали коллеги из научно-популярного журнала "Кот Шредингера".

Пыль – это как туман, только пыль. Если туман представляет собой массу взвешенных в воздухе мелких капелек жидкости, то пыль – это взвешенные в воздухе твердые частицы размером порядка десятой микрометра. Пыль в городе состоит из всего, чего только возможно: от кусочков почвы и солей морской воды (sic!) до вулканических выбросов.

Но вообще, в обычный московский день количество "местной" пыли в атмосфере составляет порядка 70 процентов. В основном нас, жителей мегаполиса, облепляют не частички песка или почвы, но выбросы горюче-смазочных веществ, пыль от стирания автомобильных шин об асфальт, а зимой еще и реагенты, которыми посыпают дороги. Понятно, что в дни, когда где-нибудь в Подмосковье горит очередной лес или торфяник, количество пыли в столице возрастает. Например, во время наверняка памятного вам лета 2010-го содержание пыли в городе превышало норму в десятки раз. А несколько месяцев назад мы все носили на своих плечах не одну и не две частички сгоревшего ИНИОНа.

От размера пылинок зависят и их миграционные маршруты. Крупные и средние частицы, размером более 1 мкм приземляются на новое место в течение суток или нескольких часов, и за это время далеко от предыдущего места своего жительства не отдаляются. Путешествуют, например, между бутовским двором и тульскими улицами. Мелкие же частицы могут находиться в воздухе до 20 дней, преодолевая огромные расстояния. Сегодня они над Москвой, а через какое-то время – над Владивостоком.

Независимый мониторинг воздуха Москвы рассказывает о том, что с периодом 7-10 дней содержание пыли меняется в 1,5 – 3 раза, а с мая по август среднее количество пыли и колебания ее количества в воздухе намного меньше, чем в период с сентября по апрель.

Наш организм не способен отфильтровывать пыль, размером меньше 2,5 микрометров. Она свободно проходит через дыхательные пути и попадает в легкие. В 2010 году канадские ученые опубликовали в журнале Environmental Health Perspectives карту концентрации и распределения пылинок, которые могут представлять опасность здоровью человека. Для получения данных они использовали спутниковые данные. Наибольшим уровнем "пылевой угрозы", согласно их данным, представляют территории Северной Африки и Малой Азии. А самым опасным регионом подобного толка оказалась территория на севере Китая. Которая славна не своими пустынями, а утренним смогом.

Всемирная организация здравоохранения утверждает, что в среднем 7 процентов сердечных приступов в мире связано с загрязненностью воздуха подобной пылью. А снижение этой загрязненности на 10 миллиграмм на кубический метр на 2 процента уменьшает риск смерти местных жителей от сердечных приступов. И хотя эти цифры не высоки, сами по себе они служат замечательным свидетельством важности даже такой мелочи, как пыль, для нашего здоровья.

С пылью, происхождение которой в меньшей степени связано с активностью человека – частичками почв и песка – бороться намного проще, чем с пылью индустриального происхождения. Озеленение пустырей, дворов и прочих городских площадей является тут наиболее эффективным методом. "Живая" площадка не только укрепляет почву и препятствует запылению города, но также поглощает и перерабатывает уже находящиеся в воздухе пылинки.