AR и VR – эти две аббревиатуры, означающие дополненную и виртуальную реальность, вероятно скоро станут такими же привычными, как ранее sms или сейчас HD. Чем дополненная реальность отличается от виртуальной? Зачем они вообще нужны? Как AR и VR могут изменить нашу жизнь? Об этом – в материале m24.ruФото: gamescom.de
Для начала следует разобраться с терминологией. Augmented Reality (AR) – дополненная реальность в дословном переводе с английского.
Дополненная реальность
Дополненная реальность – насыщение реального мира виртуальными объектами или визуальной информацией. И технология эта, как ни удивительно, совсем не нова.
Одними из первых AR начали использовать военные. Разнообразную символьную информацию стали проецировать на кокпитах самолетов, вертолетов или визорах шлемов пилотов. Причем произошло это давно, еще в середине XX века. В 70-х годах AR пришла уже в коммерческую авиацию, а в начале XXI века – и в автомобилестроение. Встроенные или внешние HUD-проекторы помещали различные символы на лобовое стекло автомобилей.
Именно автомобильная промышленность стала пионером использования дополненной реальности на потребительском рынке. Сейчас речь там идет лишь об усовершенствовании способов отображения информации и удешевления AR-технологий.
Относительно других потребительских AR-устройств, открытых вопросов пока много. Пока наиболее перспективными вариантами AR-девайсов выглядят смартфоны и очки. Причем именно в такой последовательности, хотя четыре с половиной года назад, когда появились Google Glass, и все дружно сказали "Вау!", более перспективными казались AR-очки.
Фото: Google.com
Google Glass
Google Glass – это очки-гарнитура для смартфонов на операционной системе Android. Устройство оснащено прозрачным дисплеем, который монтировался на очки и находился чуть выше правого глаза, и камерой, способной записывать видео в HD-разрешении. Тестирование устройства началось в апреле 2012 года, а версия для разработчиков – Explorer Edition стоимостью 1500 долларов – вышла в феврале 2013 года. Для публики гарнитура стала доступна в мае 2014 года по той же цене.
Управление Google Glass осуществляется голосовыми командами и тачпадом. Google Glass поддерживают приложения Google и сторонних разработчиков Google Now, Google Maps, Google+, Gmail, Evernote, Skitch, New York Times, Pat, Facebook, Twitter и Tumblr.
Несмотря на громадный интерес к Google Glass со стороны прессы и интересные возможности гарнитуры) в устройстве были реализованы дополненная реальность, мобильная связь, доступ в интернет, возможность фото- и видеосъемки), продукт, что называется, "не взлетел".
Google Glass оказались слишком необычными, слишком дорогими, а наличие встроенной камеры и потенциальная возможность вести скрытую съемку вызвали неоднозначную общественную реакцию.
В январе 2015 года Google заявила о приостановке производства Google Glass, заявив, что продукт перестали рассматривать в Google Labs – подразделении, занимающимся экспериментальными продуктами. "Разработка и производство Google Glass переносится в другое подразделение", – сообщили в компании. С тех пор информации о судьбе проекта практически нет.
Помимо Google, очки дополненной реальности пробовали выпустить Epson и Toshiba, но их продукты были еще более сырыми и до полноценного потребительского девайса явно не дотягивали.
Эстафетную палочку в области производства очков дополненной реальности у Google принял один из ее главных конкурентов – компания Microsoft.
HoloLens
В январе 2015 года MS Microsoft представила амбициозный проект очков дополненной реальности HoloLens. Это носимый голографический компьютер в формфакторе очков, который имеет слегка затемненный прозрачный дисплей и систему объемного звучания.
Главная "фишка" Project Hololens – реалистичность голографических изображений. Управление очками осуществляется с помощью жестов.
В теории с помощью HoloLens можно будет общаться друг с другом, используя голографические версии собеседника, но главное предназначение устройства, по мнению разработчиков, – использование их инженерами, архитекторами при проектировочных задачах, в обучении, и в развлекательных целях.
Фото: microsoft.com
30 марта 2016 Microsoft начала поставки HoloLens разработчикам по цене 3000 долларов за очки.
Перспектив у дополненной реальности, помимо уже перечисленных вариантов, действительно много. Например, AR может использоваться при обслуживании сложных технических объектов. Как это выглядит?
На дисплей сотрудника выводится информация об узле или агрегате, на который он смотрит, а затем появляется пошаговая инструкция по замене, обслуживанию или ремонту объекта. Выглядит все это очень впечатляюще и футуристично, но такой вариант использования AR-очков находится пока на экспериментальной стадии.
Еще один формат дополненной реальности, возможно даже более перспективный чем очки – это… смартфоны.
Смартфоны
Первые эксперименты с дополненной реальностью начала проводить компания Nokia, разрабатывая приложение Nokia City Lens, которое позволяло на экране смартфона увидеть информацию о изображениях с камеры: ресторанах, отелях, магазинах, достопримечательностях, развлечениях, городском транспорте. Около объекта должна была появляться справочная и прочая полезная информация. Приложение появилось еще в 2012 году для платформ Windows Phone, Symbian и MeeGo, но, в силу их небольшой популярности, о нем вообще мало кто знал. Да и работало приложение далеко не идеально.
Настоящим прорывом в области AR обещает стать 2016 год.
На прошедшей в июне конференции Lenovo Tech World был представлен смартфон Lenovo Phab 2 Pro – первое в мире серийное устройство с поддержкой технологии дополненной реальности Tango.
Tango
Tango – это технология дополненной реальности Google, предназначенная для смартфонов и планшетов под управлением Android, которая базируется на использовании компьютерного зрения и высокоточной indoor-навигации.
Таngo является аппаратно-программной платформой, и для ее работы, помимо специального программного обеспечения от Google, требуется еще и особая аппаратная часть: камера и набор датчиков (акселерометр, гироскоп, инфракрасный датчик). Сам смартфон появится в продаже уже в сентябре.
Приложений с поддержкой Tango пока немного, но они уже доступны в магазине приложений Google Play. В качестве интересного примера можно привести Lowe's – приложение крупного американского ретейлера, продающего мебель и товары для дома. С помощью Lowe's можно "разместить" в комнате мебель и предметы интерьера, а затем оценить, как будет выглядеть будущая покупка в реальной обстановке вашего дома или квартиры.
Есть уже и несколько готовых игр.
Фото: Дмитрий Бевза
Raise, позволяющее завести виртуального домашнего питомца в интерьере дома, или Domino World – игра, дающая выстраивать на домашних поверхностях цепочки из виртуального домино и других предметов, а потом запускать "принцип домино", когда одна костяшка падает на следующую и так далее по цепочке.
Однако главным ньюсмейкером в области AR в этом году стали не Google c Lenovo, а Niantic и Nintendo c их Pokemon Go.
Pokemon Go
Если кто еще не в курсе, то Pokemon Go – это бесплатная онлайн ролевая игра с использованием дополненной реальности для смартфонов и планшетов.
Геймплей ее прост и отчасти гениален. На карте есть покестопы и гимы. На покестопах предоставляют игровые предметы: яйца покемонов, покеболы и зелья. Покестоп может быть оборудован воблером – приманкой для диких покемонов. Гимы служат местом для командных сражений. Они представляют собой переделанные порталы от предыдущей игры Niantic – Ingress.
Задача игрока в Pokemon Go заключается в поимке покемонов c помощью смартфона. Для этого вам следует активировать GPS и мобильный интернет, после чего запустить игру. Точных обозначений мест обитания покемонов не существует, но есть разнообразные признаки их присутствия. В нижнем углу экрана периодически появляются изображения покемонов, которые находятся возле вас. Для захвата дикого существа нужно бросить в него покебол.
Фото: Creative Commons
Звучит все это довольно бредово, но на самом деле – очень увлекательно и захватывающе.
Каждый покемон (Pocket Monster – карманный монстр) имеет свои уникальные характеристики, которые можно прокачивать с помощью тренировок. Когда вы достигнете пятого уровня, то сможете присоединиться к команде и принимать участие в сражениях в гимах.
Игра была придумана в 2014 году Сатору Ивата из Nintendo и Цунэкаду Исихара из The Pokemon Company в рамках совместной акции с Google Pokemon Challenge. Релиз состоялся 6 июля в США, Австралии и Новой Зеландии. Сейчас игра доступна в Северной и Южной Америке, Австралии, Европе, части Юго-Восточной Азии. В России дата официального размещения Pokemon Go в магазинах приложений Google и Apple еще не объявлена.
Игра пользуется феноменальной популярностью и побила все возможные рекорды по количеству скачиваний (более 100 миллионов в первые 19 дней).
Фото: Дмитрий Бевза
Pokemon Go превратилась в социальный феномен и породила несколько конспирологических теорий о том, что с ее помощью компании или спецслужбы получают приватную и даже конфиденциальную информацию о пользователях и разных секретных объектах.
Вообще, если говорить о дополненной реальности, то все разработчики позиционируют ее, как нечто важное и полезное, что вроде бы похоже на правду. Тем не менее, настоящей популярностью пользуется именно развлекательные проекты.
И тут самое время перейти ко второй части статьи, а именно к VR – виртуальной реальности.
Виртуальная реальность
Что такое "виртуальная реальность", наверное, знают все. Человек погружается в искусственный мир, полностью изолированный от реального. И, хотя полного погружения в такую реальность, как в фильме "Матрица", еще не достигли, прогресс в этой области за последние годы достигнут гигантский.
Как ни удивительно, и эта технология тоже не нова. Первая система виртуальной реальности была создана еще в 1962 году. А в 70-х годах VR заменила видеосъемку, до того использовавшуюся в тренировочных авиасимуляторах.
История развития VR-очков и шлемов имеет свою богатую историю, но мы остановимся на ее итогах – на том, что из себя VR представляет на данный момент.
Существует два основных типа VR-очков.
Мобильные VR-шлемы
Первый – это мобильные VR-шлемы. Их очень много. От бюджетного Google Cardboard до более дорогих Samsung Gear VR или Fibrum. Сейчас производство таких шлемов наладили десятки китайских компаний, и на AliExpress за полторы тысячи рублей можно приобрести вполне приличные экземпляры. Устроены такие шлемы довольно просто. Они не имеют вообще никакой электронной начинки и представляют собой держатель для смартфона и пару линз. В качестве экрана в такой версии устройства используется смартфон. На
сайте Google можно узнать, подходит ли ваш смартфон для VR.
В принципе, такая информация есть на сайте каждого производителя VR-очков или шлемов. Количество приложений и игр, работающих в виртуальных шлемах, исчисляется уже сотнями. Многие из них довольно популярны, однако настоящих хитов, таких как Pokemon Go, среди них пока нет.
Еще одно направление в области VR-шлемостроения – шлемы для компьютеров и игровых консолей.
Шлемы для компьютеров и игровых консолей
На данный момент существуют 3 VR-платформы – Oculus Rift с ценой в 600 долларов без НДС и доставки, HTC Vive за 800 долларов и PlayStation VR, который стоит 399 долларов по предзаказу (старт продаж 13 октября).
Oculus Rift и HTC Vive работают с компьютерами, PlayStation VR с консолью PlayStation 4. Стоимость устройств, обладающих достаточной мощностью для работы Oculus Rift и HTC Vive, составляет еще примерно 1000 долларов.
Количество приложений и игр для Oculus Rift сейчас составляет около 200, для HTC Vive – примерно 400.
Первые игры для PlayStation VR выйдут одновременно с консолью, их будет 17, до конца года появятся еще 50. Всего сейчас в разработке около 160 разнообразных игр и приложений для этого шлема. Что важно, это не какие-то малоизвестные девелоперы, а такие монстры, как 2K Games, Electronic Arts и Ubisoft.
Аналитики Goldman Sachs считают, что рынок AR и VR к 2025 году составит 80 миллиардов долларов, и самый большой кусок этого пирога получат видеоигры. Только что прошедшая (17-21 августа) в Кельне самая большая в мире игровая выставка – Gamescom – наглядно это подтвердила. Сейчас все без исключения крупные компании из игровой индустрии имеют в своем портфеле VR-игры.
Интерес со стороны геймеров к этим играм просто колоссальный. Чтобы поиграть в короткий 10-минутный отрывок из еще не вышедших VR-игр, посетители на стендах с Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR простаивали часовые очереди. И это при том, что накануне выпуска на рынок своего VR-шлема Sony и разработчики игр для него поставили более 50 игровых зон с десятками шлемов в каждой.
Фото: Дмитрий Бевза
Корреспондент m24.ru побывал на Gamescom – 2016 и сумел опробовать там две VR-игры – Batman Arkham VR (PlayStation VR) и Star Trek: Bridge Crew (Oculus Rift).
Несмотря на то, что это еще довольно сырые "демки", возможность примерить на себя костюм Бэтмена или роль капитана космического корабля USS Aegis, безусловно, впечатляет.
Уже сейчас можно сказать, что AR- и VR-технологии достигли той степени зрелости, чтобы прийти на потребительский рынок. Другой, вполне очевидный вывод, который напрашивается после последних игровых выставок E3 и Gamescom, – то, что в ближайшие годы локомотивом развития этих технологий станет именно игровая индустрия, которая переживает cейчас свой "золотой век" и не прочь за счет AR и VR превратить его в платиновый.