Иллюстрация: Полина Бреева
В Москве больше 400 музеев. Выставочные пространства и хранилища ломятся от картин. Особая температура и влажность, нужная степень освещения поддерживаются сотрудниками с помощью специальных приборов и научных технологий. Но как быть, если вы в приступе любви к искусству купили себе в квартиру ценное полотно? Наши друзья из
Детского центра научных открытий "ИнноПарк" разобрались в деталях.
Если на вашей стене теперь будет висеть масляная живопись, в первую очередь узнайте ее возраст. Масло сохнет от года до двух лет. Молодой картине нужен солнечный свет и воздух. Застекленная рама ей противопоказана, так как парниковый эффект может вызвать отслаивание краски. В то же время на сквозняк шедевр тоже лучше не ставить. По прошествии периода просушки полотно покрывают лаком. Перед нанесением следует очистить объект от пыли и грязи. После промазки его нужно снова просушить, поэтому стекло по-прежнему под запретом. В таких условиях нужно внимательно следить, чтобы случайно не забрызгать картину.
Прежде чем вбивать в стену гвоздь, убедитесь, что на поверхность не падают прямые солнечные лучи. Пигменты выцветают от яркого освещения, поэтому оно должен быть рассеянным. По возможности лучше приобрести лампы, которые не греются и не искажают цвета. Особо опасны для картины резкие перепады температуры. Дома практически нереально создать музейные условия, но приблизиться к ним вполне возможно. Оптимальная температура хранения – +19–21°С, а идеальная влажность – 50–55 процентов.
Живописи нужен ежедневный уход. Если верхний слой картины высох, можно просто протирать ее сухой фланелью. Также подойдут ватные диски и мягкая зубная щетка для труднодоступных участков пастозной, рельефной картины. Убедившись, что трещин в краске нет, можете смело использовать воду. При очень сильных загрязнениях возьмите в руки слабый мыльный раствор.
После чистки нужно капнуть льняным или маковым маслом и тщательно растереть его чистой тряпочкой. Этот способ освежает цвета. Картины нельзя очищать луком, картофелем, уксусом, скипидаром и другими агрессивными приемами, так как все эти способы разрушают пленку на поверхности полотна. Также забудьте об отбеливателях, перекиси, порошках и пятновыводителях.
К сожалению, пожелтевшую живопись очистить нельзя. Скорее всего, ее писали с применением пигмента на льняном масле. Время окисляет его и придает натюрмортам и портретам желтоватый музейный оттенок. За потемневшие картины тоже нет смысла браться. Тут поорудовали необратимые химические реакции. Впрочем, при правильном уходе картина маслом будет радовать взгляд долгие годы. Покрытая лаком, она десятилетиями не изменит свой первоначальный вид.
Если вы стали обладателем акварели, пастели, эстампа или гравюры, важно знать следующие правила. Такие произведения следует хранить при температуре 12–25°С и относительной влажности – 40–60 процентов. Для пастели – 18–20°С при влажности 50–55 процентов. Не подпускайте к картине прямой солнечный свет, а также ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Лучший охранник в таких случаях – антибликовое стекло.
Искусство должно быть защищено от влаги. Как и в случае с масляной живописью, следует избегать резких колебаний температуры и влажности. Не рекомендуется долго хранить пастель без рамы и стекла, поскольку пыль с нее практически невозможно стереть. Для обрамления картин используют паспарту, которое создает необходимую прослойку между картиной и стеклом. Таким образом обеспечивается консервация картины, сохраняется ее микроклимат.
При удалении пыли необходимо соблюдать особую осторожность. Можете сами протереть верхний налет, но основательная очистка должна быть поручена реставратору. Сажу и копоть тоже можно доверить только профессионалу. Пока все не так запущено, сдувайте загрязнения мехами или водите пылесосом по поверхности. Если есть мягкая барсуковая кисть флейц, можно применить ее. Но никаких тряпок – ни сухих, ни влажных.
Наталья Глориозова, Детский центр научных открытий "ИнноПарк"