Форма поиска по сайту

Навигатор из прошлого: как москвичи ориентировались по названиям улиц

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Ежегодный фестиваль "Праздники улиц" начался 17 мая в Юго-Восточном округе. Власти Москвы подготовили 8 праздников в честь улиц, названных именами городов России. Почему в Москве есть старинная улица, названная в честь Твери, но нет улицы в честь Дмитрова, что за роль в Средневековье играли улицы, названные "городскими именами" и какой британский город единственный нашел свое место на карте мегаполиса, выяснил автор M24.ru Александр Трифонов.

В Юго-Восточном округе столице 17-18 мая пройдет традиционный праздник улиц. Для жителей пройдут торжества в честь названных именами городов 12 улиц: Новороссийской, Ейской, Армавирской, Белореченской, Кубанской, Краснодарской, Яснополянской, Саранской, Батайской, Цимлянской, Краснодонской, Ставропольской, Таганрогской и Братиславской, Тихорецкого и Новочеркасского бульваров. Всего в округе 46 улиц с названиями в честь городов России. А праздник проводится с 2009 года.

Обратите внимание на список. Все улицы в нем названы в честь городов, расположенных к югу и юго-востоку от Москвы. Это совсем не случайно. Из этого ряда выбивается лишь Братиславская улица, названная в 1995 году вместе с одноименной станцией метро в честь столицы Словакии.

Старинная навигация

Названия улиц образуют древнейшую систему городской навигации - ориентации в пространстве, и даже могут рассказать о статусе города, чье имя носят. Во многих исторических поселениях России отходящие от центра улицы названы в честь соседних городов. При этом они обычно четко указывают дорогу к нему.

Почему так получилось? Когда-то от центра начинались дороги в другие значительные города или земли. А еще в Средневековье у людей не было не то что гаджетов, но даже бумажных карт, помогавших ориентироваться в городе. Оставалось прокладывать свой путь по подсказкам местных жителей, высоким зданиям, которые видны издали, и названиям улиц.

В Москве дела обстояли ровно так же. Звание главной улицы в мегаполисе неофициально закрепилось за Тверской еще в XVIII веке - и вовсе не зря. Она представляет собой начало старинной дороги на Тверь – когда-то центр соседнего княжества, чьи властители в XIV-XV веках соперничали с Москвой за лидерство. Обратим внимание, что Клинской или Дмитровской улиц в Златоглавой исторически не было, хотя эти города расположены примерно в том же направлении к Москве, и даже ближе, чем Тверь. Статус города-соседа определял, быть ли улице и дороге. Маленькие удельные княжества Клинское и Дмитровское быстро вошли в орбиту влияния Москвы и своих улиц не удостоились.

Археологи полагают, что дорога на Тверь от Кремля существовала с самого начала московского града, так что Тверская не могла не появиться. Аналогичную функцию на юг от столицы выполняла Ордынка – начало пути в Орду, также ставшая улицей по мере разрастания города. Обычно считается, что там селились выходцы из соответствующих названию городов или земель - мол, отсюда и название. Однако, если посмотреть на карты средневековых городов, и Москвы в том числе, то становится понятным, что навигационный принцип был определяющим: они всегда знаменовали собой начало пути.

Удивительно, но советская власть не стала ломать веками сложившуюся традицию. В Москве продолжали давать имена новым улицам, переулкам и проездам по географическому принципу. Так, в современном Северном округе можно встретить Зеленоградскую, Клинскую, Ижорскую улицу, Кронштадтский бульвар, Валдайский проезд. Там же проходит и Ленинградское шоссе. Нетрудно заметить, что все эти города расположены в северо-западном направлении от Москвы. Перенесемся в противоположную часть мегаполиса, на юго-восток, и там найдем уже перечисленные в начале статьи улицы с названиями городов Юга. Эта система работает во всех частях города советской застройки - в жилых массивах от Садового кольца до кольцевой автодороги. Особенно много таких улиц появилось во время массовой застройки районов в 1960-1980-х годах.

Но правило это распространялось только на города бывшего СССР. Как уже показал пример с Братиславой, улица в честь которой пролегла на юго-востоке столицы.

Сегодня навигационный принцип в наименовании улиц или бульваров, конечно, полностью потерял свое значение. Географическая привязка по направлениям сохраняется лишь как традиция.

Хотя было бы, конечно, интересно провести такой московский квест: ориентирование по названиям улиц с "городскими именами" без карт и устройств. Попробуй, определи, в каком направлении ты движешься.

Направление - Великобритания

В каждом правиле есть исключения. А уж с названиями улиц исключений всегда было много. Вот к северо-западу от Кремля, в районе Красная Пресня, идет улица Рочдельская. Угадать, от какого слова происходит название, москвичам сегодня трудновато. Думаю, единицы вспомнят о британском городе Рочдейл (Rochdale), где в XIX веке было развито ткацкое производство. Красная Пресня также была пролетарским районом с ткацкими фабриками. И в 1932 году столичные власти и пресненцы решили увековечить память о Рочдейле, где в 1844 году местные трудящиеся создали первый кооператив, положив начало движению потребительской кооперации. В Советском Союзе кооперативное движение видели альтернативой мелкобуржуазному частному производству. Вопрос был серьезным, политическим.

Правда, по правилам орфографии улица должна была все-таки стать Рочдейловской. Но остановились на более близком русскому уху варианте – Рочдельская.

А направление на каком-то интуитивном уровне для улицы было выбрано правильное. Рочдейл расположен на северо-запад от Кремля.

Александр Трифонов