Реконструкцию Малого театра планируется закончить к 2016 году. M24.ru рассказывает о его истории, самых знаменитых постановках и самых известных актерах.
История Малого театра начинается в 1756 году. Он был создан при Московском университете по указу императрицы Елизаветы. Труппу возглавил известный драматург и поэт Михаил Херасков, а актерами были студенты и учащиеся университетской гимназии. Среди прочих в спектаклях принимали участие будущие известные литераторы Денис Фонвизин и Ипполит Богданович.
Сначала спектакли театра были закрытыми. Но вскоре представления начали давать на святках и во время масленицы в университетском помещении на Воскресенской площади. С 1759 года их показывали уже широкой публике.
В 1759 году труппа университетского театра стала называться "Российским театром". Представления проходили на сцене Оперного дома на Красных прудах (в районе современной Комсомольской площади), где они чередовались со спектаклями итальянской труппы. Здесь играли первые русские профессиональные актрисы Татьяна Троепольская и Анна Михайлова, а также актеры Иван Лапин, Иван Соколов и другие. В репертуаре театра были трагедии Александра Сумарокова: "Синав и Трувор", "Хорев", "Гамлет". Кроме того, ставили комедии Мольера - "Жорж Данден" и "Проделки Скалена".
В 1780 году на основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр, здесь 15 января 1787 года прошла первая русская постановка "Женитьбы Фигаро" в переводе Александра Лабзина под названием "Фигарова женитьба".
Здание Малого театра. Фото: ИТАР-ТАСС
В 1803 году произошло разделение трупп на оперную и драматическую. В 1824 году у театра наконец появилось собственное здание. Для этой цели по проекту архитектора Осипа Бове был перестроен купеческий особняк на Петровской (ныне Театральной) площади, где театр располагается и по сей день. Постепенно театр стали называть Малым, чтобы не путать его с открывшимся здесь же, на Петровской площади, оперным - Большим - театром.
Ведущим актером театра в то время был
Павел Степанович Мочалов. Его имя стало легендарным еще при жизни. Он был одним из первых выразителей на русской сцене нового эстетического направления - романтизма (в противовес отживающему свой век классицизму). Выступая в спектаклях, он не заботился о соблюдении канона, но искал свободы выражения чувства. По мнению критиков, романтизм Мочалова открыл для русского зрителя трагедии Шекспира. Шекспировские герои в исполнении русского актера выглядели современными людьми, озабоченными восстановлением нарушенной справедливости. Таким явился совсем не величественный, но глубоко уязвленный крахом миропорядка король Лир. В "Отелло" Мочалов говорил о трагическом крушении веры в человека. Его Гамлет через сомнения и борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожения зла и насилия. Кроме того, актер создал образ Чацкого в первой постановке пьесы "Горе от ума" в Москве в 1831 году.
В 1822 в труппу пришел известный провинциальный актер
Михаил Семенович Щепкин. За актером быстро закрепляется слава "первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц". Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.
Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы. В 1831 году он вместе с Мочаловым блистал в спектакле "Горе от ума", где играл Фамусова. Также современники отмечали его Городничего в постановке гоголевского "Ревизора". "Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре", - сказал о Щепкине Александр Герцен.
Открытие памятника Островскому около Малого театра, 1929 год. Фото: www.maly.ru
Кроме Грибоедова и Гоголя, в Малом театре ставили произведения Пушкина еще при жизни поэта: в 1825 году была создана сценические версии поэмы "Руслан и Людмила", затем последовал постановка "Бахчисарайского фонтана" (1827 год) и "Цыган" (1832 год). Специально для Малого театра писали Иван Тургенев и Александр Сухово-Кобылин. Но настоящий расцвет театра связан с именем Александра Островского. Всего на сцене театра было поставлено 48 пьес драматурга, из-за чего у Малого появилось неофициальное название "Дом Островского". Он сам дружил с актерами, участвовал в репетициях, а некоторые его пьесы были сочинены специально под определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов. Пьесы Островского никогда не исчезали из репертуара Малого, а памятник драматургу работы Николая Андреева с 1929 года украшает вход в театр.
В Малом театре состоялся триумфальный дебют великой актрисы
Марии Николаевны Ермоловой. Впервые она вышла на сцену 30 января 1870 года в спектакле "Эмилия Галотти". Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Этот спектакль пользовался огромным успехом. Кроме того, она восхищала публику в спектаклях "Овечий источник" Лопе де Вега, "Мария Стюарт" Фридриха Шиллера и "Орлеанская дева" этого же автора. Ей блестяще удались образы Катерины в "Грозе" и Кручининой в "Без вины виноватые" Островского.
Юбилейный вечер актрисы Малого театра Евдокии Турчаниновой, 1958 год. Фото: ИТАР-ТАСС
После революции 1917 года вопреки новым художественным веяниям, напрочь отрицавшим академичность, Малый театр оставался верен свои традициям. В 1918 при театре открывается театральная школа (с 1938 — Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина), а в 1919 Малому театру присвоено звание академического. Одна из самых ярких в послереволюционные годы постановок театра - спектакль "Любовь Яровая" по пьесе Константина Тренева. В 1930-е годы, когда один за другим исчезали новые реформаторские театры (как, например, театр Всеволода Мейерхольда) Малый театр пополнялся приходившими из закрывавшихся студий актерами.
Репертуар театра 1930-е - 1940-е годы в основном состоял из возвращения к классике. Ставятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал.
Среди заметных послевоенных постановок: "Васса Железнова" Максима Горького с участием Веры Пашенной, "Власть тьмы" Льва Толстого, "Маскарад" Михаила Лермонтова, "Макбет" Шекспира, а также инсценировки "Ярмарки тщеславия" Уиляма Теккерея и "Госпожа Бовари" Гюстава Флобера.
Отсутствие актуальных пьес в репертуаре в 1960-х - 1980-х годах делало театр консервативным, но не менее интересным. Славу театра в эти годы составляли Игорь Ильинский, Евдокия Турчанинова, Борис Бабочкин, Виктор Хохряков, Михаил Жаров, Элина Быстрицкая, Руфина Нифонтова, Евгений Весник, Юрий и Виталий Соломины и многие другие.
Сцена из спектакля "Ревизор", 1982 год. В роли Хлестакова - Виталий Соломин. Фото: ИТАР-ТАСС
Сейчас, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы Островского: "Волки и овцы", "Не было гроша, да вдруг алтын", "Лес", "Бешеные деньги", и другие. Идут спектакли по пьесам Антона Чехова: "Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Чайка", хотя при жизни писателя у Малого театра с его драматургией отношения не сложились. На сцене Малого театра поставлена историческая трилогия Алексея Толстого: "Царь Иоанн Грозный", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". Кроме того, в репертуаре пьесы Фридриха Шиллера, Августа Стриндберга, Эжена Скриба.
В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей. За последние годы он побывал на гастролях в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Театр регулярно проводит Всероссийской фестиваль "Островский в Доме Островского", в рамках которого театры из разных городов России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга.
Указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем.
Григорий Медведев