Форма поиска по сайту

Сергей Капков пообщался со столичными учителями

This browser does not support the video element.

В Музее Москвы прошел лекторий для учителей на тему "Культурная Москва – культурному учителю" с участием руководителя столичного департамента культуры Сергея Капкова. Сетевое издание M24.ru приводит полную текстовую версию выступления.

Ведущая: Хочу представить, Сергей Александрович Капков - руководитель департамента культуры Москвы - сегодня наш гость, и вот начало нашей встречи, поприветствуем.

Сергей Капков: Добрый день, коллеги, я очень рад, что у вас как у учителей и у департамента образования города Москвы есть интерес к культуре и к той деятельности, которую мы пытаемся в Москве наладить в системной работе. Поэтому я коротко рассажу, что мы делаем, и коротко попытаюсь отрекламировать наши учреждения культуры именно для вас как москвичей и ваших школьников - детей, которым, мне кажется, было бы интересно посетить наши учреждения культуры. Я попробую дать статистику, на которую мы потратили год, и рассказать, что у нас происходит в Москве.

У нас есть большое исследование, мы сделали культурный портрет москвича, как мы его называем, опросили 5 тысяч москвичей во всех районах города (их 125, как вы знаете) и расспрашивали людей, что они воспринимают как культуру, как они отдыхают, почему они отдыхают - я потом подробно отдельно скажу. В среднем житель Москвы уделяет 13-14 часов в неделю проведению культурного досуга, это значит, что около двух часов в день у них уходит на удовлетворение своих культурных потребностей - так люди сами формулируют. Это достаточно высокий показатель, потому что Москва – это лидер России по количеству людей с высшим образованием.

Предположим, те же жители Нью-Йорка, Токио, Парижа тратят полтора часа в день на посещение культурных мероприятий. Но ситуация выглядит так, что, когда люди отвечают на прямой вопрос про культуру, у них на первых местах посещение кинотеатров и ресторанов, потому что, наверно, с советских лет считается, что культурный отдых - это и посещение ресторана или точки общепита, это некий выход в свет.

Обычно житель города посещает меньше одного учреждения культуры в месяц, что, по идее, не так страшно, но мы бы хотели, конечно, чтобы у человека был культурный выход два раза в месяц: на выставку, в музей, театр - неважно куда.

Вместе с этим лишь 10% населения Москвы относительно регулярно участвуют в городских или районных праздниках и посещают культурные мероприятия - почему мы стараемся сосредоточить внимание на культурных мероприятиях, попытаться объяснить, что это может быть интересно, это не только для людей с пивом. Но, конечно, всегда на этих мероприятиях мы видим, что отпугивает людей: это вопросы безопасности. Многие люди не любят толпу, сомневаются, стоит ли им идти на мероприятия и т.д.

Большинство москвичей, конечно же, готовы тратить свое время на культурный досуг. То есть наша задача, особенно в летний период, когда меняется взгляд москвичей на досуг, мы начинаем конкурировать и с телевизором, и с поездкой на дачу, и с шашлыками, и с просмотром футбольного матча, и с посещением стадиона. Как правило, и это тоже характеристика москвича и, мне кажется, любого русского человека: люди в одиночку не ходят на культурные мероприятия. Это наше большое отличие от большинства европейских стран: люди, как правило, ищут компанию или в паре с кем-то посещают культурные учреждения.

К сожалению, если смотреть на воспитание детей и на формат, когда родители с детьми куда-то ходят, то родители выбирают достаточно понятный формат - это цирк, дельфинарий и другие развлекательные объекты. Мы пытаемся конкурировать за молодого зрителя в сторону театров, музеев, выставок и тех же парков. Я объясню, почему это происходит: общество начинает меняться, и меняется отношение к свободному времени, потому что все мы - люди занятые, я имею в виду, москвичи. И ситуация такова, что родители выбирают самые простые формы досуга с учетом того, что те же дельфинарии, цирки находятся рядом с торговыми комплексами, а сейчас уже пошла тенденция, что и внутри торговых комплексов - для привлечения дополнительных покупателей.

Поэтому мы видим большую проблему уже на высоком городском уровне, когда мы говорим, что уходит поколение театральных лидеров, уходит поколение театральных знаковых людей, на чьих постановках, книгах, спектаклях мы выросли. Мы также должны понимать, что уходит и тот театральный зритель, который ходил в эти театры; и театр, может быть, пять лет назад был актуальным, а сейчас он уже потерял своего зрителя, потому что просто поколения меняются, люди выходят на пенсию, начинают по другому относиться к своему свободному времени и просто перестают ходить в театр. Наша задача - растить театрального зрителя с простых форм, с детских спектаклей в надежде, что мы привьем культуру посещения наших сложных культурных объектов (я имею в виду, содержательно сложных – театров, музеев), и у нас появится свой театральный новый молодой зритель. Основная проблема Москвы в том, что 80% учреждений культуры находятся в пределах Третьего транспортного кольца. Если брать театры, там почти все 100% находятся в центре - так строился город по сталинскому генплану. И, соответственно, людям, живущим на периферии, чтобы сходить в театр или музей, надо потратить около двух часов на дорогу, доехать в центр, посмотреть что-то и вернуться назад. Поэтому наша основная задача на этот год - это децентрализация культурной жизни города, с этого года мы начинаем. Эта концепция принята нами, мы будем докладывать ее мэру, и наша задача - чтобы мы своими культурно-воспитательными, культурно-развивающими проектами перешли на территорию московских общеобразовательных школ.

По статистике, в продолжение этой логики, 90% жителей столицы живут между МКАДом и Третьим транспортным кольцом. Большинство жителей предпочитают проводить свободное время вблизи от дома. Делали опрос: 46% хотят проводить в своем районе, и только 14% готовы выезжать в центр. Так как Москва - совершенно не однородный город, а мне кажется, это город, состоящий из нескольких малых городов, мы видим из этой статистики, что 22% жителей московских окраин не были в учреждениях культуры ни разу за последний год. Они были в торговых комплексах, где есть кинозалы, но в музеях, театрах, выставочных залах или центральных парках - москвичи туда просто не доезжают.

Так как у нас с советского периода есть большая библиотечная сеть, около 600 библиотек, мы видим, что московские библиотеки должны стать не только библиотеками в классическом смысле этого слова, но и московскими городскими гостиными, где будет работа, связанная не только с книгами, но и с лекциями, с людьми старшего поколения, с молодежью, и различные образовательные проекты, связанные со знаниями, с интересом к русскому языку и т. д. Так как этот год объявлен годом культуры, мы хотим ввести такое понятие, как "детство", мы хотим сосредоточить свою работу именно на школьниках, на детях, и попытаться оторвать их от телевизора, гаджетов, попытаться перетащить новое поколение москвичей в наши учреждения культуры. Департамент образования всячески нам в этом помогает, вы знаете, что мы закачиваем и программу на летние каникулы, и на зимние каникулы. Просто в дни школьных каникул мы закачиваем ее в электронные дневники и раздаем буклеты. Мы считаем, что у большинства детей, конечно же, есть желание посещать наши учреждения, есть желание и тяга к культурным ценностям.

Поэтому в этом году - наверное, еще рано говорить, пока мы не утвердили у мэра, но, я думаю, он эту идею поддержит - мы планируем создать культурный паспорт школьника, который включает в себя за счет денег бюджета города посещение в течение года четырех учреждений культуры - двух театров и двух музеев. Сейчас с департаментом образования обсуждается, с какого возраста это можно, чтобы классным руководителям и школам было безопасно и удобно брать на себя ответственность два раза в год посещать московские театры и два раза в год - московские музеи. Мы поставили для себя такую планку. Получается, что, наверное, мы сможем охватить от 600 до 800 детей из миллиона. Это достаточно большая цифра, хотя эта программа уже работает - в прошлом году около 200 тысяч детей посетило наши учреждения культуры.

Отдельно с департаментом образования мы делаем программу - это урок в музее и урок в библиотеке. У нас есть тематические музеи, как вы знаете. Это и Дарвиновский музей и Литературный музей, мы только рады, если бы учителя совместно с работниками музеев проводили уроки по своей учебной программе. Отдельно у нас есть программа - я надеюсь, что она тоже будет востребована как историческая - по усадьбам (Коломенское, усадьба "Царицино"), и вообще программа исторического наследия, мы надеемся, что Музей Москвы тоже станет базисной точкой по развитию истории, краеведения и истории государства российского. Отдельно под всю эту программу будет создан детский музейный гид, потому что с детьми надо разговаривать на другом языке, многие вещи в зависимости от их возраста нужно говорить в большем объеме или, наоборот, в меньшем объеме так, чтобы им было интересно, чтобы у детей было желание прийти к нам уже самим, а может быть, и вытащить родителей.

Также мы отдельно готовим проект - мы здесь рассчитываем на большую помощь и департамента образования - по приобщению детей к чтению, потому что мы знаем, что московские школы хорошо укомплектованы учебными пособиями. Я имею в виду, по сравнению с Россией, потому что я понимаю, что у каждой школы ситуация своя. И наша задача, когда мы реформируем московские библиотеки, чтобы в библиотеки - именно в шаговой доступности - ваши ученики могли прийти и провести какое-то свое мероприятие в рамках своей школьной программы. Больше того, тот музей, который мы сегодня посетили - Музей Москвы - создал на своей базе городское экскурсионное бюро, и это бюро, я думаю, будет и в зимний, а особенно в летний период работать и показывать интересную программу как пешую, так и на автобусе по территории Москвы. Потому что даже мы, люди взрослые, знающие про Москву многое, понимаем, что пласт изучения Москвы безграничен, и всегда можно сделать интересные прогулки, путешествия по Москве: хоть по Москве-реке, хоть на автобусе - просто по городу - и пешком, именно по литературным местам, историческим и по краеведческим местам. Москва - это нескончаемый пласт, интересный для жителей города не менее, чем для туристов, которые приехали на несколько дней в город.

Мы с вами находимся в Центре документального кино, это отдельный проект, который готов показывать документальные фильмы, связанные с обучением, развитием молодежи, подростков. Здесь недели три назад была такая же встреча с учителями математики, после этого показывался фильм "Чувственная математика", и был разговор о том, как преподается математика. Более того, у нас есть соглашение с различными крупными производителями документальных фильмов о природе, эволюции, на исторический момент. Это каналы National Geographic, Discovery, которые готовы предоставить свои фильмы для того, чтобы их показывать и школьникам, и учителям. То есть вы всегда можете рассчитывать на это помещение, мы всегда это делали для того, чтобы вести образовательную и развивающую форму. То есть на этом месте может сидеть министр культуры, а может сидеть руководитель департамента, и может сидеть талантливый искусствовед, который расскажет детям и вам о своей деятельности и покажет документальный фильм.

Поэтому основная наша задача - это я уже говорю и вам, и себе - заинтересовать детей в том плане, что Москва - реально один их самых потенциальных городов в области культуры, здесь есть большие возможности. Если мы в детском возрасте не привьем это, то мало шансов, что, когда они станут студентами, взрослыми людьми, у них хватит на это времени. Есть какие-то вещи, которые мы, если не дадим в детстве, то это просто, что называется, стирается с культурной карты. Если в детстве человек не ходил в театр, то в вряд ли можно представить, что в 18-20 лет его туда можно затащить - он всегда найдет другие соблазны, интересы, с учетом развития интернета, различных гаджетов; с учетом того, что сейчас у нас общество и технологии развиваются за 1 год, как раньше развивались за 10. Поэтому наша задача - воспитать личность, современного человека, и для этого мы будем стараться все делать и попытаемся даже в какое-то время ввести единый городской стандарт школьника, когда мы сможем с гордостью говорить, что каждый московский школьник знает язык, посещает музеи, театры, будет такая большая работа. К сожалению, эту работу придется взять на себя нам с вами, потому что родители очень много работают, у них это не на первом месте, соответственно, это должно стать городским приоритетом для нас с вами. Я примерно, "широкими мазками" рассказал, что мы делаем, с удовольствием отвечу на вопросы.

- У меня даже не вопрос, а предложение: очень хочется, чтобы вернули как предмет москвоведение в школы, это очень нужно. Я считаю, что краеведение как предмет должен быть не только в Москве, но вообще во всей России. Далее у меня вопрос по поводу того, что вы сказали: маленькие дети должны посещать музеи. Я как мама могу сказать, что у меня ребенок очень подвижный, ему всего пять лет, поэтому очень нужно, чтобы развивались интерактивные музеи. Также у меня предложение: в каждом районе Москвы сделать филиал Музея Москвы. Обязательно, чтоб были музеи района в школах. И очень хочется, чтоб во многих музеях можно было осуществлять фото- и видеосъемку простым посетителям, потому что, когда я своего ребенка вожу в музеи, его можно привлечь только тем, что дать ему фотоаппарат - и он там фотографирует.

- Мы все ваши предложения записываем. По поводу районов и районных музеев, мы планируем начать краеведческие программы про каждый район - сделать 125 таких мероприятий, но там нужна поддержка местных властей, поэтому я не могу гарантировать, что в каждом районе мы это сделаем, но большая работа будет проведена. Что касается разрешения фотографировать, я согласен полностью. А по поводу детей младшего возраста, 5-6-летних, здесь надо четко выработать (наверное, мы это сделаем в ближайшее время) список музеев, которые департамент культуры и департамент образования рекомендуют посетить. Это и Дарвиновский музей, и Зоологический музей, и зоопарк, отдельно какие-то программы мы сделаем. Мы просто хотим это сделать централизованно, чтоб москвичи знали, что для 5-летнего возраста есть такая программа в таких музеях, а для 10-летних есть такая, а для 14-летних ребят - другая программа, это наша задача. Здесь вопрос основной –это коммуникация и информирование людей - какие интересные вещи предлагают московские музеи, театры, выставочные залы.

Ведущая: Если позволите, я дополню, как раз по вашему поручению, по поручению департамента культуры, мы – Музей Москвы – в рамках программы децентрализации проводим совершенно уникальные вещи, например, выездная программа "Музей в школу". Все вы можете пригласить нас, специалисты приезжают с двумя темами: археология и краеведение. Причем археология - это наши специалисты, кандидаты наук вместе с настоящими предметами из музея, оборудованием археологическим выезжают прямо в школы на нашем микроавтобусе и проводят уроки и выставки в школах. Поэтому этим можно воспользоваться и заказать, если есть такое желание.

- И все это платно.

Ведущая: Музей, конечно, что-то делает бесплатно - это громадная программа, можно посмотреть на сайте. Это платный выезд, но стоимость - 5 тысяч рублей, то есть, в принципе, это не цена. Родители могут сброситься по 200 рублей, как на чашку кофе, и вызвать выездной музей.

Сергей Капков: Коллеги, то, что Галина рассказывает, правда сейчас платно, но я, опережая, говорю, что мы пойдем к мэру защищать наш бюджет на год культуры и, я думаю, какие-то вещи сделаем бесплатными.

Ведущая: Какие еще есть вопросы?

- До смены руководства мэрии действовала программа бесплатного посещения школьниками театров Москвы, потом она была прервана…

- И сейчас действует, вот я рассказывал про эти 200 тысяч билетов, там была сложность, она была прервана…

- Нет-нет, я звонила, я ежегодно 10-11 класс обычно раз десять за два года вывозила в театры, потом была прервана эта программа, сказали: подождите, может быть, восстановится.

- Она восстановлена.

- Восстановлена? Спасибо.

-: Да. И будет увеличена фактически в три раза, когда мы утвердим.

- Скажите, а 516-е постановление разве не 4 раза подразумевает посещение каждым учащимся - 4 музея, 4 театра? Или 2 музея, 2 театра – норма какая?

- То, что будет сейчас, - это 2 раза музей и 2 раза театр. Бесплатно. Будем выкупать билеты и передавать.

- Сергей Александрович, я как "дошкольник", у меня такие вопросы: планируется ли создание виртуальных познавательных циклов, потому что вывезти дошкольников сюда на 30 минут занятия из Лосиноостровского района просто нереально, это понятно. И второй вопрос: нельзя ли вернуть театральные представления в детские сады? Как известно, было запрещено собирать деньги в детских садах, поэтому театры ушли, а дошкольники любят театральные представления смотреть в детсадах. Или сделать их формой в ближайших библиотеках, потому что взаимодействие идет с библиотеками плотное, и как раз сделать какие-то театральные гостиные в близлежащих библиотеках по Москве...

- Я думаю, что запрет на приглашения артистов - это была позиция департамента образования, чтобы с родителей деньги не собирали. Но я думаю, что точечно мы это можем делать, мы сейчас ряду наших учреждений, наверное, это поручим. Но нам легче не театральные постановки, а классические поэтические или музыкальные постановки, потому что театральные... Мы с вами встретимся через полгода: вам это не понравилось, родителям - то, детям - то не понравилось, я здесь не готов отвечать за талант или бездарность каждого артиста. А вот классическая музыка - это беспроигрышная история и дает впечатления, или классическая поэзия. Там много интересных занимательных постановок было, мы сейчас планируем это систематизировать.

- Сейчас и в музыкальные школы ходят.

- Это не везде, если у вас как у школы есть какая-то коммуникация с соседями, это хорошо, наша-то задача это перетащить на все. Это общая проблема что в культуре, что в образовании: очень сложно задать единую систему, это зависит от людей на местах. Мы ж с вами понимаем, что, если учитель - литературы, языков, биологии - если ему интересно, он всегда пытается как-то "взбивать вокруг себя воздух", чем-то заниматься, а если человеку неинтересно, то нет. Это большой вечный конфликт со смежниками, такое трудовое производство. В Москве 120 катков под открытым небом, красивых, с искусственным покрытием. Мы ярко, красиво об этом говорим, показываем по телевизору, но, мне кажется, если бы была инициатива с мест, мы могли бы на этих катках проводить уроки физкультуры или учить кого-то. Но, поверьте мне, что не очень много желающих, хотя это задача, конечно, управления образования района, задача департамента. Это объективно: и то, и то - это один карман города. Если это построили, почему не сделать, чтобы по вторникам можно это было сделать? Это вопрос движения навстречу друг другу.

- Главный редактор журнала "От 3 до 17. Детское творчество" Александр Воробьев. Первый вопрос: сейчас шел документальный фильм, где невольно зацепили тему старых домов - культурных объектов Москвы. Я знаю, что сейчас есть часть домов закрытых - там в титрах были посольства написаны. Слава Богу, что они разрешили снимать эти дома, и есть территории, насколько мне известно, даже в Кремле - в год культуры будут ли какие-то мероприятия проводиться по открытию этих домов, хотя бы для съемок? Я имею в виду объекты, которые используются сегодня в производственных целях.

- У нас есть два дня, это День культурного наследия - 18 апреля, и Ночь музеев, когда мы тоже договариваемся с посольствами, различными учреждениями, чтобы они открыли и показали, даже со зданием МИДа договариваемся.

- Но НИЭМИ – это, например, предприятие ракетно-космической отрасли, они вам Ночь в музее не организуют.

- На это не все соглашаются, но многие соглашаются, посольства - уж точно все.

- И еще второй вопрос, он связан с брендовой политикой. Первого сентября дети пошли в школу, многие пошли с рюкзаками, на которых изображены не Чук и Гек, и даже не Белка и Стрелка, которых сегодня рекламируют наши отечественные мультипликационные фильмы. Я понимаю, что их меньше и меньше, но есть довольно-таки интересные фильмы. Вот, брендовая политика как-то будет рассматриваться в год культуры?

- Я отвечу, хотя это не по нашему профилю. Но мне кажется, что дети - я сам отец двоих детей - сейчас ассоциируют себя с какими-то героями. Чем больше будет мультфильмов, фильмов, героев, тем больше дети будут ассоциировать себя. Вы имеете в виду в Бэтмене, Человеке-пауке или еще ком-то. Вот так вот мы проигрываем эту битву мировому международному кинематографу, когда дети хотят быть похожими на западных героев, это тяжелый процесс. Это уже другая история, потому что мир становится глобальным. Даже образно, если ты научишься контролировать что-то, что власти не научились делать, то через интернет можно получить огромное количество другой информации. Поэтому задача - создавать своих героев, с которыми дети захотели бы ассоциироваться. Кстати, эти мультфильмы - одни из самых кассовых, потому что хорошо рассказанные истории, хорошо нарисованные, много юмора и нет задачи кого-то удивить усложненной концептуальной мыслью.

- Добрый день, я представитель гимназии 1048 Новокосино - это отдаленный район Москвы/ Cегодня с удовольствием услышала о том, что обучающиеся наших школ теперь имеют возможность в школах принять некоторые экскурсии. Но, мои коллеги, наверно, знают, подтвердят, что мы теперь не можем в учебное время и в учебные дни посещать экскурсии в музеях и, повторяю, живем в отдаленном районе, у нас такая возможность реже представляется, только в выходной день. Можно узнать подробнее, какие еще есть проекты, программы, которые расширят наши возможности культурного посещения, и можно еще задать вопрос, вряд ли это вашему ведомству, не планируется ли строительство в таких районах, как наш, каких-то культурных центров? Потому что постоянно строятся торговые центры - один за одним, появились спортивные центры, катки, бассейны и т. д., но культурных центров в таких районах не достает. Хотелось бы узнать, что-то в год культурного наследия, возможно, планируется?

Сергей Капков: В год культурного мы не сможем ничего построить, потому что просто за год ничего не строится. По Новокосино, я знаю, ведется дискуссия о строительстве культурного центра - дома культуры так называемого либо музыкальной школы, потому что у нас в большинстве районов периферийных нулевой уровень обслуживания культурного, поэтому наша задача идти на учреждения. Я, к сожалению, не понял, это у меня, наверно, больше ко всем вам вопрос: почему вы не можете в учебный период проводить уроки или выезды на наши объекты, в музей Пушкина и т.д. и т.п.

- Это было ограничено департаментом образования - не отменять, вы понимаете, что любой выезд - это отмена уроков.

- Сейчас департамент образования, вы правы, обсуждает, чтобы в субботу этот выезд делать, но, я думаю, в рамках года культуры мы какое-то взаимопонимание с департаментом образования найдем. Потому что, мне кажется, что уж точно по литературе, биологии и, наверное, сейчас, когда появится на ВВЦ павильон Политехнического музея, в области науки - это будут (никого не хотелось обижать) более эффективные занятия. По крайней мере, в школьниках интерес к этой теме может сформулировать очень внятно, потому что там другой совершенно масштаб. Просто мы это место выбрали как всем удобное и близко от метро, но, если бы я вас пригласил в музей космонавтики, поверьте мне, он производит впечатление не только на детей, но и на взрослых - как это все сделано, или в ВДНХ: как там интересно. Но это вопрос нашей большой работы с департаментом образования, я понимаю, в каких сложных рамках он живет, и в какие сложные рамки школа поставлена, но это основной вопрос наших разговоров: кого мы учим – людей, которые хорошо сдадут ЕГЭ, или людей, которые станут большими личностями и людьми, неравнодушными к тому, что происходит не только в стране, но и в мире.

- Я вот сейчас слышала, что очень интересные программы будут создаваться для школьников, для дошкольников, а для студентов - будущих педагогов планируются какие-то программы, которые позволят им стать участниками этих мероприятий, чтобы поднять уровень культурный студентов - педагогов будущего? Потому что, вы понимаете, сейчас это стоит на очень невысоком уровне. Они сами редко ходят в музеи, не так часто ходят в театры, если учитель не будет заинтересован, то ничего не получится из этой работы. Может быть, хотелось узнать, что-то такого типа, как паспорт культурный для студентов?

- Сергей Капков: Для студентов - будущих педагогов - это хороший вопрос, давайте мы подумаем, потому что это правда, наверно, имеет место быть, такую программу сделать.

- Конечно, это необходимо, я работаю в музее университета педагогического, я вот чувствую, что это нужно.

- Давайте, я попробую объяснить: все-таки все наши учреждения культуры работают на прием, там достаточно своеобразные научные люди работают или узконаправленные, как в театрах - они в своем мире живут. Если у нас будет заказ от департамента образования, от школ, то, наверное, нам несложно будет сделать такой культурный продукт. И давайте мы попробуем с департаментом образования обсудить, понять, сколько людей, студентов заинтересовано в этом продукте, и почему бы нет.

- Мы должны их заинтересовать, тогда они откликнутся.

- Но они должны сами прийти, им должно самим понравиться, и дальше тогда понятно.

- Мы должны их подтолкнуть к этому, показать им эту дорожку, заинтересовать.

- Думаю, что да.

- Мои дети учатся в учебном заведении города Зеленограда Зеленоградского округа города Москвы, и в начальной школе никаких экскурсий в Москву учителя предпочитают не планировать, потому что это занимает как минимум два часа времени. Поэтому у нас все ложится на плечи родителей. Тут встает такой вопрос, если мы едем с детьми, то лучше ехать не общественным транспортом, потому что дети устают, ехать на машине. Это значит, мы ищем место для парковки, мы оплачиваем парковку, мы оплачиваем музей. Я учитель английского языка, в прошлом году я была в Англии, в Лондоне, и там посетила много музеев. И там музей естествознания – бесплатно, музей науки - бесплатно, музей искусств – бесплатно. И это - земля и небо при всем при том, что у нас вроде бы Москва.

- Давайте, отвечу про Зеленоград, я в прошлую среду встречался с населением, префектом. По Зеленограду мы будем делать отдельную программу, потому что это наш анклав за территорией города. Там система правда была запущенна, в плохом смысле слова, в этом году даже билеты на елки, я слышал, не в полном объеме достались. Для Зеленограда мы сделаем программу, префект поручил своему заму это сделать, с музеями, отдельную возможность припарковаться и т.д. Потому что у вас там совершенно другая история, вы как бы Москва, а вроде бы Московская область, эта тема будет приоритетной. Кроме того, мы будем объединять музей с выставочным залом, ремонтировать дом культуры, чтобы иметь возможность московские коллективы туда привозить, и, наверное, к концу года уже закончим ремонт дома культуры, и театр "Ведогонь" будем передавать кинотеатру "Эра", то есть постепенно культурную жизнь мы за несколько лет разовьем.

Что касается платных услуг в наших учреждениях культуры, в музеях, поверьте мне, что музеи Великобритании тоже зарабатывают, просто они зарабатывают на другом. Там вход бесплатный, но они зарабатывают по принципу потока или по принципу Олимпиады, люди пришли, они купили воды, потом купили книжку, и это идет в экономику музея. Поэтому их задача - не брать билет на входе, они заинтересованы как можно больше людей затащить в свое учреждение, чтобы как можно больше времени человек там провел, поэтому у них есть в музеях и рестораны, и кафе, и огромно количество сервисов. А если уже глубоко пойти, то вам легко за деньги сделают ксерокопию с любого исторического документа, дадут возможность поработать в архивах, если вы пишете кандидатскую либо диссертацию или просто научную работу. И в этом лежит основа экономики иностранных музеев. Наша задача - прийти к такому же результату, потому что, если быть объективным, доходы наших музеев небольшие, и наша задача, кроме зоопарка или таких музеев, как Музей Москвы, Дарвиновский музей, - чтобы они научились по-другому зарабатывать.

Сейчас никто не вспомнит, а, между прочим, три года назад вход во все парки города был платным. Мэр это отменил, но он это отменил тогда, когда мы смогли сделать другую модель, парки стали зарабатывать намного больше, потому что просто пошли люди, парки стали благоустроенными, люди стали покупать где-то мороженое, где-то воду, и эти деньги пошли не в карман директорам парков или людей, которые вокруг кормятся, а в доход города. И парки стали зарабатывать миллионы рублей, некоторые парки зарабатывают и сотни миллионов рублей, просто обслуживая посетителей. Постепенно, к сожалению, наверное, меняя подходы, где-то омолаживая коллективы, мы к этому тоже придем. Потому что, вы совершенно правы, мы с вами находимся в музее - он же не мой и не ваш, он вообще наш, вся историческая память, все исторические элементы - они принадлежат народу, поэтому объективно надо сделать бесплатным вход, конечно. Вопрос в том, что это с советских времен далеких идет, что платный вход, он определенную публику оставляет за бортом, то есть нет праздно шатающихся подвыпивших, но постепенно мы эту систему наладим.

Хотелось бы, чтобы вход в какие-то знаковые музеи был бесплатным. На нашей памяти где то лет 8 назад вход в Московский кремль был бесплатным, до реконструкции Кремля можно было зайти посмотреть Царь-пушку, погулять. Это же общественная площадь, нельзя брать деньги за посещение Красной площади, почему тогда за эти музеи берется? Понятно, что есть музеи уникальные, такие, как Пушкинский, как Третьяковка, где экспонаты очень дорогие, и у них экономика на билетах тоже завязана, чтобы страховать эти экспонаты, чтобы можно было вовремя проводить ремонтные работы, какую-то мелкую реставрацию, им эти деньги важны. А для музее, развивающих, мне кажется, вход должен быть бесплатным.

- Мария, "Московские новости". Вопрос по поводу культурного паспорта москвича, Вы сказали, что каждый школьник должен 2 раза в год посетить музей и театр дважды, при этом возраст школьника будет определяться или это с 1 по 11 класс?

- Возраст будет определятся, потому что здесь в зале в основном педагоги, они сами вам расскажут, что для первоклассника намного труднее найти не только музей, но и до него доехать и все это организовать, поэтому мы будем брать определенный возраст, класса где-то с 4-5-го. Но это еще рано говорить, эту программу не утвердили, утвердим буквально на этой неделе и в публичной сфере об этом заявим.

- Журнал "Столичное образование". В Москве, слава Богу, много музеев, но все-таки, на ваш взгляд руководителя департамента культуры, какого музея у нас не хватает в столице? И второй вопрос: вот в год культуры планируется ли открытие каких-то новых культурно-досуговых центров?

- Я отвечу, каких музеев не хватает, но, поверьте мне, что буду отвечать не как руководитель департамента культуры, а просто как москвич и такой же потребитель культурных услуг и отец детей, как мы с вами. Мне кажется, в Москве не хватает музеев, которые развивают и нас с вами, и наших детей, и вызывают гордость за наше прошлое, настоящее и вообще за историю страны. Это не обязательно исторический музей, а, предположим, Москве не хватает музея науки, потому что Россия и царская империя - это большое было индустриальное государство, мы - большая страна, которая сделала большое развитие и в космосе, и в атомной энергетике, и много в чем. У нас нет музея науки, такого, куда хочется идти. Я надеюсь, что Политехнический музей сейчас закрылся на реконструкцию, и через несколько лет станет интереснейшим музеем.

У нас нет музея кинематографа, так называемого музея кино, который на бумагах существует, но, к сожалению, так тяжело пережил кооперативные 90-е, что лишился своего здания. И, конечно, роль развития кинематографа, к тому же Мосфильму - 90 лет, и вообще вклад России в мировое киноискусство - те же "Броненосец Потемкин" и Эйзенштейн - это огромные культурные пласты, которые потребляет не только Россия, но и мировая цивилизация, поэтому музей кино должен быть тоже большим, исторически заметным местом. Эти два музея, мне кажется, категорически необходимы.

Конечно же, под год культуры мы подгоняли ряд объектов: это и "Геликон-Опера", и театр Александра Градского - такой концертный культурный центр, это и ряд музеев, которые мы закрыли на ремонт, которые мы ремонтируем, это много заметных и разных объектов, но, поверьте мне, коллеги, что это не всегда решает задачу культурного поведения или культурного ощущения москвича или жителя России.

Если быть объективным, это очень сложная задача, где вовлечено и телевидение, и отношения между людьми, и религиозная составляющая, и вообще просто темп города. Если по статистике нам начинать отчитываться, у нас большое приданное от советского периода: у нас театров больше, чем в Лондоне, музеев больше, чем в Берлине, а отношения между людьми – хуже, чем в Берлине и Лондоне. И это происходит от многих разных вещей, начиная от невнятной миграционной политики - откуда люди приезжают, как появляются в городе, какая молодежь (не в криминальном смысле) приезжает – агрессивная, мотивированная на деньги, а не на личностное развитие. Эти исследования, с которых я начал, много интересных вещей показывают: в Москве появилось несколько видов развлечений, которые несвойственны москвичам, - это караоке, кальянные и различные увеселительные заведения типа стриптиза. И это исследование показывает, откуда это появилось.

В основном, так как Москва увеличивает количество жителей, много людей приезжает для продвижения по карьерной лестнице: человек работал в компании "Кока-Кола" в Новосибирске, потом сделал карьеру - его перевели в Москву. Это же так называемые "новые москвичи", которые с деньгами, с какими-то возможностями. Никого не хочу обижать, но их становление, развитие и знакомство с миром было сформировано первыми поездками за границу - в Египет, в Турцию, где культура кальянов - ведь это совершенно не наша культура, и, приезжая в Москву, они привозят ощущение, как красиво жить, как красиво отдыхать, и рынок идет за ними, создает эти вещи. Ведь это же все не традиционно московское, вот отмотать на 30 лет назад - представить невозможно, что это может здесь быть. И это, конечно же, не москвичи поменялись, просто потерялись правила поведения в Москве.

В советские времена москвича можно было в любом провинциальном городе узнать по манерам, по внешнему виду, человек был более богато, аккуратно одет, не вызывающе. Сейчас, так как Москва стала центром притяжения не только жителей России, но и других республик, все сюда едут зарабатывать, вы это видите и по ученикам, и по родителям учеников. Москва, конечно, мутирует, она видоизменяется, и почему мы начинаем свою работу и ведем уже третий год – не дать ей видоизмениться? Наша задача - задать правила поведения в Москве и правила ощущения себя москвичом в большом городе независимо от того, откуда ты приехал. Почему наша задача - заниматься краеведением со школьниками – показывать, что в Москве есть, в Москве есть не только торговые комплексы, а есть и парки, усадьбы, музеи, есть возможность большого досуга. Быть объективным, мы в этом плане люди не обиженные, это вопрос только свободного времени и личного времени.

- Здравствуйте, я тоже из Зеленограда, у нас есть в центре города памятник архитектуры, я считаю, кинотеатр "Электрон», который был закрыт и сейчас он выставлен на продажу. Я точно не помню, за какую сумму, но сумма большая. Не хотелось бы, чтобы с ним случилось то же самое, что случилось с другими некоторыми строениями в Зеленограде. Там, если говорить о культурной программе, на день детей, 1 июня, всегда показывали бесплатные мультфильмы, школьники с лагерями туда ходили, это было очень здорово, но, к сожалению, он закрылся по финансовым причинам.

- Мне объяснили, что люди просто перестали туда ходить, и экономика просто не позволяла существовать, арендатор от него отказался, и город пытается его продать. И дело в том, что его и покупать-то никто не хочет.

- Просто в Зеленограде очень мало культурных мест, куда можно было сходить со школьниками или просто самому.

- Я еще раз отвечу про Зеленоград: все проблемы ваши мы понимаем, мы будем делать отдельную программу. Давайте попробую ответить в отношении всех кинотеатров…

- И можно еще сразу второй вопрос по поводу спорта. У нас построили на территории парка Победы новый стадион, но узнать о нем как-то было очень сложно. То есть они не проводили никакую рекламную кампанию, и узнать о том, что на самом деле проводят матчи, что там играют наши зеленоградские команды, было очень сложно. Почему? Построили, он есть, но это опять же не развивается?

- Не развивается, мне сложно сказать, потому что я не знаю про стадион. Мне кажется, не развивается потому, что люди там другие работают, которые не заинтересованы, я про спорт давайте отдельно отвечу. Пока про Зеленоград: по Зеленограду у нас будет отдельная программа культурного развития Зеленограда и жителей и интеграции в московскую культуру. Что касается кинотеатров, это ситуация сложнейшая, потому что сейчас появился интернет, появились так называемые торренты. У нас в Москве даже коммерческие кинотеатры уже начинают отказываться от помещений, потому что молодежь не ходит, им легче из интернета скачать, посмотреть и т.д. - в этом сложность.

Также про кино, если вам интересно, мы проводили опрос: люди старшего поколения – 55 плюс – в основной массе не ходят в кино. И когда мы спрашиваем, почему так происходит, они говорят: "я там самый старый", потому что это место давно облюбовали подростки, это такое место тусовки, всегда родителям можно сказать: "я в кино пойду" и провести там полдня. Это раз. Во-вторых, они обозначают, что это не их стилистика, люди старшего поколения не привыкли, что в кино люди едят что-то, пьют что-то, разговаривают, люди привыкли раньше ходить в кино, как в театр.

Люди просто перестали ходить в кинотеатры, они говорят, что это не их вид досуга, и это большая проблема, между прочим, такая большая, что не снимаются фильмы для людей старшего поколения, поэтому снимают фильмы для подростков, где убивают, стреляют, где быстро можно заполучить внимание подростков. Тот же фильм "Сталинград", если вы видели, тоже не про Великую Отечественную войну, а про стрелялку, одни – хорошие, другие – плохие, и все в конце умерли, друг друга убили. Можно было так же снять про инопланетян, которые с людьми воевали. Функцию свою историческую он несет, я надеюсь, что, посмотрев, подростки что-то захотят узнать о Великой Отечественной войне, о Сталинграде, но, в принципе, это такой фильм-стрелялка, и это большая проблема для кинематографа, и мирового тоже.

По поводу спорта, это параллельная история, у нас проблема со многими спортивными школами, где тренеры - больше бывшие спортсмены, чем педагоги. Ужасно любят в любой школе, куда ни заедешь, хвастать своими кубками: я вот это победил, я вот это, я ращу чемпионов. И это уже не про физкультуру и развитие здорового человека, это больше про спорт высших достижений. То есть, если у ребенка есть перспективы развиваться в спорте, он будет им заниматься, если у ребенка нет к этому данных, то в лучшем случае одним глазом за ним будут присматривать. Это вопрос в головах, поэтому, когда вы говорите: "вот, мы не знаем про стадион", - это так живут, это сложный вопрос, это вопрос смены ментальности.

- Вопрос вслед кино и телевидению. Прозвучали ваши слова по поводу знания школьниками языка. Есть страны, у которых есть уникальный опыт, который, мне кажется, можно использовать, например, Португалия. Там в каждой глухой деревне дети говорят на английском, и вообще люди говорят по-английски. Почему? Потому что все иностранное кино идет на оригинальном языке с субтитрами, с детства ребенок слушает язык, слушает произношение и может разговаривать. Может, использовать тот факт, что наши дети много смотрят телевизор?

- Можно, то, что вы рассказываете, - это вообще опыт маленьких стран со сложными языками. Например, Голландия - 15 миллионов человек и больше никто на этом голландском не говорит. И они усиленно учат языки, чтоб общаться с соседями, у них и Франция соседи, и Германия, и у них есть отдельные каналы, - те же прибалтийские страны, - где идут на языке оригинала фильмы, а внизу идут субтитры.

В России, к сожалению, в силу ряда причин, я думаю, что и политических, эту идею не поддержат. В кино не обязательно, мне кажется, страна может поставить себе планку, что каждый российский школьник на высоком уровне владеет языком, это было бы не вредно. Потому что мы находимся в глобальной конкуренции со всем миром за рабочие места, за идеи, за ресурсы и т.д. и т.п. Потому что, конечно, страна не живет в вакууме, поэтому наша задача - развивать наших детей как современных.

- Я Виктория Молодцова, "Учительская газета". Первое, что хочу сказать как человек, не как журналист, а то еще подумаете, что говорю из подхалимажа, - я с восхищением, с уважением отношусь к тому, что вы делаете.

- Спасибо.

- Вам, наверно, такие слова редко говорят, но тем не менее.

- Я их и не жду.

- Я родилась и живу в Москве, и для меня очень важно, как люди, которые в правительстве, относятся к Москве и что они сохраняют, - это первое. А теперь уже как журналист: для меня Музей Москвы - один из самых главных музеев, потому что сегодня очень много немосквичей, которые приехали сюда, и задача - чтоб они стали москвичами, чтоб они полюбили наш город, чтоб узнали его, и поэтому у меня такие два предложения: почему бы не сделать музей Москвы ресурсным центром по москововедению и введению в московскую культуру?

- Это мы уже делаем.

- Тогда, может быть, в интересах города дать им специально деньги, чтоб они занимались московедением? Еще одно: конечно, очень трудно привести детей в музей, но, когда стоял вопрос о том, чтоб приобщать детей к технике, был создан мобильный автобус, который ездил и приобщал детей, опыты показывал, почему бы Музею Москвы не сделать такие мобильные автобусы (как мобильные поликлиники), которые приезжали бы в отдаленные районы Москвы, может быть, в Новую Москву (мы были там на встрече - там тоже проблемы). Почему бы Музей Москвы не занялся этим делом, это было бы очень здорово? Если бы для начала им дали деньги на это, я думаю, тоже все было бы хорошо. Ну, и теперь последняя часть моего выступления, это вопрос не сколько от меня, сколько от учителей, это связано со слухами, которые идут по Москве, всех учителей интересует судьба Дома учителя, поскольку департамент культуры забирает какие-то учреждения… - Да, мы меняемся Домом учителя, могу отвечать.

- Если вы меняетесь Домом учителя, то что в нем будет, сохранится ли он для учителей? Это старинное здание с хорошей историей, потому что, если его у учителей отнимут, это будет плохо, а вопрос: как в интересах учителей будет использоваться это здание?

- Давайте краткий экскурс. В Москве есть Дом учителя, он находится в районе Кузнецкого моста. Департамент культуры, как вы знаете, переехал на улицу Большая Спасская, и там буквально в трех домах от него есть кинотеатр "Перекоп", который принадлежит городскому департаменту культуры. И по совместному обсуждению чтобы из кинотеатра "Перекоп", так как он не памятник, сделать большой центр для того, чтобы департамент образования мог проводить там различные мероприятия, напрмер, встречи с учителями, обучение и т.д., было предложение, чтобы мы поменялись: мы им отдаем кинотеатр, а они нам отдают здание Дома учителя, который является памятником и который рассыпается. Вот мы готовы это взять, ну, я так понимаю, что коллектив Дома учителя просто переедет в другое здание.

- А что там будет в этом здании?

- В старом здании будет некий культцентр, мы еще не прорабатывали концепцию, потому что мы еще даже не приняли это здание, мы на эту тему не фантазировали. Но будет какой-то культурный объект, никакого ресторана и казино там не будет.

По воду Музея Москвы я ответил. По поводу автобуса, коллеги, идея неплохая, но мне бы хотелось здесь наиграть нашим школам. Я за то, чтобы какие-то лаборатории и творческие вещи были на территории школ, а не такое – ярмарка, клоуны приехали на день, повеселили всех и уехали. Мне кажется, задача - чтобы школы обживались имуществом и неким имущественным комплексом, который мог бы быть интересен еще и вне учебного процесса, чтобы это была такая некая лаборатория. Потому что пиарно, популистски это можно сделать, но в Москве, по-моему, 1515 школ, сейчас они как-то уменьшаются, увеличиваются, сколько зданий - я уже и сам не понимаю, но просто автобусы не решают эту задачу. Задача - чтобы школы стали такими, это, к сожалению, вообще большая история.

- Сергей Александрович, но у каждого дела должна быть реклама, промоушен, который показал бы возможности, и тот же Музей Москвы мог бы для начала показать, что у них есть, и призвать, и, может быть, построить потом работу на базе школ так, как вы хотите. Но когда никто не знает о возможностях, то как они придут? Я, со своей стороны, даю обещание, что обо всех интересных вещах, которые проходят в музее, наша газета будет печатать.

- Давайте, мы подумаем, это интересная дискуссия, и ее надо развить, надо же найти какие-то ключевые точки: литература, наука, творчество - и эти темы можно развивать. В каждой школе есть свой любительский школьный музыкальный коллектив, почему бы нам не сделать фестиваль общемосковский? Здесь департамент культуры готов дать любую концертную площадку, посадить в жюри, я не знаю, Александра Градского, - это будет развиваться, это совместная история. Кто не помнит, та же группа "Машина времени" - это просто группа одноклассников, которая уже лет 70 играет и радует нас на сцене, это вопрос совместной работы. Если у этого есть драйвер, если директору школы это интересно... Первое - это в любом случае идея. У нас любое учреждение открыто на прием, у нас запас прочности благодаря и советскому периоду, и историческому почти безграничный.

Вы сказали приятные вещи, я думаю, в чем-то они и про парк Горького, но, чтобы быть объективным, я в парке Горького не сделал ничего сложного: разогнали жуликов, поменяли асфальт, починили фонари, то есть сделали просто по-человечески, как это было запланировано в 30-х годах. Отменили платный вход, выгнали аттракционы, запретили продажу алкоголя и как-то это стало работать, сделали каток - и все ходят зимой. Многие вещи придуманы до нас с вами, потому что Москва - это большой исторический город, просто нужно сделать все цивилизованно, как люди привыкли, и это будет работать.

- Сергей Александрович, район Сокол, у нас тоже тема наболевшая - проблема кинотеатра "Ленинград". Не самое плохое в художественном отношении здание...

- Он будет работать. Был кинотеатр "Гавана", который был арендатором, он был освобожден по поручению президента, освобожден под Дворец КВН и теперь там Масляков с КВН. А коллеги, реализующие кинопоказ, переезжают в "Ленинград". Больше того, как я знаю, парк вокруг него будет ремонтироваться, потому что там еще мемориальное кладбище, и Польское кладбище, и кладбище погибших в первой мировой войне, там большая концепция.

- Сергей Александрович, педагог-организатор центра образования "Феникс", Восточный округ. Я хотела бы по поводу проекта "Урок в музее" узнать. Допустим, наши педагоги, преподающие МХК литературу, планируют такой урок, они приходят в музей, покупают входные билеты, у них что – право проведения экскурсии, их не выгонят ли оттуда, у них какая договоренность с самим музеем?

- А как вас зовут?

- Елена.

- Елена, в этом главная дискуссия. Учителя говорят: "Вы нас пустите, у нас за это ставка, мы урок проведем". Наши музейные работники говорят: "Нет, мы сами проведем урок, разве учитель литературы знает Пушкина так, как я, который 30 лет потратил, изучая Пушкина, докторскую защитил?" Я думаю, что мы буквально через неделю легко это доведем до логического конца, нам в прямом смысле слова деньги ваши не нужны.

- Нет, я не из-за денег. Да, работник музея хорошо знает Пушкина, а учитель хорошо знает свой класс и знает, как этот класс воспримет Пушкина.

- Я думаю, что мы просто дадим варианты: либо учитель ведет урок, либо наш сотрудник.

- Просто раньше был такой билет - право проведения экскурсии в Новодевичьем монастыре.

- Да, но это РПЦ, слава Богу, это к нам не имеет отношения. Теоретически, наверно, мы так и сделаем. Мы-то хотим, чтобы стимулировать вашу работу, не брать деньги. Потому что это ерунда, это из одного кармана в другой. Вам собирать деньги с родителей нельзя, вы это будете закладывать в бюджет, отдавать сюда - из левого кармана в правый перекладывать. Нам надо придумать, как юридически это оформлять, и форму отчетности, что вы пришли и вы довольны. То есть с билетами в театр - это понятно: мы их выкупили, вам раздали, каждый по своему направлению отчитался. По музеям мы в ближайшее время это озвучим.

- Почему не может быть бинарный урок, когда и учитель ведет, и экскурсовод?

- Не-не-не, это сложно, тогда урок должен быть два часа.

- У нас есть преподаватель МХК, у которого есть свои собственные наработки, он делает квест-экскурсию, ему важно отработать то, что он с детьми прошел на уроке.

- Кончено, у учителя задача - интерес подчеркнуть, у него нет задачи глубоко рассказать. Он пришел, показал, а дальше - у кого-то прорастет. Я понимаю, о чем вы. Я думаю, мы это максимально упростим, как-то по заявкам будет, просто на автомате. Хотя есть противодействие и у нас в отрасли тоже - люди очень ревнивые.

- Два маленьких вопроса. Я бы хотела ваше мнение узнать относительно того, что мы в нашем вузе создаем музей, который называется "Эволюция средств обучения и воспитания". Такого музея пока нет в педагогических вузах. Вы поддерживаете такую идею?

- Любой музей направлен на развитие личности, так как у вас музей про эволюцию средств обучения и воспитания, я так думаю, начиная с розг?..

- Да, и это есть. У нас там все: от глиняной дощечки до компьютеров.

- То, мне кажется, это хорошая идея.

- И еще один маленький вопрос: вот мы все здесь собрались – педагоги, представители прессы, представители культуры. Как нам продумать обращение к деятелям культуры, к режиссерам, сценаристам, актерам, писателям, создателям рекламы, чтоб они перестали делать жуткие, страшные фильмы, рекламу – безобразные, безвкусные, оскорбительные? На них воспитывается наш ребенок, и это оказывает на ребенка огромное влияние, иногда гораздо большее, чем школа и родители. Они в этой атмосфере живут. Вот мы здесь - учителя и культура, как нам объединиться и как сделать, чтобы это прекратить?

- Если глубоко и философски отвечать на этот вопрос, я думаю, что во многом время уже потеряно, то есть запретительные меры - это как про ранцы, они не решают задачу, надо показать альтернативу: курить не надо, а надо спортом заниматься, а если нет возможности спортом заниматься?

- А нельзя прекратить это безобразие?

- Наверное, можно, но я не знаю, как это можно сделать, это можно сделать только репрессивными методами.

Ведущая: Хочу сказать, все вопросы, которые вы задавали, записаны, и на сайте Дома учителя вы получите ответы на них. Если кто не успел задать вопросы, направляйте их тоже на сайт Дома учителя, и ответы на них департамент образования, департамент культуры вам даст. Давайте поблагодарим Сергея Александровича.

- Спасибо вам коллеги, еще раз напомню, что все наши учреждения работают на прием. Если вы можете писать заявки и департаменту образования хватит сил их объединять, мы постараемся помочь организовать вам дальше и систематизировать это, чтобы было комфортно для ваши учеников и их родителей.