Директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Наталия Федотова. Фото: Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ
На днях Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики объявил финалистов ежегодного конкурса бизнес-проектов HSE{13K}. В шорт-лист вошли прибор-поводырь для слепых с использованием ультразвука и инфракрасного излучения, надувные солнечные электростанции из прозрачных зеркальных пленок и система бронирования частного жилья.
Сетевое издание M24.ru рассказывает, какие проекты сегодня готовят молодые предприниматели, а также чем и как живут бизнес-инкубаторы Москвы. Об этом и много другом - в интервью с директором
Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Наталией Федотовой.
Как появился Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ?Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики был создан в 2006 году. Изначально это была студенческая инициатива. В университете были КВН, театр, танцы, а мы решили заниматься чем-то не совсем академическим и сделать организацию, связанную с бизнес-образованием. Обычно студентам предлагается корпоративная карьера, а мы решили посмотреть в сторону предпринимательства и бизнеса и направить часть активностей студентов сюда. На текущий момент бизнес-инкубатор является частью Высшей школы экономики, ее структурным подразделением.
В чем заключается ваша работа?Мы занимаемся непосредственно работой со студентами и выпускниками, образованием в сфере предпринимательства, делаем курсы и 200-250 образовательных мероприятий: лекций, конкурсов, деловых игр - в год. Все это бесплатно и открыто: к нам очень быстро подтянулись студенты Физтеха (Московский физико-технический институт, МФТИ –
M24.ru) и Бауманки, а потом и других вузов. Вторая часть нашей работы направлена на молодых людей, уже готовых заниматься собственным бизнесом, а не просто учиться. Для них у нас действует программа «резидентства». Команды начинающих проектов проходят вместе стажировку и оттачивают свои предпринимательские навыки в стенах бизнес-инкубатора. В течение какого-то времени мы их поддерживаем. К нам приходят с проработанной идеей, а через год или два, на выходе, как правило, получается работающий бизнес, который может выжить на рынке самостоятельно.
Фото: Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ
Что нужно, чтобы стать резидентом бизнес-инкубатора? Каковы критерии отбора?
Людей, которые приходят со словами "у меня есть идея, помогите сделать что-нибудь", достаточно много, поэтому мы проводим отбор, так как не можем разместить у себя всех желающих: не хватит ни людей, ни площади. Два раза в год мы объявляем набор и выбираем, в зависимости от текущей загруженности, от трех до шести проектов. Конкурс обычно составляет две-три команды на место. Иногда, если позволяет загрузка, мы берем проекты вне конкурса.
Если говорить о возрастных ограничениях, то их, в принципе, нет. Но мы практически не работаем со студентами младших курсов. Сегодня они хотят делать бизнес, а завтра в театре играть. Или в июне скажут: "у меня сессия, а потом каникулы".
Отбирая проекты, вы отдаете предпочтение какой-то определенной сфере?Прежде всего, сферам, в которых можно добиться успеха за год-два: IT, SAAS (software as a service, программное обеспечение как услуга –
M24.ru), услугам, сервисам. Если брать тяжелые технологии или медицину, здесь сроки реализации проектов могут достигать пяти-десяти лет, это не совсем наш профиль. Кроме того, мы смотрим, достаточно ли компетенций внутри команды, чтобы помочь резидентам. Мы разбираемся в SAAS, мобильных приложениях, услугах, но гораздо сложнее обстоит дело с большими предприятиями или технологиями производства новых материалов. Тут мы можем помочь с конструированием бизнес-модели или расчетом финансов, но у нас нет технологической экспертизы внутри своей команды. Узких специалистов мы привлекаем извне.
Фото: Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ
Какими могут быть эти проекты? Приведите пару примеров.Одним из наших первых выпускников была компания Pensiamarket.ru. Ребята сделали сервис по управлению пенсионными накоплениями. Тогда вышла пенсионная реформа 2008-2009 годов, и они создали сервис, который позволяет управлять накопительной частью пенсии. Сейчас они выросли в большую компанию, обросли филиалами по России и стали одними из лидеров рынка. А, например, в 2011 году лауреатом Премии "Стартап года" стала "Кнопка жизни". С ее помощью пожилые люди могут одним нажатием позвонить родственникам, вызвать Скорую помощь или экстренную службу, если им станет плохо. Ребята не были нашими резидентами, но получили награду бизнес-инкубатора.
Зачем к вам приходят люди? Какой пул услуг вы предлагаете?Наша образовательная программа для резидентов рассчитана на 70-100 часов и охватывает в среднем 13-15 тем, которые освещают лучшие специалисты российского рынка. Программа идет три месяца ежедневно или через день по вечерам. Предполагается, что днем люди работают над своими проектами, а вечером учатся. Также в программу резидентства включены часы консультаций по конкретным проблемам и вопросам, услуги кураторов, юридические консультации, PR-сопровождение проектов, входные билеты на профильные конференции и мероприятия, где можно получить нужную информацию и завести полезные знакомства. И, наконец, коворкинг с необходимой техникой и кофе.
Сколько рабочих мест на команду вы можете предоставить?В среднем мы ограничиваем по 5-6 человек на проект. Резидентство у нас стоит 120 тысяч рублей в год, то есть 10 тысяч рублей в месяц на команду. Если какие-то проекты растут до 15 и больше человек, мы, конечно, не выгоняем их на этапе роста, но предполагаем, что для них это один из поводов задуматься над скорым выходом в "большое плавание".
Фото: Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ
На какие средства в таком случае существует бизнес-инкубатор?У нас достаточно сложный бюджет. Есть финансирование от вуза: это, прежде всего, помещение, инфраструктура и денежное финансирование в объеме порядка 40-50 процентов. Остальные 50% складываются из спонсорских денег, платных услуг для резидентов, грантов на развитие. Мы плотно работаем и с городом, и с институтами развития вроде "РВК", с Министерством образования, Минэкономразвития, нас активно поддерживает департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Также с нами сотрудничают крупные компании, интересы которых связаны с развитием IT сферы: SAP, Microsoft, Intel и ряд других.
На кого вы ориентируетесь в своей работе?Очень много опыта было перенято у MIT (Массачусетский технологический институт — M24.ru). Основателем Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ является Дмитрий Репин, на текущий момент генеральный директор Digital October. Он учился в MIT, там получил докторскую степень, оттуда он привез какие-то практики. Все начиналось с курсов по предпринимательству, факультативов. В MIT они зачастую встроены в учебную программу, а у нас это стало внеучебной, дополнительной активностью для студентов. Мы начали с программ западных вузов, смотрели там модели конкурсов бизнес-проектов и адаптировали их под российскую специфику.
В чем она заключается?В России нет нормального образования по предпринимательству, особенно у бакалавриата и магистратуры. Есть программа MBA, есть программы повышения квалификации. Бывают внешние курсы, но они платные и не входят в обычную образовательную программу. Поэтому мы стараемся предлагать ребятам большой образовательный блок, встраивать бизнесовые курсы в качестве общеуниверситетских факультативов, дополняем текущие программы.
Вы первыми предложили рынку программы в сфере бизнес-образования?Когда мы начинали, 90% бизнес-инкубаторов, как и в 1990-е годы, предлагали резидентам просто льготную аренду помещений, по сути, дешевый бизнес-центр далеко от центра города. На тот момент в Томске уже с 2004 года существовал инкубатор "Дружба" - кроме него, со студентами не работал никто. Но у них другая направленность: наукоемкие проекты по информационным технологиям и радиоэлектронике. Если мы говорим про социально-экономические и IT направленности, сервисы, услуги, то мы первый инкубатор при вузе, который этим занимается.
Директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Наталия Федотова. Фото: Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ
Сейчас стали появляться и другие вузовские инкубаторы. Например, бизнес-инкубатор МГУ. Он по формату ближе к нам, но открылся только в 2010 году. Кроме того, существуют технопарки: Научный парк МГУ, "Технопарк Зеленоград", Научно-технологический парк "Дубна", технопарк "Строгино". Сейчас Москва открывает программу инкубирования от департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Они будут приглашать инкубаторы и фонды. Этим занимается Центр инновационного развития Москвы.
По вашему ощущению, Москве достаточно этих инкубаторов или требуется создавать новые?Я думаю, что количественно их достаточно. Другой вопрос, что у нас нет целостной картинки: у каждого инкубатора и акселератора есть свой маленький кусочек бизнеса, и пока еще никто не построил систему целиком. Мы ориентируемся на молодежь: сначала мы их научили, потом они пришли со своими проектами, получили финансирования от какого-то инвестора, через три года достигли успеха как компания или пошли "на второй раунд". Эта связка очень нелинейная, молодая компания получает каждый кусочек услуг в разных местах. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства как раз хочет собрать на одной площадке всю цепь. Но понять, получится ли это, можно будет только через два-три года.
Ирина Бурмистрова