В Москве прошли крещенские купания. Корреспондент Москвы 24 Иван Носатов побывал в Серебряном Бору и Строгине, где пообщался с купающимися и выяснил, какими смыслами современные москвичи наполняют этот старинный обряд.
Узнал, почему студенты из Парагвая и Колумбии заходят в воду дважды, а сибиряки считают московскую воду теплой, как парное молоко. И, вдохновившись их примером, окунулся сам, чтобы узнать, что чувствуют купающиеся на самом деле.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Экстрим по-латиноамерикански
Троица молодых ребят один за другим спускаются в майну в Серебряном Бору. Проплыв пару метров, они окунаются и со смехом вылезают из воды. Спустя пару минут, еще не обсохнув, снова лезут в воду. На улице температура воздуха минус четыре градуса. В воде ненамного теплее – плюс три.
– Зачем вы полезли в воду во второй раз?
– Мы забыли снять себя на камеру, оставить картинки на память, – говорит с небольшим акцентом одетый уже в синюю спортивную куртку юноша Давид.
Ребята оказались иностранными студентами Московского энергетического института, где учатся на инженеров. Давид год назад приехал в Москву из теплого Парагвая, его сокурсники, оба Даниэли, – из не менее жаркой Колумбии. Здесь они первый раз в жизни увидели снег.
Колумбиец Даниэль впервые в жизни погружается в ледяную воду. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
В Россию Давид ехал с опаской. "Мама предостерегала меня, что здесь ездят на велосипеде медведи по городу. Говорила: будь поосторожнее. Но я не увидел здесь никаких медведей. Может быть, в других городах они есть, но в Москве нету", – смеется над своими разочарованиями Давид. Он вообще много улыбается.
Улыбающийся Давид. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
– Люди из Латинской Америки очень улыбчивые, у них это принято, – рассказывает мой коллега, фотокорреспондент портала Москва 24 Антон Великжанин, проживший в Аргентине два года. – При этом на деле не знаешь, что может быть на душе у человека.
До возвращения на родину они хотят испытать на себе как можно больше русских традиций. Уже успели побывать в сауне и бане. Все как положено – с обтиранием снегом.
Латиноамериканские студенты МЭИ Давид и Даниэль после купания. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
– Сегодня было холодно купаться?
– Да, очень. Вообще к холоду было тяжело привыкнуть поначалу. У нас минимальная температура − плюс пять-восемь градусов. Это очень холодно, школы закрываются, потому что отопления нет. На улице плюс пять, столько же в доме.
В институте физкультура у нас проходит на стадионе. Идет футбольная тренировка. После первых 10 минут мне становится очень холодно, очень плохо. Тренер меня спросил: "Что ты по полю ходишь? Первый раз снег увидел?" А я говорю: "Да". − "Ну играй, играй". Но сейчас мы привыкли. Холод – это погода, зависит от настроения. Если тебе хорошо – тебе тепло, если плохо – холодно.
Один из колумбийцев одобрительно кивает, второй отошел в сторонку. Он еще плохо говорит по-русски, но обещает наверстать упущенное.
– А в Парагвае есть обряды, напоминающие купание на Крещение?
– Почему напоминающие? У нас есть и Крещение, и купания. Мы же католики.
– Оно такое же массовое, как в Москве?
– Нет-нет, – снова на лице Даниэля появляется белозубая улыбка. – У нас массовых купаний нет. Мы обливаемся дома, из тазиков.
По сибирским меркам
Сибиряки Таня и Саша. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Молодые супруги Таня и Саша в Москве второй год. Таня начала купаться первой – еще до знакомства с будущим мужем. Затем приобщила его.
– Мы − люди православные, сами из Сибири. У нас сложилась такая традиция и позиция: мы уже четвертый год подряд в ночь на 19 января, на Крещение Христа, посещаем купели и окунаемся в проруби, – говорит супруг.
Таня подождала, когда Саша искупается, переоденется, и только затем пошла в воду сама.
– К купаниям я пришла, когда началась осознанная жизнь, своя позиция, здоровый образ жизни, православие. Дальше была вера. Но мне хотелось и себя проверить, в первый раз особенно, – чуть смущаясь, признается Таня. – Собраться с духом и решиться. Среди своих родных, близких я первая девушка, которая искупалась. У меня брат двоюродный каждый год купался. Я на него посматривала, а потом и сама решилась.
This browser does not support the video element.
– Саша, а когда вы купались, вы загадывали желание?
– Конечно, я просил бога, чтобы он простил все мои грехи, просил прощения. Я крестился и подсознательно читал молитву.
– А Крещение можно сравнить с Новым годом?
– Да-да, конечно, можно. Абсолютно, – оживился молодой человек. – Когда люди вступают в Новый год, они загадывают желание, чтобы оно сбылось. Здесь то же самое. Мы просим у бога прощения за наши прошлые грехи, чтобы он дал нам возможность начать с чистого листа. Войти чистыми, как в новый год, так и в новую жизнь.
Глаза и у него, и у Татьяны светятся добрым взглядом, немного взбудораженным после купания. Изо рта идет густой пар. Смотреть на них приятно, но холодно.
– А сегодня холодно было купаться? У меня руки уже даже в перчатках замерзли.
– Нет, вы знаете, так себе, – выдает Саша. − В Сибири мы в минус 35 ныряли. Вода в Москве очень приятная, бодрит.
Крещение – не Новый год
– Славик, она не сняла видео! Надо второй раз идти купаться. Хотя не надо, нас "Первый канал" снял, − грузный мужчина лет 40 с хорошим настроением топает в раздевалку. Его зовут Владимир и купается он на Крещение уже 10 лет. Его жене Тане лет 35, и она искупалась впервые.
– Таня, зачем вы купались? Испытать себя или это связано с верой?
– Все вместе. Во-первых, это традиция. Я первый год купаюсь, я к этому пришла, для меня это важно, − с серьезным видом и приятным детским голосом говорит Таня. – Я преодолела свои страхи. Было страшно, сейчас нет. В следующем году еще раз окунусь. Купаться было холодно. Первая мысль – что никогда больше не буду [купаться]. Но, конечно же, я собираюсь. Это здорово. Но идти нужно с верой, когда ты в бога веришь.
– Но надо до этого дойти самому. Красоваться, какой я герой, не нужно, – добавляет Владимир.
Молодой человек искупался перед освящением майны. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
– А можно сравнить Крещение с Новым годом, когда загадываешь желание?
– Нет, это вещи абсолютно разные. Для меня Новый год – это детский праздник какой-то, – говорит взрослая Таня.
– Новый год – это вообще не праздник, праздник – это Крещение и Рождество, – подхватывает Владимир. – В Новый год идет рождественский пост, на минуточку! Ни пить, ни мясо есть нельзя, если в веру углубляться. Почему говорят: до первой звезды нельзя? До первой звезды на Рождество!
– Вам не кажется, что молодежь больше идет испытать себя?
– Нет, надо идти с верой, – настойчиво подает голос Таня.
– Если испытать себя, пожалуйста, сейчас полно моржевальных клубов, – вторит супруг.
– Мы и церковь посещаем, и пост держим. Ну не весь, конечно, но первую неделю точно.
Опытный боец
Елене 64 года. У нее светлые волосы ниже плеча и красивое лицо молодящейся модели или актрисы. Ловлю ее для беседы на выходе из проруби в Строгине.
– Я морж, 18 лет уже купаюсь. А начала совершенно случайно. Попробовала ходить по снегу босиком и понравилось, втянулась. Сейчас у нас зимой проходят соревнования зимние по плаванию в открытой воде. Плаваем на скорость на 100 метров, на 200 метров. Здесь же, недалеко, в Строгине.
– То есть для вас купание на Крещение – это спорт?
– Нет, к купанию нужно осмысленно подходить. Купаться на Крещение я стала не сразу. Первые шесть лет просто плавала в холодной воде.
Спустя пять минут она не выдерживает и идет переодеваться.
Реакция "А-а-а-а-а-а"
– С праздником вас, мужики!
– Спасибо и вас, – раздается хор голосов.
В небольшой брезентовой раздевалке народу − не протолкнуться, как в час пик в пекинском метро. Стоять приходится в буквальном смысле на одной ноге.
– Как водичка? – интересуются те, кто только встал в очередь.
– Как парное молоко. Сейчас совсем не холодно. Лет пять назад я нырял в минус 30, вот тогда было холодно. Сейчас вообще нормально, – делится мужчина, уже окунувшийся в прорубь.
Переполненная раздевалка в Строгине. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Думаю: "Ну-ну, рассказывай про парное молоко". Я взял плавки и большое теплое полотенце. Но по рассеянности забыл дома тапочки. Сперва это испортило настроение. Но, когда я представил себе латиноамериканцев, которые с улыбкой прыгают в неизведанный для них снег, стало даже весело.
Затея с нырянием – для меня просто необычный опыт, модное развлечение. Будучи агностиком, я с уважением отношусь к верующим людям, но сам в вопросы веры стараюсь не углубляться.
В итоге 150 метров до проруби, обгоняя размеренно идущих купающихся, я пробежал трусцой. У проруби люди стояли, кто-то молился, некоторые просто собирались с силами.
Перед погружением народ пробирало на нервный смех. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Чтобы не мерзнуть на снегу и ветру, я оттеснил очередь и чуть ли не с ходу залетел в воду. Когда погрузился по шею, что-то щелкнуло в голове, и я перестал отслеживать свои чувства и эмоции. На автомате окунулся три раза. Перед выходом я понял, что от полученного стресса забыл перекрещиваться после каждого нырка. О молитве и говорить нечего.
This browser does not support the video element.
Заскучавший спасатель предложил мне искупаться второй раз, но я предпочел вернуться в раздевалку. Обратно бежал еще быстрее. Стылые ноги оттаяли лишь спустя час. Повезло, что я не заболел. Первые два сообщения от моих друзей в соцсетях на видео с купанием оказались схожими – "А-а-а-а-а-а". Опыт, конечно, интересный, но повторить его я рискну только с парагвайскими тазиками.