В столичных музеях могут запретить палки для селфи, сообщает телеканал "Москва 24". Разбираемся, почему.
Фото: Twitter/MuseumSelfieDay
Смотрители столичных музеев жалуются на посетителей, которые приходят в музеи с селфи-палками, и предупреждают, что при необходимости они теперь будут вызывать охрану и даже МЧС. Поводом для дискуссии послужила ситуация в Третьяковской галерее, где, по словам смотрителя, посетители едва не повредили моноподом картину.
Пока что в музеях нет никаких запретов, касающихся моноподов. То есть, если в зале вообще разрешено фотографироваться, то и селфи тоже можно делать. При этом на сайте Третьяковской галереи детально прописаны правила посещения, в том числе и запреты: например, нельзя заходить в выставочные залы с громоздкими сумками и рюкзаками, проносить зонты и острые предметы, еду, воду, проводить в залы музея животных. В государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина снимать при помощи монопода можно только в одном зале, однако само приспособление не числится в списке запрещенных предметов, которые нельзя было бы пронести в музей.
Если несколько лет назад фото и видео-съемка в музеях вообще были под запретом, то сейчас без вспышки можно снимать практически везде, кроме залов с особыми предписаниями. Директора многих музеев считают, что это способствуют продвижению искусства и помогает донести информацию до людей, которые вообще раньше могли ничего не слышать о проходящих выставках. В 2014 году музейное сообщество даже решило ввести празднование Дня музейного селфи, в рамках которого призывало посетителей активней фотографироваться на фоне экспонатов и выкладывать снимки в соцсети с определенными метками и тегами. Тем не менее, даже в столичных музеях не все работники культуры разделяют эту позицию.
В ГМИИ им. А.С. Пушкина, например, некоторые смотрители считают, что пока съемка не вредит экспонатам, она допустима. Но если человек начинает выбирать ракурс, искать позу, то это не только может помешать другим посетителям экспозиции знакомиться с искусством, но и угрожать самим произведениям, если фотограф в поисках удачного кадра подходит к ним слишком близко. "В каждом зале есть смотрители, которые в таких ситуациях подходят и вежливо сообщают, что фотографировать с сэлфи-палкой нельзя и просят убрать ее. Если посетитель не отреарирует на просьбу, применяются более серьезные меры – мы можем вызвать нашу службу безопасности или полицию", – пояснила руководитель отдела по работе с посетителями ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Жучкова.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
В то же время,
директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова считает, что селфи – это новый просветительский формат, который привлекает в музей новую аудиторию. Например, выставка Айвазовского стала настоящим магнитом даже для тех людей, кто никогда не был в музее или бывает там очень редко: "Мы сталкиваемся с тем, что часть этой публики утратила привычку регулярно ходить в музей и не понимает кодекс поведения человека в таком месте. Люди начинают трогать картины и рамы, а это небезопасно. То есть при такой огромной популярности проекта, мы видим, что к нам начинает приходить зритель, которого нужно учить, как себя вести на выставке, и как не мешать вдумчивому зрителю своим желанием сделать селфи с произведением искусства. Это сложный вопрос, и нам действительно не все равно, но еще раз повторю – мы принимаем всех, включая мам с колясками. Даже если эта аудитория приходит сделать селфи на фоне картины, выставку-то они посмотрят".
Сама Зельфира Исмаиловна селфи не любит и говорит, что никогда не фотографируется на фоне произведений искусства, памятников архитектуры, на фоне чего бы то ни было. С другой стороны, по ее мнению, снимок на фоне того или иного произведения, выложенный известным человеком в интернете, будет способствовать тому, что за ним и его поклонники придут в музей, и возможно это их герой, станет единственным человеком, который через свои соцсети сможет их мотивировать. Таков, увы, закон современных медиа.
"Я недавно обсуждала это с коллегами из музея Метрополитен – примером было фото Бейонсе на фоне "Джоконды", что вызвало невероятный отклик в интернете", – рассказывает директор Третьяковки. – "И все, кто сделал репост этой публикации, писал "я тоже туда хочу". Хотя, конечно, еще раз повторю – это навязчивое желание не должно никому мешать. Нам пишут два рода претензий: "почему вы не разрешаете делать селфи?" и "зачем вы разрешаете делать селфи?"
Фото: beyonce.com
Директор Третьяковки считает, что выставки должны делаться для всех, а проекты, рассчитанные на искушенную аудиторию, хорошо разбирающуюся в тонкостях искусства – обречены на провал. Многолетний опыт кураторской работы с проектами, рассчитанными на миллионную аудиторию, подсказывает ей, что музеи должны быть открытыми для всех и для каждого и создавать комфортную среду, в которой будет интересно и тем, кто первый раз пришел в музей, и тем, кто думает, что они хорошо знаком с творчеством того или иного художника.
Одни приходят на выставку и открывают для себя новые смыслы, пересматривают свою точку зрения, осознав, что она была слишком предвзятая или слишком снобистская, другие испытывают первый восторг или разочарование от соприкосновения с искусством. Те же выставки Серова или Айвазовского, вошедшие в современную историю музея как самые посещаемые, могли бы пройти совершенно незаметными, но они вызвали настоящий информационный шторм в социальных сетях и привлекли к проблеме совершенно "немузейную" общественность. Хорошо это или плохо – судить сложно, но если человек пришел в музей, даже ради селфи, то есть шанс, что он станет на один шаг ближе к прекрасному.