Ежегодно во всем мире 23 апреля отмечается День книги и авторского права. Психологи утверждают, что прививать любовь к чтению необходимо с раннего возраста, но что делать, если ребенок скучает во время этого занятия и совсем не тянется к литературе? Разбираемся вместе с экспертами.
Почему это полезно?
Фото: depositphotos/EdZbarzhyvetsky
Привычка читать несет за собой огромную и вполне конкретную пользу, а развивать ее можно с первых месяцев жизни, рассказала специалист семейного центра "Палитра" Ирина Васильева.
Например, с первого года жизни детям можно листать мягкие книжки с яркими картинками. С двух лет малыша уже стоит вовлекать в процесс чтения, вместе рассуждая о главных героях. В четыре-пять важно учить ребенка буквам, а с шести лет уже будут интересны более длинные произведения, которые можно растягивать на несколько вечеров.
Кроме того, процесс формирует интерес к изучению нового. Яркая, с красочными картинками книга помогает ребенку взрослеть и становится проводником в мир знаний, а также тренирует концентрацию внимания, усидчивость: малышу хочется узнать, что случится дальше в произведении, а потому чтение затягивается.
Также процесс развивает мышление, внимание, память, ведь в каждой истории есть несколько героев, которые взаимодействуют между собой. Этот поток информации нужно проанализировать, а значит, клетки коры головного мозга ребенка начинают активнее работать.
"Параллельно формируются и аналитические способности. Кто из героев поступил хорошо, а кто – плохо, почему одних ждет победа, а другие останутся ни с чем, – читая книги, ребенок учится задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы", – добавила Васильева.
Эксперт отметила, что, помимо этого, с помощью чтения:
развивается эмпатия – умение замечать чувства и эмоции других, сопереживать и выражать свое участие. Это важные навыки, которые в будущем помогут выстраивать крепкие отношения;
ребенок вовлекается в культурную жизнь. Книги создают поле для общения с другими детьми, учат ребят морали и ценностям, задают нравственные ориентиры;
развивается уверенность и целеустремленность: чтение книг тренирует волевые качества, ведь персонажи зачастую становятся примером и вдохновляют на поступки;
формируется грамотная речь, ведь благодаря чтению ребенок увеличивает словарный запас, строит предложения правильно, использует непростые обороты и термины;
появляется новый опыт: книги позволяют отправиться в кругосветное путешествие, изучить профессии, познакомиться с интересными людьми, не выходя из дома;
ребенок сближается с родителями. Совместное чтение или обсуждение сюжета помогает сблизиться, лучше узнать и понять друг друга.
Как вовлечь в процесс?
Фото: depositphotos/ZaraMuzafarova
Большую роль в вовлечении ребенка к литературе играет оформление изданий, уверена руководитель Центра компетенций по развитию и обучению специалистов поддержки семьи и детства Института дополнительного профессионального образования, кандидат психологических наук, доцент Юлия Ковалева.
По ее словам, качественные книжные иллюстрации также привлекают внимание и формируют эстетический вкус. Оформление книги должно дополнять основной сюжет, делать его более красочным и вдохновлять ребенка на творчество и изучение нового.
При этом родителям не стоит настаивать на чтении, ведь принуждение может вызвать протест и отторжение. Если дети не тянутся к книгам или скучают, когда родители читают вслух, можно обратиться к специалистам семейных центров. Они помогут подобрать подходящие по возрасту произведения и расскажут, как сформировать у ребенка мотивацию к получению знаний.