Форма поиска по сайту

Фактические брачные отношения. Сожительство предложили приравнять к браку

На рассмотрение Госдумы внесена поправка в Семейный кодекс, согласно которой мужчина и женщина, прожившие вместе более пяти лет, будут признаваться мужем и женой, даже если их брак официально не зарегистрирован. Для этого в Семейном кодексе появится понятие "фактические брачные отношения".

Фото: depositphotos/eddiephotograph

"Фактические брачные отношения – не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)", – говорится в законопроекте.

Статус фактических брачных отношений влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством. В частности, для вступления в такие отношения лица должны быть совершеннолетними, не состоять в другом браке и не быть близкими родственниками. "Наши соотечественники не считают штамп в паспорте необходимым условием для создания полноценной семьи, – объясняют авторы законопроекта. – Однако с точки зрения закона так называемое сожительство не признается и не порождает никаких юридических последствий, что ставит членов подобного союза в весьма уязвимое положение". Поэтому он предлагает распространить на имущество, нажитое в период совместного проживания, "законный режим имущества супругов": все, что нажито ими в период сожительства, будет признаваться совместной собственностью.

"Совершенно лишняя инициатива"

В пояснительной записке к документу содержится ссылка на страны, где имеются подобные законы, – Швеции, Нидерландах, Норвегии, Франции и Германии. Однако в России реакция на подобные инициативы оказалась достаточно сдержанной.

Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что ее новый законопроект "немножко пугает". "Я считаю правильным не вторгаться законодательно в эту область, потому что, если взрослые люди хотят заключить брак, они это сделают. А если не хотят, по любым причинам, то законодатель их обязывать не должен, – отметила Пушкина в комментарии порталу iz.ru. – Есть законный брак. Вступать в него должны добровольно. А автоматически считать его заключенным – совершенно лишняя инициатива".

Фото: depositphotos/tonodiaz

По ее мнению, принятие такой поправки в Семейный кодекс приведет к возникновению многочисленных судебных споров, где один из супругов будет доказывать, что сожительство продолжалось пять лет, а другой – что четыре с половиной. "Бред же получится", – констатировала зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей. В Общественной палате РФ новую законодательную инициативы прокомментировали еще жестче. "Этот закон направлен исключительно на дележку имущества, вопрос не должен так стоять, ответственность супругов не должна быть материально мотивирована, – уверена член ОП Элина Жгутова. – Ответственность отца, который часто уходит от семьи, вряд ли повысится, если его заставят делить имущество".

По мнению Жгутовой, новые поправки в Семейный кодекс лишь узаконят "порочную практику так называемых сожительств". По результатам анонимного опроса, проведенного в мессенджере Telegram, за приравнивание сожительства к брачным отношениям проголосовали 27% респондентов, против – 73%.

В пояснительной записке к новому законопроекту отмечается, что "по данным Минтруда, в 2016 году было официально зарегистрировано минимальное количество браков в Российской Федерации за последние 20 лет". Новый закон, вероятно, поможет подправить эту статистику, если позволит чиновникам приравнивать "гражданские" браки к официальным. Но на отношение россиян к институту семьи и брака он не повлияет.

По данным опросов ВЦИОМа, 81% россиян не считают незарегистрированный брак чем-то предосудительным, а 60% уверены, что главный мотив для вступления в брак – рождение детей. 79%россиян убеждены, что в браке жить лучше, чем в одиночестве. А 12% предпочитают не жениться, заявляя что-то типа "семейная жизнь не для меня, и каждый день видеть одного и того же человека я просто не в состоянии". При этом социологи отмечают, что сегодня, когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, гораздо больше бракосочетаний совершается исключительно по любви. В пользу этого говорит динамика браков и разводов: по данным Росстата, в 2017 году было заключено почти на 47 тысяч больше браков, чем в 2016-м. Количество разводов при этом выросло за год всего на 3 тысячи.

Фото: depositphotos/stokkete

В результате в прошлом году на 905,9 тысячи браков пришлось 505 тысяч разводов. Чаще всего подают на развод женщины, среди самых частых причин разводов – измены, пьянство и рукоприкладство. При этом, как отмечают социологи, если в 1960-е годы после развода вновь выходили замуж 30-40% женщин, то сегодня – 70%.

Сологамия и хикикомори

Статистика количества официальных браков в России – слабая тень кризиса семьи, который сегодня разворачивается в развитых странах мира. Речь даже не идет о распространении однополых браков.

Кстати, когда Верховный суд США два года назад легализовал однополые браки, израильская газета Maariv разразилась ехидной статьей по поводу того, что "когда весь мир уходит от утомительного института брака, ЛГБТ-общине разрешили жениться".

"Дорогие мои геи, прежде чем вы радостно окунетесь с головой в омут под названием "брак", знайте, что хоть формально распадается лишь треть браков, это значит только то, что все остальные страдают молча, – написал автор заметки Дрор Рафаэль. – Вы получили равную возможность быть несчастными, а равенство – это очень важно".

Но это уже вчерашний день. Сегодня набирает популярность сологамия, то есть брак с самим собой. Первой такой "брак" в 1993 году заключила американка Линда Бейкер, а теперь это безумие уже распространено и в Европе. На официальном сайте движения, selfmarriageceremonies.com, утверждается, что брак с самим собой способствует саморазвитию и достижению счастья, это "возможность сделать объявление, перевести ситуацию в формальное русло, поделиться любовью к себе и освятить ее". Социологи расценивают сологамию как "закономерный результат развития нарциссизма и индивидуализма в современной культуре, основанной на социальных сетях". "Брак с самим собой – это естественное следствие современного индивидуализма, который заходит гораздо дальше индивидуализма традиционного, – отмечает британский социолог Джон Хорват. – Традиционный индивидуализм так или иначе учитывает ограничения традиций и обычаев. Постмодернистский индивидуализм опирается на идею об абсолютной автономии человека. Людям говорят, что они сами – единственные архитекторы своей свободы и предназначения, а главная цель их жизни – упоительная гонка за реализацией собственных интересов".

Обратной стороной распространения этих "новых форм семьи" оказывается беспрецедентное количество одиноких людей, что становится огромной социальной проблемой в развитых странах. На прошлой неделе в Великобритании даже был учрежден пост министра по вопросам одиночества. Министром стала Трейси Крауч, которой предстоит разработать первую в истории страны правительственную стратегию по борьбе с проблемой одиночества.

На противоположной стороне земного шара, в Японии, крупнейшая национальная газета "Майнити симбун" на прошлой неделе опубликовала большую статью о хикикомори – людях, сознательно изолирующих себя от общества. Впервые о них СМИ заговорили около десяти лет назад, тогда речь шла прежде всего о подростках.

Фото: depositphotos/inesbazdar

В 2010 году было проведено первое общенациональное исследование, по результатам которого количество людей, "которые более полугода не ходят в школу или на работу", составило около 700 тысяч человек. Сейчас их число сократилось до приблизительно 540 тысяч человек. Однако при этом количество японцев, находящихся в состоянии хикикомори более семи лет, увеличилось с 17 до 35%. Обнаружилось, что этот синдром становится затяжным, а также то, что ему теперь подвержены люди все более старших возрастных категорий. Сегодня больше всего хикикомори насчитывается среди японцев старше 40 лет. Причем средняя длительность самоизоляции от общества в этой возрастной группе составляет более 22 лет. Но это не единственная беда: параллельно с проблемой хикикомори японцы обсуждают новое социальное явление – "проблему 80-50". Суть проблемы в том, что все больше родителей в возрасте 80-89 лет продолжают материально содержать своих 50-60-летних сыновей и дочерей.

В прошлом году шоком для японского общества стали результаты социологического исследования, которые СМИ назвали "синдром безбрачия". В ходе широкомасштабного социологического опроса выяснилось, что 61% незамужних мужчин и 49% женщин в возрасте 18-34 лет никогда не состояли в каких-либо романтических отношениях.

45% женщин и более 25% мужчин в возрасте от 16 до 24 лет заявили, что "не заинтересованы в сексуальных контактах и презирают их". На основании этих опросов японские демографы составили прогноз, согласно которому численность населения Страны восходящего солнца к 2060 году сократится на треть.

Рубченко Максим