Бренд спортивной одежды Nike будет судиться с производителем "сатанинских кроссовок". Фишкой обуви стала капля человеческой крови, которая есть в подошве каждой пары. Рассказываем, кто решился на выпуск "дьявольского" товара и допустимо ли появление такой обуви в России.
Фото: satan.shoes
Между раем и адом
В продажу "сатанинские кроссовки" выпустила креативная компания из Бруклина MSCHF совместно с рэпером Монтеро Ламаром Хиллом, который более известен под псевдонимом Lil Nas X. Обувь представляет собой переработанную версию Nike Air Max 97. У оригинальных кроссовок появились подвески в виде пентаграммы и надпись: "Luke 10:18". Это отсылка к стиху 18 главы 10 Евангелия от Луки, в которой описано падение Сатаны с неба.
Главная фишка обуви – капля человеческой крови в составе. Производитель утверждает, что биоматериал сдали сотрудники компании. Кровь якобы добавили к чернилам и залили в амортизирующую подушку в подошве. Всего выпущено 666 пар, цена каждой составила 1 018 долларов – чуть более 77 тысяч рублей. Обувь раскупили практически мгновенно.
В офисе Nike заявили, что не имеют к этому товару никакого отношения. Бренд направил иск на рассмотрение федерального суда Нью-Йорка за несанкционированное использование модели их кроссовок. Истец потребовал прекратить продажу "сатанинской обуви" и обязать MSCHF возместить убытки и нанесенный моральный ущерб.
Рэпер Lil Nas X в судебных претензиях не фигурирует. На обвинения в пропаганде сатанизма он отреагировал публикацией в Twitter отрывка из мультфильма "Губка Боб Квадратные Штаны", где один из персонажей говорит: "Я просто пошутил… Ребята, вы же знаете, что я просто пошутил, верно?" Выпуск кроссовок совместно с рэпером был объявлен после выхода клипа на его новую песню Montero. По сюжету, Lil Nas X в образе ангела спускается на шесте в ад, где танцует на коленях у Сатаны.
Компания MSCHF уже не впервые попадает в религиозный скандал. В 2019 году фирма представила кроссовки "Обувь Иисуса" (Jesus Shoes). Одна пара тогда стоила 3 тысячи долларов. Их основой, как и в случае с "сатанинской обувью", послужили кроссовки Nike Air Max 97. От себя дизайнеры добавили туда украшенные распятьем шнурки и святую воду из реки Иордан, залитую в амортизирующую подушку в подошве. А красные стельки кроссовок дополнили запахом ладана.
Фото: satan.shoes
До добра не доведет?
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в беседе с телеканалом Москва 24 заявил, что человеческий биоматериал не может становиться объектом рыночных отношений.
"Для меня торговля телами людей в той или иной форме – кровью или частями человеческого тела – это нечто, что совершенно неприкрытым образом унижает достоинство людей и превращает тело человека в объект коммерческого оборота. Подобное отношение к человеку, на мой взгляд, напоминает нам о временах торговли людьми", – подчеркнул он.
Член комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Виталий Милонов заявил Москве 24, что появление "сатанинских кроссовок" в России неприемлемо.
"Дело здесь не только в православных или неправославных верующих. Любой нормальный человек не готов видеть в обществе подобного рода продукцию. Это то, что нарушает все мыслимые и немыслимые этические нормы. В нормальном обществе такое появиться в принципе не может", – говорит Милонов.
"Конечно, мы не в Пакистане находимся, где человека за такое закидали бы камнями. Но, безусловно, тот, кто носит такие кроссовки, автоматически вычеркивает себя из списка адекватных людей, с которыми можно иметь дело. Если бы я знал человека, который носит такую обувь, конечно, руки бы ему не подал и никогда бы его не приветствовал", – подчеркнул парламентарий.
По словам Милонова, покупатели такой обуви "либо сошли с ума, либо ради хайпа готовы совершить такую глупость". При этом собеседник Москвы 24 считает, что в случае интернет-продаж "сатанинских кроссовок" в России покупатели бы на них точно нашлись.
"Думаю, у нас они бы разлетелись не с такой же скоростью, как в США. Но то, что их раскупили бы и что 666 идиотов нашлось бы на Москву, я не сомневаюсь. Другое дело, никто из нормальных людей точно не стал бы этого делать", – резюмировал Милонов.
This browser does not support the video element.
Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро в разговоре с Москвой 24 отметил, что на российском рынке появление таких кроссовок практически невозможно.
Массовое появление "сатанинских кроссовок" под вопросом и в магазинах США, уверен эксперт. В первую очередь против этого выступили бы американские штаты "Библейского пояса", поясняет маркетолог. Так называют регионы страны, в которых сильны позиции одного из крупнейших религиозных объединений государства – Южной баптистской конвенции.
"Там никогда и ни при каких условиях никто из массовых производителей не рискнул бы выпустить такую продукцию. Потому что гарантированно организованные сообщества потребителей на страже библейских ценностей выступили бы с протестом. И в течение недели были бы организованы бойкоты всех сопричастных компаний. А это серьезный удар, так как у любой крупной компании интересы гораздо шире одной группы, которая готова такое купить", – рассуждает собеседник Москвы 24.
По мнению специалиста, бренд Nike постарается максимально дистанцироваться от "сатанинских кроссовок". Эксперт считает, что в данной ситуации проще всего переложить ответственность на компанию, которая после выпуска "Обуви Иисуса" обзавелась противоречивым имиджем.
Большую роль в истории с кроссовками играет и часть образа рэпера Lil Nas X, рассуждает эксперт. По его словам, аудитории популярного исполнителя "абсолютно все равно до библейских тенденций и семейных ценностей". Маркетолог добавил, что на столь стремительную скупку уже выпущенной "дьявольской" обуви повлияли и новости об ограниченной серии. В условиях угрозы исчезновения товара покупатели стараются приобрести его как можно скорее, резюмировал эксперт.