Форма поиска по сайту

Женское дело: почему существует гендерное неравенство и в чем отличие русского феминизма

общество

30 мая 2018, 00:01

Французская писательница, журналистка и антрополог Морион Демидофф приехала в Москву для участие в дискуссии о гендерном неравенстве и проблемах "женского" искусства. Портал Москва 24 поговорил с ней о том, чем русский феминизм отличается от европейского, и почему женщинам и мужчинам так трудно понять друг друга.

Эжен Делакруа "Свобода на баррикадах"



– В чем отличие русского феминизма от европейского?

– Феминизм в Европе зародился в XIX веке. Первые требования женщин были о экономических, образовательных и политических правах. Все это было следствием сохранения старых феодальных традиций, в которых замужние женщины были сосредоточены на хозяйственном обслуживании своих мужей. Вот почему первые феминистки боролись за права свободно распоряжаться своим имуществом, например, зарплатой.

То феминистское движение имело две тенденции – политическую и социальную. Хотя женщины получили право голосовать сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году, в 1960-е годы феминистская деятельность включала и другие действия по борьбе с угнетением – в семье, браке и сексуальности. Их борьба оспаривала существующий порядок и консервативные институты.

В России женщины переживали совсем другую, довольно специфическую историю, связанную с историей страны. После революции в СССР пытались вовсе отменить гендер. Вдруг стало не важно – ты женщина или мужчина, нужно было строить страну и коммунизм. Вопроса о различии между полами в каком-то смысле не существовало. Все были советскими гражданами. СССР теоретически эмансипировал советских женщин, хотя на самом деле все, конечно, было не так.

– Насколько радикален современный феминизм?

– Мне кажется, что сегодня феминизм на Западе радикализировался в вопросах борьбы с мужчинами. Если в начале женщины изо всех сил пытались отвоевать равные права, то сегодня они борются против мужского господства, их власти как в профессиональной, так и в личной сферах. Движение стало более радикальным с точки зрения сексуальности, разрушения тела и отсутствия уважения мужчин к женщинам.

Проблема сегодняшней феминистской борьбы заключается в том, что она метафорически "кастрирует" мужчин, лишает их не столько социального доминирования, сколько физических, природных особенностей. Опасно таким образом обобщать и демонизировать людей. Я думаю, что женщины и мужчины вместе должны бороться за более сбалансированное общество. Но женщины выступают против мужчин, в то время как многие мужчины придерживаются тех же взглядов, что и они.

Фото: ТАСС/PA Images

– Как вы сами понимаете феминизм? Что для вас главное в этом движении?

– Я принадлежу к поколению, которому в принципе не нужно было бороться, чтобы быть свободной женщиной. И я благодарю наших матерей и бабушек, которые сражались за нас и отвоевали для нас это право. Я родилась в то время, когда брак перестал подразумевать обязательную совместную жизнь или наличие детей, когда женщина сама может выбрать: рожать ребенка или нет. Борьба наших матерей принесла нам эту свободу. И сегодня она воспринимается как данность.

Поэтому, как я уже говорила, сегодня требования феминисток вышли на новый уровень. И если не рассматривать мужчин как подвид людей, который постоянно проявляет свою власть и мужское господство над женщинами, то остается лишь беспокойство о том уважении, которое мужчины должны проявлять по отношению к женщинам. В профессиональной или личной сфере женщина никогда не должна подвергаться давлению или оскорблению со стороны мужчин. Наконец, я обеспокоена несправедливостью, с которой сталкиваются женщины на экономическом уровне – более низкие зарплаты и пенсии.

– Можете ли вы перечислить главные достоинства и недостатки феминизма в современном обществе?

– Во Франции одним из главных достижений стало право на аборты. Равенство заработной платы в компаниях является постоянным требованием, но далеко не везде оно достигается. Паритет в работе, в политике и даже в лексике является актуальным требованием последних двадцати лет, и в политике оно уже работает.

Женщины хотят играть главную роль в своей жизни. Они хотят инвестировать в свою карьеру, выбирать: иметь детей или нет, жениться или нет, жить с мужчиной или с женщиной. Они утверждают, что уже положили конец обществу, которое мешало им стать инженерами, спортсменками, мастерами-ремесленниками или же отводило им роль второго плана в опросах карьерного роста. Общество движется в этом направлении. Медленно, но верно.

– Популярный писатель и философ Кен Уилбер в "Теории всего" пишет, что у мужчин и женщин есть непреодолимые биологические различия, которые мы никогда не сможем не учитывать. И 5000-летняя история человечества развивалась между тестостероном и окситоцином. Вы согласны с этим?

– Для меня требование равенства состоит не в том, чтобы иметь такой же статус, как у мужчин, а в том, чтобы изменить общественные уставы, которые существуют сегодня. Равенство, по сути, не предполагает ни господства, ни подчинения, ни эксплуатации. Эмансипация женщин – это прежде всего эмансипация всего общества.

Фото: ТАСС/PA Images

– Как вы думаете, современное общество преодолело пик феминизма или все еще эмансипируется?

– Я не знаю ответа на этот вопрос. Но мне хотелось бы, чтобы будущую феминистскую борьбу вели женщины и мужчины вместе. Это была бы настоящая победа нашего общества! В нашей борьбе мы, кажется, иногда забываем, что мужчины не женщины, а женщины не мужчины, и наши различия должны восприниматься как активы нашей социальной организации. Я хочу, чтобы женщины оставались женственными и не пытались доминировать над мужчинами. Мы не должны быть более мужественными, чтобы побуждать мужчин к борьбе с неравенством.

– У каждого из нас есть модели поведения. Некоторые идеалы. Некоторые лидеры общественного мнения, на которых мы ориентируемся. Для кого-то это Владимир Путин, для кого-то – Бейонсе. Как вы думаете, кто из женщин является главным идеалом нового времени?

– Для меня первой и лучшей является Симона Вейль (1927-2017): политик, министр и икона борьбы с дискриминацией женщин во Франции. Она принадлежит к старшему поколению, но она по-прежнему является моделью поведения для женщин во всем мире. Также назову Маргариту Тисенар (1903-1987), писательницу и первую женщину, которая поступила в Французскую академию в марте 1980 года. В это сложно поверить, но до 1980 года во Французской академии не было женщин. Она не была воинствующей феминисткой. Она вообще не одобряла феминизм, который противопоставляет женщин мужчинам. Ее феминистский идеал заключался в сотрудничестве, понимании и сочувствии. Это было "универсальное братство", в котором женщины и мужчины могли бы освободиться от групповой логики.