Фото: facebook.com/PlacidoDomingo
"Король оперы", как его называют почитатели и пресса, почетный Рыцарь Британской империи, обладатель тринадцати премий "Грэмми" даст единственный концерт в столице 14 января в Crocus City Hall. Доминго приезжает за несколько дней до своего юбилея – 21 января ему исполнится 75 лет.
Накануне выступления мэтр дал эксклюзивное интервью корреспонденту m24.ru Юлии Чечиковой, в котором рассказал о своем отношении к жизни, политике и нынешней эпохе.– Господин Доминго, как вы себя сейчас чувствуете? Недавно вам пришлось провести некоторое время в больнице. Музыканты по-разному воспринимают вынужденные паузы в графике: для одних это возможность сделать передышку, остановиться и осмотреться вокруг, для других – наоборот, мучительный период бездействия. К какому типу принадлежите вы?– Я стараюсь принимать от жизни все, что она дает. Конечно, мне, как и любому другому человеку, состояние болезни доставляет мало радости – странно, если бы было иначе. Но если случается так, что я вынужден в какой-то момент отложить все в сторону и уделить внимание своему здоровью, это время воспринимаю как отдых. А потом, безусловно, испытываю неимоверное счастье вновь вернуться к работе.
Фото: facebook.com/PlacidoDomingo
– В Метрополитен-опера перед "Тоской" вы вместе с другими занятыми в спектакле музыкантами исполнили "Марсельезу" в поддержку жителей Парижа. Меняется ли, на ваш взгляд, миссия музыканта, в свете последних мировых событий?– Я не думаю, что музыканту стоит втягиваться в дела политики – вступать в партии, например. Но когда происходит что-то вопиющее, вроде терактов в Париже (в голове не укладывается, как такое вообще возможно?!) или на борту российского самолета в небе над Египтом, я считаю, что каждый публичный человек должен выразить свою позицию. Эти акции, направленные против мирных граждан, против каждого из нас, могли произойти где угодно, в любой точке мира. И остаться безразличным к этому невозможно.
Фото: facebook.com/PlacidoDomingo
– Несмотря на то, что музыканты повсеместно на всех мировых площадках ратуют за диалог между нациями, культурами, тем не менее, не могу не отметить, что им не удается договориться даже с публикой, которая продолжает игнорировать простые просьбы, вроде выключенного во время спектакля телефона. Как думаете, наступит ли переломный момент в этой ситуации?– Что тут сказать… Мы живем в такую высокотехнологичную эпоху, когда человек, к какой бы профессиональной сфере он не относился, неизбежно испытывает зависимость от мобильных телефонов, от интернета. Но, согласитесь, мы бы с вами не смогли сейчас пообщаться, если бы не было всех этих гаджетов. Тонкость заключается в другом. Все люди пользуются смартфонами, в том числе и не обладающие высоким уровнем внутренней культуры. Конечно, им стоило бы научиться быть почтительными по отношению к окружающим, тем более, если речь о такой хрупкой материи, как музыка.
– В Москве не так давно после реставрации открыли театр "Геликон-опера", с которым вы поддерживаете теплые отношения. Войдет ли этот обновленный театр в график вашего московского визита? Можно ли ожидать от вас какой-то совместной деятельности с Дмитрием Бертманом?– Я очень рад, что этот театр, наконец, вернулся в свой родной дом. Очень надеюсь, что в моем московском графике найдется место для визита в "Геликон".
[html]<iframe width="420" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/5-AF1T4OehM" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
– Летом 2016 года пройдет ваш очередной конкурс Operalia. Какое место в нем отводится русским певцам? Как позиционируете русскую вокальную школу в нынешнем ее состоянии?– Россия никогда не испытывала недостатка в оперных голосах. Так было при гениальных Собинове и Шаляпине. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня вы не найдете в мире такой крупный оперный театр, на сцене которого бы не выступали русские певцы. Кроме того, мне бы хотелось добавить, что русские музыканты в оркестрах – настоящее сокровище, равно как дирижеры – русские и выходцы из России.
– Русская культура понесла невосполнимые потери в эти годы. Ушли из жизни великие Галина Вишневская и Елена Образцова, Майя Плисецкая. Кто, на ваш взгляд, может стать для русского музыкальной сферы лидером, способным объединить вокруг себя молодые таланты?– Я не пророк… Но, знаете, лучшие из лучших, будущие легенды появляются постепенно в каждом поколении. Я уверен, что когда Вишневская, Образцова, Плисецкая стояли только в начале своего творческого пути, наверняка они слышали, как кто-то из окружающих говорил: "Как пела эту арию гениальная X, как виртуозно исполняла эту партию балерина Y столько-то лет назад". Минувшие времена издалека всегда кажутся некой драгоценностью, по своим качествам приравненной к эталону. Но новые звезды и сверхзвезды будут возникать, пока живы все эти формы искусства.
Фото: facebook.com/PlacidoDomingo
– В ваши 74 года (почти 75) вы – признанная легенда при жизни. Что еще вам не удалось реализовать в плане творческом и личном?– Сколько себя помню, всегда старался делать в профессиональном отношении и за пределами сцены лучшее, на что способен. Конечно, у меня что-то может не получаться – я обычный человек, и ошибки неизбежны. Но факт остается фактом – мои старания приносят эстетическое удовольствие людям, и этот живительный источник позитивных эмоций трудно переоценить.
– Современные методы продвижения давно активно проникли в сферу классической музыки – опера, которую играют в Штатах, транслируют на другом конце света. Как считаете, в такой популяризации место только положительной тенденции? – Это отличная идея, стирающая границы. Миллионы людей в мире могут посмотреть спектакли разных стран и континентов, и для нашей сферы это, безусловно, большой шаг вперед. Подобные акции провоцируют зрителей на посещение живых спектаклей, а это вселяет надежду, что интерес к искусству оперы не угаснет.