От керосина до светодиодов: как менялось освещение города

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

В эти выходные стартует V Московский международный фестиваль "Круг света", на котором светодизайнеры и профессионалы в области 2D и 3D-графики устроят световое представление на различных архитектурных пространствах столицы. В частности, в рамках фестиваля новый облик приобретут комплекс Минобороны, Большой театр, Чистые пруды и Крылатское.

В тени столь яркого события совершено незаслуженно остается то, что и в обычные будни кажется чем-то само собой разумеющимся – необъятная паутина городского освещения и всевозможных подсветок, которая как-то незаметно для всех нас опутала весь мегаполис. А между тем еще совсем недавно ночная Москва была совсем другой.

Сетевое издание m24.ru рассказывает о ключевых вехах развития уличного освещения в Москве, насчитывающего почти 300 лет истории. За это время в городских фонарях горело и конопляное масло, и спирт, и керосин. Им на смену приходил газ, уступивший, в свою очередь, место электричеству, которое уже более ста лет освещает улицы и подсвечивает здания.

Свет из масла и газа

Уличное освещение в России появилось при Петре I, который в 1706 году велел вывесить фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге в знак победы над шведами под Калишем. В 1718 году на петербургских улицах появились первые стационарные светильники, а спустя 12 лет императрица Анна Иоанновна распорядилась установить их и в Москве.

К 1766 году в первопрестольной насчитывалось 600 фонарей на конопляном масле, в 1782-м их число возросло до 3,5 тысячи, к началу XIX века их уже было больше 6,6 тысячи, а спустя половину столетия город освещался восемью тысячами светильников. Попытки использовать в таких фонарях хлебный спирт предсказуемо закончились неудачей. Не помогло и то, что в спирт начали добавлять скипидар или нефть, чтобы резкий запах отпугивал любителей выпивки.

Фото: ТАСС

Но зато это ускорило процесс перехода от спиртовых фонарей к керосиновым. Чуть позже устарели и они. В 1865 году городские власти подписали контракт с английской фирмой "Букье и Гольдсмит", которая построила газовый завод и провела трубопровод для 3000 газовых светильников. Впрочем, услуги компании не пользовались популярностью, и все по старинке предпочитали обходиться свечами. К 1905 году предприятие перешло к городу, ее дела понемногу стали налаживаться, и газовые светильники задержались в Москве до 1932 года.

Фонари в тысячу свечей

Первые электрические фонари появились в Москве в 1880 году. 15 мая 1883 года, в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого. Для этой цели было закуплено 3500 лампочек накаливания Томаса Эдисона. Так начиналась истории наружного электрического освещения в Москве.

This browser does not support the video element.

Потихоньку началось внедрение электричества и в быт москвичей. Все больше улиц озарялось светом электрических ламп. В 1897 году состоялось торжественное открытие первой центральной электростанции на Раушской набережной, которая функционирует до сих пор. Именно она снабжает электричеством и Кремль, и Госдуму.

В период трех войн и трех революций уличное освещение пришло в упадок. Исправить ситуацию позволил проект электрификации всей страны, разработанный в 1920-е годы (ГОЭЛРО). Так, к 1926 году керосиновые светильники были заменены электрическими, а в 1932-м сошли на нет и газовые фонари. С начала Великой Отечественной войны в Москве был объявлен режим полного затемнения. С наступлением темноты для маскировки в городе не должен был гореть ни один фонарь. Только в октябре 1942 года на главных магистралях Москвы начало функционировать маскировочное освещение.

Фото: ТАСС

В 1947 году, накануне празднования 800-летия города, у стен Московского Кремля была смонтирована установка для контурной подсветки, а сами стены украшены гирляндами. Десять лет Кремль оставался единственным памятником архитектуры в Москве, который подсвечивался по ночам. С 1954 года на улицах начинается установка светильников с газоразрядными лампами – люминесцентными и ртутными (ДРЛ).

Первые натриевые светильники

Еще одной знаковой датой стал 1975 год. Именно тогда на проспекте Карла Маркса (ныне Охотный Ряд) и площади Дзержинского (ныне Лубянка) появились импортные консольные светильники с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric. Всего таких ламп было установлено 460 штук. Их необычный оранжевый свет надолго стал визитной карточкой российской столицы.

Фото: ТАСС

В начале 90-х московское правительство приняло генеральный план формирования световой среды города. В рамках этого плана были определены объекты для архитектурного освещения. В список вошли Останкинская и Шуховская телевизионные башни, семь сталинских высотных зданий, мосты через Москву-реку, вокзалы, музеи, церкви, монастыри, а также исторические и архитектурные памятники. С тех пор город начал приобретать свое второе лицо, а у москвичей появляться излюбленные места для ночных прогулок.

Светодиодное освещение

Сейчас в Москве активно применяются светодиодные системы освещения с переменным цветом. Они могут излучать как белый, так и цветной свет в пределах всего видимого спектра, что дает огромные возможности для светодизайна. Кроме того, светодиоды отличаются большей яркостью и меньшим энергопотреблением, чем обычные лампы накаливания, что весьма выгодно для городского бюджета.

О том, как жили москвичи всего два поколения назад, может лишь отчасти намекнуть набирающая популярность акция "Час Земли", к которой российская столица присоединилась в 2009 году. В рамках данной акции на всемирно известных зданиях по всей планете выключается подсветка.

В Москве, к примеру, в этом году гасли 820 зданий, включая столичную мэрию, Госдуму, Совет Федерации, большинство театров, вокзалов, главный корпус МГУ и стадион "Лужники".

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Но это только один час. Сейчас уже сложно представить, что ночной город может быть другим. Будь то исторический центр или отдаленные районы – всюду горят уличные фонари, подсвечиваются здания, мерцают всевозможные вывески. Выражение "так светло, что можно читать книжку", кажется, уже применимо к самым потаенным дворикам столицы.

Что же будет дальше?