В Парке искусств "Музеон" состоялось торжественное открытие скульптуры Веры Мухиной "Требуем мира!", реставрация которой закончилась в этом году.
Идея создания композиции возникла у скульптора после начавшейся в 1950 году Корейской войны.
По замыслу Мухиной, скульптура должна была обратить внимание на необходимость мира на планете, совсем недавно пережившей ужасы Второй мировой войны. Она состояла из шести фигур. Трое мужчин, символизирующих основные человеческие расы, попирали ногами знамена немецкой армии, по бокам были расположены фигуры однорукого слепого человека - инвалида войны и женщины, держащей мертвого ребенка, впереди располагалась фигура женщины, с руки которой слетал голубь - символ мира. Эта женщина должна была олицетворять будущее человечества.
"Требуем мира!". Фото: ИТАР-ТАСС
Сама Вера Игнатьевна называла свое произведение "агитационной скульптурой". По воспоминаниям современников, она всегда мечтала, чтобы ее работы были такими же политически действенными и пропагандистски-наглядными, как знаменитые "Окна РОСТА". В композиции "Требуем мира!" эта художественная задача воплощена в полной мере, ее можно назвать скульптурным плакатом. Композиция и создавалась таким образом, чтобы ее можно было легко транспортировать и выставлять на демонстрациях, на многочисленных форумах и международных конференциях, посвященных борьбе за мир. Однако этого не случилось: скульптура "переехала" только из одного района Москвы в другой.
Несмотря на то, что творение Мухиной получило множество благожелательных и даже восторженных откликов, сама скульптор относилась к нему "с прохладой". Как-то она обмолвилась: "Эту тему можно решить гораздо сильнее". Возможно, виной тому тот факт, что монумент создавался целым творческим коллективом в сжатые сроки, а Мухина лишь утверждала композицию и следила за ходом работы. Из шести фигур ей принадлежит только кореянка с мертвым ребенком на руках. Образ очень выразительный, но не центральный. Позже искусствоведы говорили о пластической неоднородности скульптурной группы.
Изначально монумент решено было установить на ВДНХ. В середине 1990-х годов во время работ по расширению проспекта Мира его перенесли в Парк искусств "Музеон". Туда скульптура была доставлена уже с сильными повреждениями: из шести фигур сохранились только три, да и те в довольно плачевном состоянии. Реставрационные работы начались осенью 2012 года при финансовой поддержке департамента культуры Москвы.
Фото: ИТАР-ТАСС
Для восстановления утраченных фрагментов реставраторы снимали копии с гипсового оригинала скульптурной композиции, которая хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а затем отливали эти элементы в бронзе. Потом они были подогнаны по месту утрат и смонтированы с помощью специальных внутренних конструкций из стали. После монтажа новые детали были искусственно состарены, чтобы не выделяться на фоне исторических.
Конечно, при упоминании имени Веры Мухиной первой на ум приходит не упомянутая скульптура, а грандиозные "Рабочий и колхозница" на ВДНХ.
Этот монумент высотой более 25 метров, выполненный из нержавеющей стали, был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Фигуры олицетворяли собой новых хозяев России - рабочий класс и крестьян, а в руках они высоко держали эмблему Советского Союза - серп и молот. Позы рабочего и колхозницы позаимствованы у античной скульптуры "Тираноборцы". Идея советского колосса принадлежала прославленному советскому архитектору Борису Иофану (среди прочего, автору проекта "Дома на набережной"). Для ее воплощения был объявлен конкурс, который выиграла Вера Мухина.
На постаменте перед Северным входом на ВВЦ скульптуру, возвращенную из Парижа в Москву, установили в 1939 году.
В 2003 году монумент было решено реставрировать, для этого он был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. "Рабочий и колхозница" были установлены на новый специально возведенный для них павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон. Там разместился выставочный зал и музей Веры Мухиной.
Кроме того, Мухиной принадлежит памятник Чайковскому около Московской консерватории и памятник Горькому, который до 2005 года стоял около Белорусского вокзала.