Фото: tourmos.ru/
11 апреля
открылась пассажирская навигация по Москве-реке. С этого дня возить отдыхающих и туристов будут несколько десятков суден – от небольших прогулочных до двухэтажных пароходов и лодок на подводных "крыльях". Но так было, разумеется, не всегда – изначально река использовалась только как транспортная артерия, по ней ходили торговые и военные суда.
Почему в Москве перестали использовать туерные теплоходы, в каких фильмах снимались "Москвичи" и какой корабль был создан специально для Водоотводного канала - в материале M24.ru.
История речного пассажирского судоходства в столице началась почти одновременно с Волгой. Один из первых пионеров пароходного дела в России Всеволод Всеволожский уже в 1816 году отправил свои корабли по Оке и Москве-реке до Москвы.
Однако развитие судоходства в городе затормозилось из-за малой ширины Водоотводного канала, точнее, шлюза – всего 18 аршин (или 12 метров). Пройти по нему могли только узкие суда - до 17 аршин. Впрочем, позже канал вообще перестал быть судоходным - все равно постоянные рейсы из Москвы совершались по основному руслу.
Фото: ИТАР-ТАСС
Активное речное сообщение началось в 1858 году - пароходы "Николай" и "Москва" шли до Коломны и Нижнего Новгорода.
Позже в Москве стали использовать туерные теплоходы – это суда, которые движутся с помощью натянутой под водой цепи или троса. Цепь подхватывается на туере барабаном с горизонтальною осью и удерживается там простым трением. Иногда цепь наматывают на барабан в несколько оборотов, или его намагничивают.
Паровая машина (или двигатель), вращая барабан, передвигает пароход по цепи, при этом сам туер может тянуть за собой несколько судов. Цепь поднимается из воды впереди движущегося парохода и снова погружается сзади, сматываясь с барабана. Для особо мощных туеров используют двигатели тепловозов.
Фото: ИТАР-ТАСС
Позже туеры в Москве признали неперспективными – они пригодны только на прямых руслах рек. Кстати, один из таких кораблей более 60 лет трудится на Енисее.
Некое подобие настоящего внутригородского судоходства появилось только в 1867 году: суда перевозили людей по воскресным и праздничным дням по маршруту Болотная площадь - Дорогомилово.
Впрочем, до революции пассажирские речные перевозки ограничивались только этим. Позже, в первые годы после Октября, большое количество людей переезжало из одного города в другой, и железная дорога с этим едва справлялась.
Выручили пароходы. Одноэтажные судна "Даргомыжский", "Полезный", "Витязь" и "Совет" возили пассажиров в Рязань. Позже на маршрут добавили полутораэтажный пароход "Волна". В те годы открылась транзитная линия Москва – Горький (сейчас Нижний Новгород), и по ней запустили двухпалубные корабли "Успех", "Благодарный", "Нижний Новгород" и "Мантурово".
Настоящее пассажирское сообщение в Москве ввели только в 1931 году. Чуть раньше, в 1923 году, появились первые моторные катера, прозванные "речными трамваями". Особой популярностью в довоенные годы пользовались маршруты Каменный мост - Заозерье (деревня в Подмосковье) и Дорогомиловский мост - завод АМО (ЗиЛ).
С 1948 года на смену старым судам стали приходить теплоходы типа "Москвич". Их строили на протяжении 30 лет, всего на воду спустили 500 судов этого типа. Один из первых теплоходов, созданный в 1957 году, до сих пор ходит по Москве-реке.
"Москвичи", кстати, "засветились" в некоторых фильмах: "Чучело", "Ночной дозор", "Ошибка резидента", "Три тополя на Плющихе", и "Не послать ли нам гонца".
Фото: ИТАР-ТАСС
На смену "старичкам" в 1969 году пришли теплоходы "Москва", которые используются и в настоящее время. Интересный факт: в корабль, который должен каждый вечер приходить в порт, заложена достаточно долгая автономность плавания - до шести суток.
Кстати, в московской речной флотилии есть одно судно, которое было построено специально для Водоотводного канала - это прогулочный теплоход "Столица-1". У него есть как застекленный салон, так и открытая палуба. Он может вместить в себя 40 пассажиров.
Фото: cck-ship.ru
Помимо теплоходов, по Москве-реке ходят судна на подводных крыльях типа "Ракета". Впервые их пустили по каналу имени Москвы в 1957 году, максимальная скорость составляет 60 километров в час.
Из последних судов, спущенных на воду в Москве, стоит сказать о плавучих ресторанах Radisson. Строили их именно как корабли-кафе (в отличие от некоторых других ресторанов на воде, переделанных из барж). Они сошли с одной из турецких верфей, а добирались до Москвы, по некоторым данным, своим ходом.
Сейчас перемещение на кораблике по Москве-реке - это не столько способ добраться из одного района в другой, сколько вид досуга. Наряду с обычными маршрутами москвичам и туристам предлагаются музыкальные прогулки и экскурсии на воде. Например, в 2014 году на Москве-реке
появится несколько новых развлекательных развлекательных программ.
От причала "Киевский вокзал" каждые пятницу, субботу и воскресенье в 17.00 и в 19.30 будет отходить музыкальный теплоход со специальной развлекательной программой, кроме того, по пятницам в 20:00 от причала "Крымский мост" будет отправляться "Рок-теплоход", на судне будут звучать хиты отечественного рока в исполнении музыкантов, с которыми можно будет не только пообщаться, но и вместе спеть.
По субботам также планируются экскурсионные программы "Поющий теплоход", по воскресеньям - "Легенды и тайны Москвы-реки". А также каждый день, кроме среды и четверга, москвичи смогут посетить детские прогулки на теплоходе.
Сергей Блохин