В последние годы на берегах рек, озер и других водоемов в московском регионе появилось множество объектов недвижимости. При этом застройщики нередко нарушали требования законодательства.
В частности жители близлежащих районов жалуются, что попасть на берег Клязьминского водохранилища стало почти невозможно. В выходные на территорию пляжа вообще не пускают - в это время там обычно отдыхают некие привилегированные особы. M24.ru рассказывает о том, что можно и что нельзя делать в водоохранной зоне.
Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации гарантирует свободный подход к воде для любого желающего.
"Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования", − говорится в документе.
Согласно Водному кодексу, ширина береговой полосы должна составлять 20 метров. На этой территории нельзя ставить заборы и шлагбаумы. У каналов, рек и ручьев, протяженностью не более 10 километров, береговая полоса − 5 метров.
Пироговское водохранилище. Фото: ИТАР-ТАСС
С 1 января 2007 года в водоохранных зонах разрешено размещать дачные и садово-огородные участки, мыть, ремонтировать и заправлять топливом автомобили, проводить рубки, выделять участки под индивидуальное строительство, также разрешено движение автомобилей. Кроме того, был снят запрет на любое строительство в водоохранных зонах, а также в прибрежной защитной полосе. Таким образом, закон разрешает здесь довольно большой перечень деятельности. Частное лицо не может владеть землей и недвижимостью в пределах береговой полосы, однако, может арендовать эту землю у государства, при условии, что обеспечит для всех желающих свободный доступ к водоему. Впрочем, это требование часто не исполняется − владельцы огораживают свою недвижимость глухими заборами.
Как отмечают эксперты по недвижимости, оставят или не оставят застройщики подход к воде зависит от принадлежности земли: если она находится в муниципальной собственности, то нужно утвердить градостроительный план и обязательно отметить на нем охранную 20-метровую полосу. А если земля находится в частной собственности, то решение этого вопроса зависит от воли владельца.
Разумеется, недвижимость в непосредственной близости от водоемов ценится дороже. По словам гендиректора одной из девелоперских компаний Ильи Дискина, коттеджи на береговой линии считаются элитными объектами. Однако, как показывает практика, высокие заборы, а иногда и дома на береговой линии зачастую сносят после первого визита к их владельцам сотрудников прокуратуры. Таким образом, водоохранная зона очищается от незаконных строений.