Больничный лист: как его оформить, получить и продлить
Больничный лист – это официальный документ, удостоверяющий неработоспособность сотрудника в определенный период. Выдавать его имеют право только те медицинские учреждения, которые имеют на специальное разрешение: государственные поликлиники или клиники, прошедшие государственную аккредитацию.
Получить больничный можно, обратившись в поликлинику или вызвав на дом дежурного врача. При этом максимальный срок действия больничного листа не более 15 дней.
По истечении этого срока сотрудник имеет право попросить продлить больничный. Сделать это может только врачебная комиссия медучреждения.
Больничный лист выдается гражданину по желанию либо в день обращения в медучреждение, либо в день закрытия больничного. Чтобы закрыть больничный, необходимо посетить поликлинику и поставить на него печать врача. Также пациенту следует убедиться, что в больничном листе датирован его выход на работу – как правило, это следующий день от даты закрытия больничного листа.
Врач может указать в больничном листе рекомендации к дальнейшему наблюдению или требующееся пациенту освобождение от физических нагрузок на какой-либо срок.
Важно, что работодатель не имеет права требовать от сотрудника предъявления больничного листа в период его болезни. Пока справка не закрыта, а болезнь не закончена, сотрудник может ограничиться устными заявлении о своем плохом самочувствии.
По предъявленному больничному листу работодатель обязан рассчитать сотруднику зарплату, которая зависит от его непрерывного трудового стажа. Так, если сотрудник проработал менее пяти лет, ему по больничному выплатят 60% обычного заработка, если от пяти до восьми лет – то 80%, а если больше восьми лет – то 100%.
Лист нетрудоспособности нового образца действует с июля 2011 года.