На днях в столице наградили лучших участковых врачей и медсестер, которых выбрали жители города в проекте "Активный гражданин". Отдельное голосование проходило среди педиатров, в котором приняли участие свыше 46,7 тысячи москвичей. В тройку лидеров среди детских специалистов вошла участковый врач-педиатр филиала № 1 детской городской поликлиники № 38 Центрального округа Юлия Андреева.
Этот человек покорил своих пациентов не только профессионализмом, но и искрометным жизнелюбием с чувством юмора. О секретах взаимопонимания, сюрпризах профессии и методах укрощения непослушных детей, читайте в интервью m24.ru с одним из лучших детских педиатров Москвы.
Одни находят свое призвание, других призвание находит само. Юлия Андреева относится ко второму случаю. Как утверждает детский врач, она не выбирала профессию – это профессия выбрала ее.
"Мне сказали, что в медицинский поступить невозможно – а я пошла и поступила во "второй мед" (РНИМУ имени Пирогова – примечание m24.ru). Потом обстоятельства сложились таким образом, что мне пришлось работать рядом с домом – так я стала участковым-педиатром. Вот и получается, что профессия сама меня выбрала", – поделилась Андреева.
По ее словам, участковый врач всегда работает "на передовой". Как правило, именно он первым узнает о симптомах заболевания и назначает первичное лечение. Если же случай тяжелый, терапевт направляет пациента на более тщательное обследование в больницу или диагностический центр. С детьми же общий язык можно найти всегда, главное знать к ним подход и просто быть искренним.
This browser does not support the video element.
– Жители города признали вас одним из лучших детских терапевтов. Расскажите, в чем секрет?
– Умение общаться. Знания и опыт, безусловно, играют большую роль, но коммуникативные навыки не менее важны в нашей профессии. От рутины, конечно, никуда не убежишь. Но среди кипы бумаг всегда можно разглядеть большое количество интересных людей, которые нуждаются в помощи и понимании. А еще я все время смеюсь.
– Насколько часто у вас складываются теплые доверительные отношения с пациентами?
– Практически всегда. Для меня весь участок – это близкие люди, да и вообще, участок № 4 – самый лучший участок в Москве (улыбается). Конечно, иногда бывают и конфликты. Но, в общей массе, все мои пациенты – люди очень приветливые, хорошие и интересные. У каждого врача есть свой контингент людей, с которыми складываются теплые отношения, но есть и пациенты, отношения с которыми носят чисто официальный характер.
– Вы сказали, что бывают конфликты. А по какому поводу это обычно происходит?
– Да по любому. Я бы сказала, что жалуются исключительно по мелочам. Встречаются и те, которые скандалят без повода. Бывали даже случаи, когда человек жаловался в департамент здравоохранения по причине того, что не пишет ручка или не сделан евроремонт. Думаю, есть категория людей, которые таким образом эмоционально разряжаются. Либо просто пересмотрели "Дом-2" и тихо сходят с ума (смеется).
– И как вы справляетесь с такими "любителями ток-шоу"?
– Всегда рекомендую сразу жаловаться в ООН, чего уж мелочиться (шутит). А так, я всегда улыбаюсь – это лучшее средство. Если человек скандалит и не перестает кричать, лучше сделать вид, что не замечаешь его повышенных тонов, и просто продолжать общение. Крупные конфликты у нас регулирует начальство. Однако, в целом, люди попадаются адекватные.
– Какое самое неординарное обращение пациента встречалось на вашей практике?
– Как-то раз ко мне обратился маленький мальчик с обыкновенным, но длительным кашлем. Я его осмотрела и отправила на рентген – смотрю результаты, а там болт лежит! Позже выяснилось, что когда-то ребенок им подавился и болт провалился через бронхи в легкие. Оригинальный случай.
– И как все разрешилось, успешно?
– Конечно, ребенка немедленно госпитализировали и успешно провели операцию. В итоге все закончилось хорошо.
This browser does not support the video element.
– А еще подобные необычные случаи в вашей работе встречались?
– Да, был однажды очень забавный случай: мать выслушала все рекомендации, забрала бумажки и ушла, а ребенок остался куковать на пеленальной. Женщина, конечно, быстро спохватилась и вернулась. Но выглядело это занятно. Вообще я отношусь к таким вещам с юмором, это все можно понять. Такое часто случается с молодыми родителями – поначалу они очень нервничают, могут растеряться. Но самое веселое, это когда на прием приходят папы…
– Папы отжигают?
– Можно и так сказать. Помню одного отца, который как-то пришел за справкой. Я его спрашиваю: "фамилия ребенка?", а он: "какого ребенка?". Какого, какого – твоего! Мне то, в принципе, все равно, я могу и любого назвать (смеется). А еще есть такие папы, которые всегда действуют исключительно по инструкции супруги: в буквальном смысле, приходят с запиской от матери ребенка и зачитывают с нее признаки заболевания ребенка или какие-то вопросы в духе "мне мама сказала".
– И как вы отвечаете в таких случаях?
– Я так и отвечаю: "записываем для мамы" и дальше даю рекомендацию. Такая вот "голубиная почта" (смеется).
– Как обычно протекает ваше общение с родителями?
– Родители, мне кажется, делятся на тех, которые "слушаются" и тех, которые "все знают". Зачем в поликлинику приходят вторые – неясно. Зато общение с теми, которые "слушаются", обычно не вызывает проблем – здесь можно понять, чего они хотят. Вообще, в любой профессии есть такие люди: с одними все легко, а другие постоянно чем-то недовольны.
– А с детьми?
– С детьми, как правило, все легко. Дети практически всегда следуют моим рекомендациям, а вот родители – не всегда. Наверное, это из-за того, что нет доверия к врачу. Я считаю так: если веришь доктору, лучше делать так, как он говорит, а если не веришь – можно найти другого врача. Тем более, сейчас у всех есть интернет.
This browser does not support the video element.
– Не секрет, что многие дети боятся врачей, а особенно – уколов. Как вам удается избавлять маленьких пациентов от этого страха?
– Всегда говорю, что я добрая фея и у меня есть волшебная палочка, которой можно горло посмотреть. Если ребенок боится укола, я говорю, что делать ему будут не укол, а "прививку" – это слово, почему-то, не так сильно пугает детей. Очень многие маленькие пациенты боятся самого слова "укол". Хотя, "клизма", мне кажется, звучит гораздо страшнее.
– Как заставить лечиться неугомонного ребенка?
– Мне кажется, любого ребенка можно уговорить разными способами: преподносить лечение в форме игры, "торговаться" и даже "угрожать" (смеется). Если это не работает – берем, что называется, силой (улыбается) и быстренько заливаем в него лекарство: "хоп" – выпил, "хоп" – выпил.
– С какими жалобами чаще всего обращаются в летний сезон?
– Самые распространенные "летние болезни" – это понос и укусы комаров(не устает смеяться). Бывало, обращались ко мне родители, думая, что у их ребенка краснуха или скарлатина. Однако после осмотра выяснялось, что это была обычная аллергическая реакция на укус комара, либо ребенок просто забыл помыть руки.
– Применяете ли вы какие-то новые методики или технологии в своей практике?
– В случае с поликлиниками стоит упомянуть о компьютеризации: сейчас все переведено в электронный вид, и это значительно помогает в работе. Кроме того, мы часто выписываем новые лекарства или вакцины. Однако с тяжелыми ситуациями участковый врач, как правило, не работает. Если у больного выявлено серьезное заболевание, он направляется в стационар или диагностический центр.