Фото: ИТАР-ТАСС
Cтоличная мэрия запустит единый транспортный портал с данным о пробках, ДТП и ремонтных работах до конца 2014 года. Об этом M24.ru сообщил замглавы Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Поляков. На базе портала может быть выпущено мобильное приложение. Источник в транспортном комплексе добавил, что в основу портала ляжет внутренняя информационная система "Е-сервисы", которая будет запущена в августе этого года. Система будет собирать и передавать на портал сведения о трафике, о авариях, перекрытиях, изменениях в организации движения в связи с ремонтом дорог, а также данные обо всех дорожных камерах, направленных на проезжую часть. Замглавы департамента транспорта Алина Бисембаева, в свою очередь, отметила, что пользователям портала будут предлагать альтернативные маршруты общественного транспорта.
"Помимо данных о загруженности дорог, на портале также будет проверенная информация по перекрытиям и ДТП", - отметил Александр Поляков. Также планируется разработать мобильное приложение для автомобилистов. .
Городской сервис должен составить конкуренцию проекту "Яндекс.Пробки", который черпает информацию о загруженности дорог с мобильных телефонов своих пользователей, отслеживая движения автомобилей по GPS. Данные об авариях и ремонтах дорог поступают "Яндексу" также от автомобилистов. Мэрия же, напомним, будет полагаться в оценке загруженности дорог на считывающие трафик датчики, которыми уже
оборудованы Садовое и Третье транспортное кольца, МКАД, Можайское, Волоколамское, Ленинградское, Ярославское шоссе и другие вылетные магистрали. Сейчас установлено более 6,7 тысяч датчиков движения. Кроме того за дорожной ситуацией в городе следит более 2 тысяч камер видеонаблюдения. Сейчас вся эта информация стекается в
ситуационный центр организации дорожного движения.
Как пояснила M24.ru замруководителя департамента транспорта Алина Бисембаева, новый портал будет не просто сайтом о дорожных заторах. "Мы планируем объединить вообще всю информацию о развитии транспортной системы и полезные сервисы на одном дружелюбном для пользователя ресурсе", - рассказала она. Там будет и возможность посмотреть информацию о пробках, отметила Бисембаева, однако она станет скорее вспомогательным ресурсом, который поможет продвижению общественного транспорта. У автомобилиста будет возможность построить маршрут на карте, узнать, сколько времени у него займет дорога на автомобиле. При этом сервис предложит ему для сравнения максимально удобный маршрут общественного транспорта.
Кроме того, по словам Бисембаевой, на портале можно будет подписаться на все новости о развитии городского транспорта, узнать обо всех тарифах, будет отдельный раздел, посвященный карте "Тройка" и многие другие полезные сервисы. "Прежде всего, они будут направлены на пассажиров общественного транспорта и на тех, кто готов попробовать стать пассажиром" - отметила замруководителя дептранса.
Кроме того департаментом будет реализован киоск приложений, где будут собраны все новые мобильные приложения по транспорту, которые будут создаваться. "Там можно будет скачать как весь киоск, так и отдельные приложения по поиску маршрутов общественного транспорта, пробкам и так далее", - рассказала Бисембаева.
Как сообщил M24.ru источник в транспортном комплексе столицы, к августу этого года закончится разработка информационной системы "Е-сервисы", которая ляжет в основу портала о пробках. "Система станет основой данных по перекрытиям, ДТП и авариям ЖКХ, кроме того, она будет собирать информацию с городских камер, следящих за проезжей частью", - пояснил собеседник M24.ru.
Часть данных, например, сведения о ДТП, по словам источника, будут вноситься на портал вручную, а часть - длительные стройки, ремонт дорог, - "подтягиваться" автоматически.
Сообщать об аварии в систему будут сотрудники дежурной части ГИБДД, куда обращаются автовладельцы после ДТП. Диспетчер после звонка будет заносить сведения об аварии в систему – и отметка о ДТП тут же будет отображаться на карте. "Чтобы снять аварию с карты, после того, как ее последствия ликвидировали, в дежурную часть будет обращаться инспектор с места происшествия",- пояснил источник. Он также отметил, что регламент взаимодействия с ГИБДД еще находится в разработке.
Отметим также, что на портал планируется добавить информацию с городских метеостанций. В этом году столичное метеобюро
увеличит количество своих станций в Москве до 50 штук специально, чтобы следить за ситуацией на дороге, в первую очередь, за состоянием дорожного полотна.
На разработку системы "Е-сервисы" город планирует потратить более 40 млн рублей. Система также будет собирать данные об инцидентах на общественном транспорте, вести мониторинг реконструкции трамвайных путей. Также на базе платформы "Е-сервисы" будет реализована возможность для страховщиков
запрашивать видео и фото с городских камер видеонаблюдения. Услуга должна помочь распространению в городе упрощенного порядка оформления ДТП по Европротоколу.
Напомним, о том, что московские власти хотят создать альтернативу сервису "Яндекс.Пробки", сообщается с 2012 года. На сайте Центра организации дорожного движения одно время даже "висела" карта, отображающая загруженность ТТК, а в 2013 году - вылетных магистралей. Отмечалось, что данные обновляются раз в пять минут. Однако сейчас этой карты на портале нет.
Замглавы кафедры транспортной телематики Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Султан Жанказиев полагает, что сообщения ГИБДД не должны быть основным источником данных о ДТП в Москве. "Сейчас у города достаточно инструментов, чтобы фиксировать данные об авариях при помощи специальных камер и дорожных датчиков. Если же факт ДТП будет фиксироваться с помощью сотрудников ГИБДД, то сервис будет сильно отставать от "Яндекса", где водители мгновенно передают всю информацию и о факте, и о характере происшествия",- отметил эксперт.
Он также предположил, что городской сервис выиграет у "Яндекс.Пробок" в долгосрочной перспективе. "Например, на основе этого портала можно реализовать очень важный сервис, который не просто будет сообщать водителю о событии на дороге, но и предлагать ему соответствующие сценарии поведения. Как минимум, перестроиться в менее конфликтный ряд, а чаще всего - выбрать путь объезда", - заявил Жанказиев.
Напомним, сейчас на дорогах для информирования водителей в случае гололедицы, пробок или ДТП в Москве действует 150 информационных табло.
Директор некоммерческого партнерства "Информационная культура" Иван Бегтин полагает, что департаменту транспорта следует передать данные от интеллектуальной транспортной системы независимым разработчикам транспортных приложений. "Тогда в городе очень скоро появилась бы множество конкурирующих транспортных сервисов", - отметил Бегтин.
По его словам, в России очень сильный конкурентный рынок информационных технологий, в том числе в сфере навигации. "Лидерами рынка являются "Яндекс", "Mail" и "Рамблер". Есть еще очень много других систем, даже государственный "Спутник" "Ростелекома" сейчас находится в этой конкурентной среде", - заявил эксперт.
Дарья Миронова, София Сарджвеладзе