Форма поиска по сайту

День Конституции: Двадцать лет новой московской истории

Фото: ИТАР-ТАСС

12 декабря Россия отмечает День Конституции, которой в этом году исполняется 20 лет. Об ее предшественницах и процессе утверждения - в материале сетевого издания M24.ru.

Двадцать лет назад в столице "веерно" отключали электричество в районах, на улицах лежал неубранный снег, а вечерами во многих местах лучше было не появляться вовсе. Москва, как и вся страна, переживала трудный период становления новой российской государственности: старые органы власти не соответствовали изменившимся реалиям. Необходимо было сформировать новые, но для этого требовалось законодательное основание.

12 декабря 1993 года Россия утвердила новую Конституцию. Эта дата стала точкой отсчета для истории постсоветской Москвы.

Что изменила Конституция

Борис Ельцин на заседании Конституционной комиссии Верховного Совета РСФСР, 1990 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Самое главное, что изменилось в стране, – это государственное устройство. С 1993 года впервые за все время существования российского государства в его основу был положен принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная разрабатывает и принимает законы, исполнительная – исполняет их. Хотя в российской модели управления, в чем-то близкой к французской, президент наделен широкими полномочиями и за ним остается право не подписывать законы, издавать собственные указы, имеющие силу практически равную закону.

Разделение необходимо для эффективного управления и взаимного контроля, чтобы ни одна ветвь или орган не мог монополизировать всю власть.

Второй важнейший принцип – федерализм, то есть разделение различных вопросов управления страной на федеральные, региональные, местные и совместного ведения. И тут Москва занимает исключительное положение: здесь, помимо регионального центра власти, расположен и федеральный - президент со своей администрацией (президент по Конституции не только должность, но и орган власти), правительство, министерства, Госдума с Советом Федерации и высшие федеральные суды. Только в 2008 году один из таких судов – Конституционный суд РФ – переехал в Санкт-Петербург. Но это не все, до 2007 года правительство и законодательное собрание Московской области также располагались на территории Москвы. Правда, теперь они обрели новый дом в Красногорске, около МКАД.

Такие привычные нам институты как мэры, мэрия, Московская городская дума появились благодаря Конституции 1993 года. Они стали основой региональной системы управления в мегаполисе. Дело в том, что Москва и Санкт-Петербург перестали быть столицами областей, они превратились в самостоятельные субъекты Федерации. Им надо было сформировать свои правительства, выбрать глав субъектов. Мэрия во главе с градоначальником стала исполнительной системой органов, Мосгордума – законодательным (представительным) органом или парламентом. Представительным его часто называют потому, что в законодательном собрании региона заседают выборные депутаты. Они представляют жителей субъекта Федерации во власти. Сегодня их 35, но со следующего года, когда произойдут очередные выборы в Мосгордуму, состав их должен расшириться до 45 человек в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве.

Почему эта система до сих пор меняется, раз Конституции уже два десятка лет? Дело в том, что Основной закон страны – программный документ. Он предполагает принятие профильных законов практически по каждому пункту каждой статьи. И если, к примеру, вопросы защиты прав человека он регулирует напрямую, то организация системы власти и управления в регионах, выборность или назначаемость тех или иных должностных лиц остаются в руках федерального законодателя: Госдумы, Совета Федерации. Хотя правом вносить изменения в общероссийские законы наделены не только они, а еще и президент, региональные парламенты.

Конституции СССР

Фото: ИТАР-ТАСС

Первая в российской истории Конституция была принята в 1924 году на II Съезде Советов СССР. Это был удивительный документ, в котором наряду с обычными юридическими формулировками были записаны и такие: "Кто не работает, тот не ест".

В 1936 году, в разгар политических репрессий против собственного народа, была принята так называемая "сталинская" Конституция. Формально она гарантировала гражданину основные права и свободы, включая всеобщее равное избирательное право, все земли, имущество государство провозглашалось общественным достоянием.

В 1977 году Внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла "брежневскую" Конституцию, которая незначительно изменила систему органов власти и управления, но закрепила главенствующее положение Коммунистической партии Советского Союза.

Страна советов

Фото: ИТАР-ТАСС

До 1993 года в России существовала система советов. Они представляли собой органы власти, в которых сочетались законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. При этом советы были выборными, но на безальтернативной основе: на одно место претендовал один кандидат. В реальности практически с самого начала советской государственности Коммунистическая партия контролировала советы, а партийные органы считались куда могущественней остальных. На закате советской истории главные политические решения принимались в Политическом бюро Центрального комитета Коммунистической партии (Политбюро ЦК КПСС), хотя в соответствии с Конституцией таковым должен был быть Верховный Совет СССР – избираемый орган.

Фото: ИТАР-ТАСС

Советский Союз официально не признавал "буржуазную теорию" разделения ветвей власти. С 1977 года в очередной Конституции СССР была закреплена особая, направляющая роль партии. Собственно, вся система управления выстраивалась так, чтобы единственная партия монопольно контролировала политический процесс и управление страной, была неподотчетной гражданам. Новая российская Конституция 1993 года существенно усовершенствовала государственное устройство уже новой России, создав систему сдержек и противовесов в виде ветвей власти, установив основы демократического федеративного государств

Александр Трифонов