Форма поиска по сайту

Коллажи, анимация и музыка Noize MC: Рома Либеров снял фильм о Мандельштаме

Фото предоставлено пресс-службой

На следующей неделе в прокат выходит картина "Сохрани мою речь навсегда", продолжающая цикл "писательских фильмов" молодого режиссера Ромы Либерова. Героями его предыдущих кинолент были Юрий Олеша, Иосиф Бродский, Георгий Владимов, Сергей Довлатов, Илья Ильф и Евгений Петров. Последняя картина посвящена Осипу Мандельштаму и формально приурочена к грядущему 125-летию со дня рождения поэта.

Фильмы Ромы Либерова чаще всего причисляют к документальным, однако сам режиссер предпочитает называть их "сочинениями для кинотеатра со зрителем". Картина "Сохрани мою речь навсегда", названная по первой строке не самого известного стихотворения Мандельштама, – еще одна и, пожалуй, самая нестандартная, попытка кинопрочтения биографии великого поэта.

Новый фильм, как и свои предыдущие работы, Либеров создал на стыке жанров. "Сохрани мою речь навсегда" – это кинополотно, в котором соединяются анимация, коллажи, неигровые и кукольные сцены. Картина разделена на несколько частей, соответствующих основным вехам жизни и творчества поэта: детство, учеба за рубежом, начало литературной деятельности, дружба с акмеистами – Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым, знакомство с Мариной Цветаевой, Октябрьская революция, встреча с будущей женой Надеждой Хазиной и так далее. За кадром звучат фрагменты стихотворений Мандельштама и воспоминаний его близких.

Рома Либеров. Фото предоставлено пресс-службой

Сам поэт в большинстве сцен символично воплощен в образе марионетки: человека, невольно оказавшегося куклой в руках власти, загубленного собственной страной. Кукла Мандельштам говорит голосом актера Виктора Сухорукова, кстати, прежде уже игравшего поэта в телевизионном цикле Льва Аннинского "Серебро и чернь". Надежду Яковлевну, жену Мандельштама, последовательно озвучивают Мириам Сехон и Инна Чурикова. Во второстепенных ролях задействован не менее сильный актерский состав: Чулпан Хаматова, Евгений Стеблов, Александр Феклистов – невозможно не изумляться, каким образом Либерову удается привлекать в свои малобюджетные кинопроекты, выходящие в ограниченный прокат, артистов со столь громкими именами. Не меньше удивляет (по крайней мере, до просмотра) выбор музыкального фона – над саундтреком к фильму работал известный хип-хоп исполнитель Noize MС (в миру Иван Алексеев), сочинивший композицию по мотивам стихотворения Мандельштама "Сохрани мою речь навсегда…"

О том, как в одном фильме соединяются столь разноплановые элементы и на какого зрителя в конечном счете ориентирована картина, корреспондент m24.ru попытался узнать у самого режиссера.

– Каким вам представлялся поэт, когда вы работали над картиной? Мы еще со школьной скамьи привыкли воспринимать Мандельштама как фигуру трагическую, при жизни недооцененную…

– Нет, ну что вы. Это дерзкий, живой, раздваивающийся человек. Он может быть грустным, но это лишь одна из его сторон как личности, тонко чувствующей. В процессе работы над картиной у меня было ощущение, что Мандельштам от нас постоянно ускользает. И чтобы его поймать, нам и понадобился монтажный эквилибр.

– Какова целевая аудитория вашей картины: люди, уже имеющие некоторое представление о творчестве Мандельштама, или молодежь, которая посмотрит фильм только ради саундтрека Noize MC и, возможно, впоследствии заинтересуется русской поэзией?

– Я об этом не размышляю. Понимаете, сочиняет всякий человек и только для самого себя. Как можно рассчитывать на какого-то среднестатистического зрителя, кто это такой? – То есть у вас просто появилась потребность обратиться к творчеству Мандельштама?

– Надо отдавать себе отчет в том, какой ты крохотный по сравнению с такими людьми, как Мандельштам. Мало ли что там у тебя в голове назрело. Но если это назревшее сформулировалось во что-то вроде любви, это дает некоторое право хотя бы подумать, как с этим обойтись. А поскольку я занимаюсь кино, моя любовь и уважение к поэту побудили создать фильм о нем.

– Как проходила работа над картиной?

– Сначала мы с актером Кириллом Пироговым, который сочинил почти всю музыку к фильму, раз пять встречались, обсуждали, распределяли реплики. Потом мы репетировали с актерами "Мастерской Петра Фоменко" – Галей Тюниной, Серафимой Огаревой и другими артистами, записали несколько дублей. И уже потом добавили голоса остальных актеров. То есть сначала был долгий процесс исполнения ролей – в фильме задействовано четыре десятка артистов. Когда основное звучание было как-то представимо, мы начали придумывать изображение.

Фото предоставлено пресс-службой

– Перед показом фильма вы призвали зрителей провести некоторую работу над собой. Что вы имели в виду?

– Человек, приходящий в кино, чаще всего ждет развлечения, отвлечения. Ему не приходит в голову мысль, что посмотреть картину – это работа. Сейчас очень много режиссеров, которые стараются ублажить зрителя, полагая, что в кинотеатр приходит некто растительного происхождения. А мы трудились довольно долго и не для того, чтобы вам этого не нужно было делать. Для меня поход в кино – это целое событие. Я обожаю, когда раскрывается занавес, показывают трейлеры, начинается фильм. И я никогда не пойду в кино между делом. Самые навороченные американские блокбастеры совершенно удивительны по попытке рассказать даже самые простые истории. Скажем, в "Гравитации", чем больше упрощается история, тем сложнее операторская работа – она непостижима, это огромный труд.

Фото предоставлено пресс-службой

– У вас в каждой картине задействованы известные, признанные актеры театра и кино. Как вы уговариваете их принять участие в своих проектах?

– Сотрудничество с Виктором Сухоруковым, исполняющего роль Мандельштама – это моя гордость. Более открытого, готового на все артиста, я не встречал. Виктор Иванович самый восприимчивый артист из всех, с кем мне доводилось работать. Он поверил в проект и прожил всю жизнь Мандельштама в четырех стенах звукозаписывающей студии, окруженный микрофонами, у него даже видео перед глазами не было.

С Инной Михайловной Чуриковой было тяжелее. Ждал ее ночью у "Ленкома" после спектакля "Аквитанская львица", сначала меня игнорировали, я снова ждал, и в конце концов все получилось. Понимаете, все мы люди. Если тебе удается в рамках разговора доказать свою состоятельность, этого достаточно. Тем более, у нас это не первая работа, а шестая. Мы можем показать, что умеем делать.

Фото предоставлено пресс-службой

– Как складывались отношения с хип-хоп исполнителем Иваном Алексеевым (Noize MC), который сочинил главную музыкальную тему фильма?

– Он выдающийся музыкант, поэт. И не исключаю, что когда-нибудь его произведения будут ставить в один ряд с поэзией Мандельштама. Мы познакомились полтора года назад, когда работали над фильмом, показали ему стихотворение "Сохрани мою речь навсегда…". И Ваня довольно быстро, взяв за основу первую строфу, написал композицию.

Правда, Кирилл Пирогов волновался. Он вообще не понимает и не любит рэп, и, когда услышал трек Вани, позвонил с вопросом: "Рома, слушай, это что такое?" Кирилл до премьеры картину не видел и очень боялся, что я его таким образом подставил.

Фото предоставлено пресс-службой

– Вы не раз говорили о том, что социально-политическая ситуация 30-х годов прошлого века перекликается с тем, что происходит в стране сегодня. Что, на ваш взгляд, общего у этих двух эпох?

– Предельная девальвация жизни, человеческого достоинства и вообще системы взглядов отдельно взятого человека – в этом смысле эти времена, к сожалению, рифмуются.

О новом фильме режиссера также высказались коллеги Романа Либерова.

Олег Лекманов, филолог, исследователь творчества Осипа Мандельштама:

"Я бы хотел поздравить авторов с несомненной удачей. Фильм буквально пропитан любовью к Мандельштаму и его стихам, а это, конечно, главное. Много удачных творческих решений – весь "цветаевский" кусок, замечательный армянский эпизод, Мандельштам на берегу моря, все это до сих пор стоит перед глазами. Чрезвычайно точно подобраны голоса: Хаматова, озвучивающая Цветаеву, Чурикова – Надежду Яковлевну, да и Сухоруков, говорящий за Мандельштама – это, на мой взгляд, снайперские попадания (жаль только, что Сухоруков, несколько раз путает слова, когда читает стихи). Прекрасная концовка – рэп по мотивам стихотворения "Сохрани мою речь..." – смело и ярко подводит итоги размышлениям авторов о месте Мандельштама в современном обществе.

Да, некоторые ходы кажутся вторичными, много взято у гениального художника-мультипликатора, сценариста Андрея Хржановского. Да, иногда авторы слишком торопятся и спрямляют острые углы – им, например, хочется, чтобы поэт был стопроцентно прав в историях с Ольгой Ваксель и Аркадием Горнфельдом, хотя на самом деле все было, как говорят, сложнее. Да, непонятно, зачем в фильме столько Венеции, где Мандельштам никогда не был (неужели так хотелось съездить и поснимать?). Да, Сталин никогда бы не стал говорить с Пастернаком на "ты" (как это показано в фильме), а стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны..." ему, скорее всего, не просто не решились показать (в фильме тиран обсуждает это стихотворение с Пастернаком). Но все это мелочи в сравнении с теми, повторюсь, многочисленными и радостными удачами, которыми изобилует фильм Романа Либерова. Это почти идеальный ТВ-продукт, он даже на главки разбит так, что их можно включать в разные программы (не знаю, сознательно ли?)".

Фото: facebook.com/lekmanov

Валентин Гафт, актер:

"Я не просто знаю Рому Либерова, но и озвучил для него картину "Один день Жоры Владимова". Мне нравится этот режиссер и его новая работа. Как хорошо, что в наш непростой век на такого человека обратили внимание – Мандельштам гениальный поэт, а гениальным быть нелегко. Очень важно, что такой фильм появился, что для людей нового поколения Мандельштам имеет не меньшее значение, чем для нас и у каждого он свой. Когда-то я написал стихи, посвященные поэту:

"Мы лежим с тобой в объятьях

В январе среди зимы,

Мой халат и твое платье

Обнимаются, как мы.

Как кресты на окнах – рамы.

Кто мы, люди, мы – ничто?

Я читаю Мандельштама,

А в душе вопрос – за что?

Ребра, кожа, впали щеки,

А в глазах застывший страх,

И стихов замерзших строки

На обкусанных губах".


Фото предоставлено пресс-службой

Ирина Мустафина