Год назад перед москвичами распахнулись двери нового культурного проекта под названием Гоголь-центр. Тогда в особое арт-пространство был переформатирован драмтеатр имени Гоголя. Чем сегодня удивляет горожан экспериментальная площадка и ее творческий коллектив, рассказал режиссер театра и кино, художественный руководитель Гоголь-центра Кирилл Серебренников.
- Кирилл, какие задачи вы ставили перед собой, вступая в должность художественного руководителя?
- Ставил задачу выжить. Этот год был тяжелым. Наверное, он будет вспоминаться всю жизнь. Хорошо, что я не один. Гоголь-центр – это большая команда единомышленников. Я говорю не только об актерах, но и о тех, кто делает театр.
- Вы работаете по контракту, который рассчитан на три года?
- Да. Прошло уже полтора года с момента моего назначения.
- Кто определяет прокатную политику в Гоголь-центре? Например, вы успели показать "Жизнь Адель" - фильм, который грозят запретить в России.
- Куратор программы Гоголь-кино Стас Тыркин – замечательный специалист, посещающий все кинофестивали в мире. У нас совпадают вкусы. Он практически безошибочно выбирает, что будет интересно. При этом у нас не просто просмотр, а премьера фильма, на которую приезжают режиссеры, актеры. Каждому показу сопутствует долгая работа. Сейчас готовится премьера "Трудно быть богом" и "Нимфоманка".
- Вам нравится быть не просто режиссером, но и художественным руководителем театра?
- Это не самая легкая миссия. Недавно я отменил премьеру, спектакль не получился. Такое бывает. Это всегда страшно, ведь артисты репетировали, к тому же придется нести финансовые потери.
- Кирилл, сколько дней вы провели в Гоголь-центре?
- У меня появился кабинет, который постепенно становится местом общего пользования. Там проходят читки пьес, совещания. В Гоголь-центре я провел все 365 дней в году, за редким вычетом поездок.
- Для вас это странно?
- Нет. Я люблю отдаваться работе.
- Вы сказали, что за кино у вас отвечает один человек. А как обстоят дела с другими направлениями Гоголь-центра?
- Книги, музыка – разные люди этим занимаются. Но я в курсе всего, что происходит.
- В сложную творческую конструкцию Гоголь-центра вы добавили все элементы? Или же что-то еще нужно реализовать в ходе развития пространства?
- Мы ведем программу "Гоголь-персона". И если все будет хорошо, то первым гостем станет Юрий Петрович Любимов. Программа предполагает общение великих людей с аудиторией. Будем продолжать тему разговоров на важные темы. Займется этим Саша Уржанов.
- Расскажите о механизме грантовых проектов для драматургов.
- Много раз я слышал от хороших драматургов жалобы, что им не хватает денег и времени на написание пьесы-мечты. Я провел исследование, чтобы узнать, сколько денег нужно драматургу, чтобы не брать дополнительную работу, а посвятить себя написанию сокровенной пьесы.
Деньги для данного проекта дает министерство культуры.
- Кто получит гранты в этом году?
- Максим Курочкин, Миша Дурненков и Любовь Стрижак. У них есть практически три месяца для того чтобы написать пьесу-мечты. 1 июня сделаем расширенную читку.
- А если драматурги напишут плохие пьесы? Все равно поставите?
- Это хорошие авторы, чтобы они не написали, будет интересно.
- Вы хотите поставить в Гоголь-центре "Мученика". Довольно сложная пьеса, в которой речь идет о религии в школе. Как думает, у нас спектакль приживется?
- Уже состоялась первая репетиция. Пьеса написана Мариусом фон Майенбургом. Он не верит, что ее поставят в России. А я думаю, в ней нет противоречий в части Конституции. В театре можно ставить все, что не противоречит Конституции. Театр – место для дискуссий. В Германии "Мученик" – это обычная притча про мальчика, а у нас она становится очень острой пьесой, заставляющей задуматься, куда мы движемся, какие мы. Театр должен ставить такие пьесы, иначе грош ему цена, поскольку он вырождается в площадное развлечение.
- Как-то вы сказали, что в театре нужно заниматься искусством, а не политическим активизмом. Где граница между темами, о которых нужно говорить, и пропагандой запретных вещей?
- Политический активизм происходит не в театре, а на площадях и в социальных учреждениях. То, что в театре – вымышлено, совпадения случайны. Театр – побуждение к мышлению всех слоев общества. Жулики и воры, добрые и хорошие – в театре они образуют одну общность под названием публика. При входе в театр не спрашивают о ваших моральных принципах.
- Какие люди ходят в Гоголь-центр?
- Молодые, умные, заинтересованные, желающие слушать. Им 20, 30, 40 лет. Некоторые приводят своих родителей. Очень позитивная аудитория, для которой работать – счастье. Театр – место битвы за людские души.
- Чем порадует своего зрителя Гоголь-центр в ближайшие месяцы?
- У нас продолжаются премьерные серии "Мертвых душ", состоится премьера спектакля "Сталкер", в марте покажем "Двор", в котором будут играть звезды театра и кино. До конца сезона - порядка пяти премьер.