Форма поиска по сайту

Из Петербурга в Москву: "Бесприданницу" покажут в театре Маяковского

Фото: театр Маяковского

В театре имени Маяковского 7 мая состоится премьера спектакля "Бесприданница" по пьесе Александра Островского. Свою версию драматической истории о муках любви, пагубности социального неравенства и жестокости чванливого общества представит питерский режиссер, художественный руководитель Небольшого драматического театра Лев Эренбург.

Фото: театр Маяковского

Для Льва Борисовича это не первый опыт работы с текстами Островского. В режиссерской копилке уже имеется "Гроза". Да и этот новый спектакль не станет дебютом в столице, в свое время в МХТ Чехова Лев Борисович поставил "Вассу Железнову" и "Преступление и наказание".

К "Бесприданнице" Эренбург, чьи постановки неоднократно получали "Золотую Маску", присматривался долго. Творческие амбиции сдерживало опасение – сдюжит ли? "Бесприданницу" играли много и блестяще. Ярославский театр, Малый, Большой, театр Станиславского. Потоки зрительской любви за исполнение роли Ларисы Огудаловой изливались на Ермолову, Савину, Комиссаржевскую. Что и говорить, планка высока.

Но желание пересилило страхи, и вот результат – на сцену "Маяковки" под звон цыганских гитар выходят Лариса Огудалова в исполнении молодой темпераментной Полины Лазаревой.

"Бесприданница" мне всегда нравилась. Но раньше казалось, что эту пьесу можно поставить лишь студийно, не в рамках репертуарного театра", - поясняет Лев Эренбург.

Фото: театр Маяковского

По признанию режиссера, многочисленные театральные и киноработы коллег, на свой манер интерпретировавших текст Островского, ему мало интересны. Фильм "Жестокий романс", снятый по мотивам "Бесприданницы" в 1983 году, Эренбург и вовсе не жалует.

"Мне кажется, это облегченный вариант действительности. В том числе той, которая заложена у господина Островского. Никита Сергеевич играет слабовольного подонка. Хорошо играет, но мне не интересно так трактовать Паратова. Нужно понимать, что за персонажем есть какие-то мотивации, оправдывающие его поступки", - отметил режиссер.

Сочувствовать или ненавидеть героев, мысленно протягивать руку помощи или злорадствовать их неудачам – выбор исключительно за зрителем. Режиссер и актеры считают, не стоит и пытаться дать однозначную оценку поступков разорившейся вдовы Огудаловой, которая безуспешно пытается выдать замуж дочь или самой Ларисы, ищущей любви в объятиях Паратова и топчущей чувства слабовольного Карандышева.

"У Островского заложено очень много, а прописано на уровне действия очень мало. Для меня было важным обострить любовь. Меньше всего мне бы хотелось видеть Кнурова, Возжеватого порочными, растленными типами. Мы максимально старались обнаружить так называемую адвокатуру ролей", - добавил Эренбург.

Фото: театр Маяковского

Полина Лазарева свою героиню не только понимает, но и, оправдывая, защищает. Ее Лариса – смелая, напористая, ищущая, брошенная любимым мужчиной, униженная обществом, и все равно гордо расправляющая плечи после каждого толчка в спину.

"Лирических кисейных барышень много, мне кажется, это уже не так интересно. Лучше, когда в героине чувствуется стержень. Лариса – цельная и бескомпромиссная натура", - говорит Лазарева.

"Бесприданница" Эренбурга ожидаемо консервативна. Режиссер не преследовал идею осовременивая классики, которая, словно спелый плод, не нуждается в чрезмерной варке и злоупотреблении специями.

Даже традиционных метафор в спектакле минимум. Вместо аллюзий на первый план у Эренбурга выступают обыденные человеческие чувства, типажи и бытовые ситуации.

Березовые бревна, парящие над сценой, вращающиеся по кругу лодки и опустевший кухонный стол с самоваром – это, скорее, яркое художественное обрамление действия, нежели завуалированный символ.

"Бесприданнице" не нужно лишнего. Спектакль хорош отточенной лаконичностью. Недаром сам автор пьесы в письмах, датированных 1878 годом, отмечал, что в Москве "Бесприданницу" признали даже недруги. Кажется, пьеса – средоточие первостепенных людских устремлений, радостей, слабостей и грехов. Не потому ли зрителям так интересно будет искать святого в подлеце и героя в слабом духом?

Алла Панасенко