Форма поиска по сайту

"Майор" Юрия Быкова: хватит игнорировать мораль

Премьера фильма "Майор" режиссера Ю.Быкова в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

Ведущий программы "Утро" Иван Распопов рассказывает о новом фильме Юрия Быкова "Майор", который не похож ни на "Майора Пэйна", ни на "Майора Вихря", ни на других известных нам киномайоров. Картина выйдет на экраны столичных кинотеатров в четверг, 8 августа.

"Ну и скоты вы все, как вот только земля носит?" – спрашивает главная героиня фильма "Майор", маленького сына которой сбил на пешеходном переходе замначальника РОВД.

В самом начале фильма этот полицейский чин, превышая все скоростные лимиты, спешил в роддом к жене, которая подарила ему долгожданного наследника. Своего сына он так и не увидел… потому что сбил чужого. По сюжету, "менты" начали "отмазывать своего", фальсифицируя документы и учиняя, как принято сейчас говорить, полнейший правовой беспредел.

Супруг убитой горем матери не пожелал мириться с вопиющей несправедливостью и ворвался в полицейский участок с ружьем, желая найти виновника трагедии. Правды муж так и не нашел – его "завалили". А чтобы громкое дело не вышло за пределы маленького городка, по-тихому собираются убить и мать.

Однако майор (Денис Шведов) понимает, что не может быть причиной стольких смертей, и пытается спасти женщину, которой заочно вынесен смертный приговор. "Надо – свое отсижу", – говорит он. Но теперь он уже не единственный фигурант назревающего уголовного дела. А сидеть не хочет никто (я имею ввиду десяток других полицейских, ставших участниками этого кровавого происшествия). В итоге, чтобы доказать правду, майор начинает стрелять по "своим", а "свои" – по нему.

Премьера фильма "Майор" режиссера Ю.Быкова в Москве. Фото: ИТАР-ТАСС

"Основная идея фильма – хватит игнорировать общечеловеческую мораль. Гражданский долг постороннему человеку гораздо важнее, чем клановые, семейственные вещи. Современный мир живет в состоянии жесткого отстаивания своих интересов, все вдруг поверили, что так можно жить. Но это не так. Нельзя воровать, обманывать, убивать – это неправильно. И игнорировать нормы, которые формировались на протяжении всей человеческой истории, якобы потому что нужно выживать, тоже неправильно. Потому что есть вещи ценнее, чем жизнь", – проповедует режиссер Юрий Быков, который, кстати, в этой картине выступил и как автор сценария, композитор и актер.

В "Майоре" он сыграл Павла – "доброго" коллегу, который пытается отмазать своего друга от статьи всеми имеющимися в его арсенале методами. "Пашу просить ни о чем не надо, он, где чужие, где свои, крепко знает!" – отзываются о нем товарищи.

Хорошо, что у Быкова не получился черно-белый пропагандистский плакат, где сразу понятно, что есть правда и где справедливость. "А вот если бы твой муж ребенка сбил, ты бы его в ментуру сдала?" – спрашивает гаишник мать, оставшуюся без ребенка. И этот вопрос нельзя назвать риторическим.

Режиссер поясняет: "Мы хотели показать, что в правоохранительной системе нет "вурдалаков", нет "упырей": ты не становишься монстром только потому, что надеваешь форму. Мы не знаем, как устроена вся система, но в самом ее низу работают абсолютно нормальные люди, которым тяжело".

Первую свою короткоментражку "Начальник", прогремевшую на "Кинотавре" в 2009-м, Юрий Быков снял за 4 дня и за свои кровные 120 тысяч рублей. Этот фильм – про капитана ФСБ, также попавшего в очень непростую ситуацию. Спустя годы и один полнометражный фильм "Жить", Юрий возвращается к знакомой и, судя по всему, любимой теме. А то, что картину прокатывает "Базелевс", – гарантия того, что лента найдет отклик у многих. Потому как у главы этой компании, Тимура Бекмамбетова, уже нашел: "Майор" – безусловно, один из лучших фильмов, которые я посмотрел в этом году. Это настоящее кино, сделанное ярким и профессиональным кинематографистом", - резюмировал он. Да, за такую строчку в киноэнциклопедии любой киношник отдал бы многое.

Иван Распопов