8 сентября в российский прокат вышел новый исторический фильм Тимура Бекмамбетова "Бен-Гур", снятый по одноименному бестселлеру Лью Уолласа. Картины, сюжеты которых опираются на античную или библейскую тематику, появляются в мировом кино довольно часто. Для них даже есть специальный термин – пеплум. При этом достоверность лент не абсолютна: это больше художественное произведение, нежели исторические хроники.Кадр из фильма "Бен-Гур"
В последние годы голливудский кинематограф предпочитает фантастические картины на околомифическую тематику. "Боги Египта", "Битва титанов", "Война богов" и тот же "Геракл" паразитируют на истории, воскрешая проверенных героев древности в противовес уже поднадоевшим персонажам Marvel или DC, и собирают на этом неплохую кассу. Современный зритель уже очень хорошо подсел на наркотик фэнтэзи и предпочитает эпические битвы в космосе даже самым круто реконструированным армиям из истории древнего мира. Однако продюсеры по-прежнему делают ставки на героев в золотых юбках и с завидным постоянством выпускают в прокат истории о библейских и античных временах, не включая в повествование магию или суперспособности.
Почему люди всегда ходят на пеплумы?
Потому что это по определению красивое зрелищное кино о героях и великих подвигах, которые реально существовали в истории.
Накачанные красавцы с голым торсом и знойные красотки в легком налете газовых тканей сражаются, любят и гибнут на фоне экзотических пейзажей за монументальные идеи и чувства. Это всегда истории о духе, о силе, о всех самых лучших проявлениях человека в его первооснове. Это то, как мы воспринимали мир в детстве, когда деревья были большими. В подобных картинах, монументальных, эпических, все кажется нам большим. И все создано крупными мазками: если главный персонаж, то красавец и бог, если антипод, то истинный демон.
Но чтобы проникнуть в наши сердца, великие герои снижаются до уровня простых людей. Они не теряют своей золотой кожуры, но страдают нашими проблемами, плачут вместе с нами и делают такие же ошибки каждый день. Только большие, чтобы было видно. Чтобы из-за них рушился весь мир, а не только частный. И глядя на это монументальное, сияющее золотом и трагедией великое зеркало, мы видим себя в нем не муравьями, а такими же гигантами, как они, и, естественно, наполняемся их гигантскими силами. Такие фильмы – аккумуляторы для человечества.
Кадр из фильма "Бен-Гур"
Авторитет "Гладиатора"
Триумфальное возрождение жанра случилось в миллениум, когда человечество задумалось о новой эре и начало вспоминать, как все начиналось и с кого. Тогда вышел оскароносный фильм Ридли Скотта "Гладиатор", который повествовал не столько о поединке императора Коммода и его генерала Максимуса (сделавший актера Рассела Кроу кинозвездой первой величины), сколько о противостоянии личности и государства, вседозволенности власти и ответственности перед самим собой, о свободе выбора и личной зависимости. Главный авторитет – это сам человек: характер, внутренний стержень, принципы, за которые стоит сражаться и гнуть свою линию до конца. По сути, это классическая картина об американском идеале человека, припудренная временами Древнего Рима.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/uc2Od6bcJns" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео: Youtube/пользователь: СОНЯ ПИКЧЕРС
Громкая слава "Гладиатора", над которым, казалось бы, сошлись все звезды и принесли пять "Оскаров", в том числе за "Лучший фильм года", вдохновила сразу несколько режиссеров. И через 4 года (стандартный срок для кинопроизводства фильма с нуля в Голливуде) вышли целых три пеплума, знаменитые и по сей день."Страсти Христовы"
Памятуя об успехе библейского сюжета у мультфильма "Принц Египта", Мел Гибсон выпустил в прокат свои "Страсти Христовы". Совсем не детский, с отзвуками палестино-израильского конфликта, фильм о последних двадцати часах жизни Иисуса снят в духе документального (почти военного) репортажа и метафорически многослоен. Мел Гибсон никогда не стеснялся крови и мучений на экране, скорее, он сделал их визитной карточкой своих исторических лент. Актер добился максимальной достоверности страданий своего героя, мучаясь от холода, волдырей и усталости на съемках. "Страсти Христовы" трудно назвать полноценным пеплумом, потому что он не блистает показной масштабностью. Это высказывание на тему Евангелий о добре и зле внутри каждого человека, о выборе, об убийстве Христа внутри себя, а не о победе духа. Зато именно своим натурализмом и оценочной многогранностью "Страсти Христовы" вырвали себе кусок внимания у зрителя перед обширным столом эпических картин о древности и завоевали главный "Золотой глобус" 2004 года.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/emIRFQHC1I4" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео: Youtube/пользователь: Канал пользователя MrShevchenko1996
Непонятый "Александр"
Оливер Стоун предложил свой пеплум о легендарном герое, который изменил мир и пал от рук ближайших соратников молодым и полным сил. Блестящий и эпический "Александр" ответил на долгие зрительские ожидания после "Гладиатора" масштабными битвами, красивыми героями, метаниями благородной души и безудержным стремлением к великой цели. Но "Александр" не про борьбу личности и власти: он про стремление превзойти человеческие возможности, уподобиться богу и вдохновить людей на создание рая, даже если до него придется идти по рекам крови. Этот фильм про слабость человеческой массы, про невозможность одного человека своими деяниями возвеличить всех. Про то, как низменное пожирает великое. Картина ставит под сомнение духовную победу "Гладиатора" и задается вопросом: для чего были страдания и смерть героя, если все возвращается на круги своя, пожирается непониманием, алчностью и другими слабостями человека?
"Александр" схлопотал "Золотую малину" – премию "худших фильмов Голливуда". И если "Страсти Христовы" отзывались глубоко в душе каждого человека, а "Гладиатор" учил бросать вызов, "Александр" поставил под сомнение силу человека в принципе и отделил "великого" от "всех", тем самым выведя фильм за привычные рамки жанра в публицистическое высказывание устами героя Энтони Хопкинса. Американцы его не поняли. Нашим понравилось.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/iTmECHBJg6c" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео: Youtube/пользователь: Канал пользователя secretvideovault
Возрождение "Трои"
Зато весь мир оценил классический пеплум от Вольфганга Петерсена "Троя", в котором блистал в короткой юбке Ахиллеса сам Брэд Питт. Кажущийся простым, как стилус, фильм на самом деле является эталоном своего жанра и восхваляет человеческую природу в принципе. В "Трое" нет сомневающихся, здесь каждый действует исходя из своей натуры (довольно простой, на первый взгляд). Это больше игра в шахматы, нежели глубокая драматургическая психология, герои двигаются, как фигуры на доске великой войны по расстановке сценариста,, не запутываясь в рефлексии, так свойственной современному человеку с его тысячей соблазнов. Их ведет не сомнение, а судьба. Они не борются и не страдают, но живут в гармонии и уходят в чертоги легенд с достоинством.
"Троя" не о главных американских ценностях: свободе, приоритете человека и его личности над государством и даже не о базовых христианских традициях в современной транскрипции любви и принятия. Тем и велика "Троя": она помогает успокоить внутренний диалог, обрести свободу вне человеческого общества и прислушаться к ритму собственного сердца в тишине. Он не отличим от ритма сердца тех, кто жил в древние времена еще до главных религий. В этом самая суть пеплумов: в каждом своем действии быть уверенным и достойным.
После урожайного 2004-го Голливуд посчитал, что тема героев древности себя исчерпала, и на десять лет прикрыл все высокобюджетные проекты про времена песков и гладиусов. Второе рождение им снова дал Рассел Кроу, явив свое лицо на постере фильма "Ной" о библейском Великом потопе. И снова он воплотил в своем персонаже идею того, как важно человеку брать все в свои руки и показывать другим (начиная от своей семьи и заканчивая вышестоящими) пример доблести и силы воли. Жутковато-прекрасная картина о том, как человечество могло прекратить свое существование, соединяет жанр пеплума с катастрофой, являя миру эпичность в еще больших масштабах, нежели раньше.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/AkMFDYTMCk0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео: Youtube/пользователь: Евгений Пучков
"Бен-Гур" (1925–1959–2016)
Режиссер Тимур Бекмамбетов сделал ставку на ремейк. Вышедший в 1925 году фильм о христианском правозащитнике и мученике в духе "Графа Монте-Кристо" был призван развлекать публику, апеллируя к их христианским чувствам и призывая защищать свой личный мир.
В 1959-м ремейк "Бен-Гура" уже воскрешал на экране образ истинного аристократа в политике, человека с чувством собственного достоинства, чтящего предков, ценности и право других людей на мнение, но вершащего свои дела без оглядки на других (и тут мы снова слышим отклики недавних героев Рассела Кроу). Но какого героя представит российский режиссер сегодня? Будет ли это борец за свободу и справедливость, как Моисей, достойный во всех смыслах муж, как Максимус или Гектор, бог во плоти, как Ахиллес или Александр, или простой человек? Так или иначе с экрана нам снова покажут героя, близкого каждому из нас по духу, но способного взять волю в кулак и гнуть свою линию и бороться за свои идеалы. Какие? Об этом и будет очередной этот пеплум. Так что не упустите возможности вдохнуть околоисторической эпичности без магии и супергероев.
[html]<iframe width="720" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/ZmWnZXPU1fw" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео: Youtube/пользователь: Русские Трейлеры HD / Russian Trailers in HD
Майя Динова