Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Девятого февраля в "Табакерке" состоится премьера спектакля "Безымянная звезда" по пьесе румынского писателя XX века Михаила Себастьяна. Выпуском руководил режиссер Александр Марин. Распределение ролей не совсем обычное – учителя Мирою играет двадцатилетний Павел Табаков, Мону – Аня Чиповская. Накануне актеры встретились с прессой и рассказали, насколько близкими для них оказались типажи и образы, знакомые российской публике по кинокартине Михаила Козакова "Безымянная звезда" с настоящим созвездием советских актеров – Игорем Костолевским, Анастасией Вертинской, Светланой Крючковой.
Нынешнее поколение понимает романтическую историю, произошедшую в провинциальном городке под Бухарестом, где не останавливаются поезда, иначе, чем это было в 1978 году, когда на экраны вышел упомянутый выше фильм.
Аня Чиповская называет свою героиню, девушку из высшего света, обеспеченную барышню, уставшую от сытой, но скучной повседневности, личностью отважной. "Меня поражает смелость Моны! Если бы я оказалась ночью на незнакомом полустанке, я бы попыталась найти светлое безопасное место и, держась за стены, просидеть там до утра. Мона – смелый человек и ведет себя так, словно ей нечего терять. Она живет среди поверхностных вещей, ни о чем не заботясь, но не потому, что у нее не хватает сердца или души – просто она так привыкла. Оказываясь в провинциальном городке, для нее открывается, что существуют и другие миры. Григ, ее приятель, обеспечил ее всем. Конечно, она смотрит на небо только для того, чтобы понять, какие ей надеть туфли. Мона абсолютно нелогична. Ее бросает то в жар, то в холод, она очень не воздержана во всем, в том числе и во вредных привычках".
У спектакля открытый финал, наверно, самый красивый финал, который только мог придумать Александр Марин – зал оказывается в космической тьме, и с потолка градом сыплются звезды. Эту метафору можно по-разному интерпретировать, но для Чиповской конец истории закономерен: "Я верю в любовь Моны и Марина, в ее возможность на какое-то время. Их время – ночь, когда случаются чудеса. Но неизбежно приходит утро, и звезды исчезают с неба. Мона не могла остаться с учителем, это было ночное наваждение. Эту историю она, возможно, будет помнить до конца своих дней. Но она не осталась бы здесь. Этот город – как Сайлент Хилл. Проезжая, Мона не замечала его".
Роль, сыгранная Анастасией Вертинской, интересовала Чиповскую, но пересматривать советскую классику она не стала. "Я не хотела смотреть козаковскую "Безымянную звезду" полностью. У меня такая природа, что я очень боюсь "собезьянничать" какие-то штрихи и потом опасаться, что я что-то украла у другой актрисы. Меня интересовали в пьесе два момента, которые я не понимала и до сих пор не понимаю. Все равно в фильме с Вертинской – совсем другая история, характеры героев другие. Даже если бы я захотела перенять что-то оттуда, в нашем спектакле это бы не сработало. У меня возникали вопросы в связи с утренней сценой, когда в дом к Мирою приезжает Григ. Пьеса классно сбита драматургически, но там очень много литературы. Когда Мона говорит Григу, что они несчастны вместе, это звучит как философствование – к таким фразам мы редко апеллируем к собеседнику в повседневной жизни. Мой подсмотр оказался бессмысленным. Когда Вертинская со своими инопланетными глазами произносит этот текст, ей веришь. Ей не приходится делать ничего сверх меры, чтобы ей поверить".