Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
В Театре наций представят необычную премьеру – социальный спектакль "Прикасаемые" режиссера Руслана Маликова. Постановка включает интерактив со слепоглухими москвичами и выступления танцоров Dialogue Dance. В рамках подготовки к спектаклю организована творческая лаборатория под руководством Евгения Миронова, которая является частью IX международного фестиваля современного искусства "Территория". Тренинги проходят при содействии Фонда поддержки слепоглухих.
Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
Танец как терапия
То, что происходит в зеркальном фойе Театра наций репетицией спектакля можно назвать с трудом. Скорее это социальная адаптация, тренинг для тех, кто потерял зрение и слух, и нас с вами, обычных людей, у которых в силу определенных обстоятельств притупилась способность сопереживать. По задумке создателей лаборатории, еженедельные тренинги эту способность обостряют. А еще дают людям с особенностями восприятия мира вновь почувствовать себя включенными в социум.
Никаких декораций здесь нет, они лишь помешают уроку. Посреди зала поставлены две скамейки, на них усаживают слепоглухих, которым предстоит сначала познакомиться с артистами, а затем принять участие в хореографическом уроке от солиста Dialogue Dance Евгения Кулагина.
Это не шутка. Люди, передвигающейся с помощью поводырей, будут танцевать; не способные произносить слова – общаться со зрителями.
Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
В первые минуты действие напоминает сюжет пьесы Мориса Метерлинка "Слепые". Участники тренинга, потерявшие зрение и слух, общаются на неведомом языке, произносят чересчур громкие звуки, непривычные для "непосвященных".
Артисты Dialogue Dance становятся наставниками слепоглухих, ведут за руку, помогают почувствовать пространство и музыку. Мелодии здесь именно чувствуют – по периметру зала установлены колонки, и те, кто не слышит, ловят ритм, ощущая вибрацию.
Общаются артисты и их подопечные с помощью дактиля – азбуки для слепоглухих. Вербальный инструмент здесь заменяют руки, буквы пишут пальцами на ладонях. Для того, чтобы уравнять возможности, танцоры надевают на глаза маски для сна. Теперь и они двигаются в кромешной тьме. Поначалу люди скованы. Они ощупывают ногами пол, трогают друг друга, осторожно передвигаясь по залу. Но уже в середине тренинга слепоглухие будут практически без помарок выполнять задания хореографа, а в финале закружатся в танце и освоят "броуновское движение" - когда быстро и свободно перемещаются в пространстве, не сталкиваясь и не задевая друг друга. "Броуновское движение" как лакмусовая бумажка, чем меньше столкновений, тем лучше члены группы изучили пространство и себя в нем.
Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
По словам драматурга Марины Крапивиной, обычно слепоглухие ведут замкнутый образ жизни, общаются лишь между собой.
"У них есть некоторые предубеждения относительно окружающего мира, а у нас – неправильное восприятие этих людей. Мы их сторонимся, думаем, что они другие. Тренинги, которые затем станут основой интерактива для спектакля, помогут наладить коммуникацию между людьми с ограниченными возможностями и теми, кто хорошо видит и слышит. Во время действия "Прикасаемых" слепоглухие будут контактировать со зрителями", - отметила Крапивина.
В конце тренинга по просьбе Евгения Кулагина танцоры и их подопечные образуют круг, взявшись за руки. Эта геометрическая фигура из человеческих тел живая, она движется то расширяясь, то сужаясь. В круг принимают еще одного участника – руководителя лаборатории, актера Евгения Миронова. Он впервые осваивает дактиль - общение через прикосновение к руке.
Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
По следам Загорского эксперимента
"Творческая лаборатория с участием слепоглухих лишь предыстория спектакля. Его героями, предположительно, станут участники Загорского эксперимента, проводившегося в 1970-х годах. Суть в том, что четверых слепоглухих из Загорска (ныне Сергиев Посад) привезли в московскую лабораторию, где готовили к поступлению в МГУ. Так советские научные деятели пытались доказать, что человеческие возможности безграничны", - рассказала Марина Крапивина.
В "Прикасаемых" представят четыре истории участников эксперимента: Александра Суворова, Сергея Сироткина, Юрия Лернера и Натальи Корнеевой.
В рамках эксперимента, научную ценность которого оспаривают по сей день, слепоглухие получили высшее образование и достигли определенных профессиональных высот.
Александр Суворов, который принимает участие в лаборатории Миронова, является доктором психологических наук и ведущим сотрудником Психологического института РАО. Сергей Сироткин получил степень по философии. Наталья Корнеева вышла замуж и родила двоих детей.
"Более трагичная судьба у Юрия Лернера, он умер в интернате в возрасте 55 лет. Но за недолгую жизнь успел зарекомендовать себя в качестве талантливого скульптора", - добавила драматург.
Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
Кроме историй "загорской четверки" в основу спектакля легли и другие документальные материалы. Зрители узнают о жизни одной из самых известных слепоглухих в мире – Хелен Келлер, которая потеряла зрение и слух в раннем детстве.
"Хелен жила в ХIХ веке. Тогда еще не знали, как помочь слепоглухим людям. Много лет девочка провела во тьме. Но потом к ней приставили гувернантку, которая обучила Хелен дактилю. В итоге Келлер удалось закончить школу и университет", - отметила Крапивина.
Хелен Келлер написала более десяти книг, в которых поделилась полученным ею опытом. История "советской Келлер" - Ольги Скороходовой – также заинтересовала создателей спектакля.
В свое время Скороходова была единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. Она занималась дефектологией и педагогикой, получила степень кандидата психологических наук и написала несколько научных работ о проблеме воспитания и обучения слепоглухонемых детей.
"Это не спектакль развлечение. Он потребует от зрителей определенной работы над собой. Интересно, что коммуникацию между слышащими наладить иногда сложнее, чем между обычным человеком и тем, кто имеет ограниченные физические возможности", - заключила Марина Крапивина.
Для Марины Крапивиной "Прикасаемые" - второй социально-театральный проект. Год назад был вербатим "Бросить легко", в котором участвовали наркозависимые. Они рассказывали свои истории, а затем разыгрывали их на сцене. Этот спектакль также был поставлен Русланом Маликовым.
Премьера "Прикасаемых" состоится в марте 2015 года. Спектакль с интерактивной частью войдет в репертуар Театра наций.
Фото: Владимир Яроцкий/m24.ru
Алла Панасенко