Фото: imdb.com
Главные кинособытия середины сентября – это беспрецедентно широкий российский прокат культовой (то есть бешено популярной в трех примерно кинотеатрах) английской документалки про Эми Уайнхаус, первая женская комедия Джадда Апатоу и волшебные "Страшные сказки" Маттео Гарроне. Приятным бонусом идет нестыдный российский хоррор про даму пик (Пушкин тут ни при чем)."Девушка без комплексов"
Что будет, если женщина действительно уравняется в правах с мужчиной, в том числе и в праве вести себя как козел? Шляться по ночам, никогда не оставаться у случайных любовников до рассвета (не дай бог, привыкнут), пить за троих, курить за четверых, думать только о сексе и работе, и засыпать (с храпом) сразу после оргазма. На это вопрос отвечают Эми Шумер, популярная американская женщина-комик и Джадд Апатоу, великий комедиограф и продюсер, никогда прежде не сделавший женщин главными героинями своих комедий взросления (оно в фильмах Апатоу приходится примерно на сорокет).
Получившаяся картина отличается от кидалт-комедий Апатоу прежде всего драматическим уровнем серьезности. Подо всеми уморительными коллизиями и перипетиями этой травестийной истории возвращения блудной девушки к в тихую гавань (источником домовитости тут становится скромный, но классный спортивный доктор) подспудно лежит убежденность в том, что девушки взрослеют раньше и пьют куда как более люто. Женская эмансипация в фильме носит тоже сокрушительный и нешуточный, даже монструозный характер. Причем воплощением настоящего мужского кошмара тут оказывается не пухлощекая дурнушка Эми, а ее начальница – покрытая автозагаром Тильда Суинтон, загримированная под условную героиню "Секса в большом городе".
Фото: imdb.com
"Эми"
Еще один фильм про Эми-катастрофу, если интересуетесь вопросом. Теперь уже совсем несмешной: документалка о жизни и смерти Эми Уайнхаус даже не романтична. Несколько часов хроники, в том числе прежде недоступные материалы из личного архива Эми рисуют довольно душераздирающую картину жизненного поражения. Творческие успехи и личные неудачи, несчастная любовь, борьба с наркотиками, а позже – с алкоголизмом... Мы знаем финал всего этого. Тем грустнее смотреть, как все радости и временные победы ведут к одному: потере уверенности и запала, к катастрофическому концерту в Сараево (неудавшийся камбэк крепко пьющей Эми закончился сорванным выступлением – пьяная Уайнхаус не спела ни одной песни) и, наконец, смерти – ранней, нелепой и некрасивой.
Фото: imdb.com
"Страшные сказки"
Отвлечься от драматичной прозы жизни (даже если это жизнь поп-дивы) можно на сказочной фантасмагории Маттео Гарроне, итальянского режиссера, прежде увлеченного остросоциальными и политическими проблемами своей страны (неистребимая мафия, популистские масс-медиа), но вдруг экранизировавшего несколько неаполитанских (на самом деле – общеевропейских) фолк-сюжетов: о короле, убившем морское чудовище ради его сердца, о королеве, съевшей это сердце и тут же родившей наследника, о его близнеце (принц и нищий), о другом короле, вырастившем блоху размером с дога и выдавшем дочь за людоеда, о старухе, ставшей любовницей короля и о ее сестре, содравшей с себя кожу из зависти.
Все очень эклектично и живописно (кадры стилизованы под всю старую европейскую живопись разом – от голландцев до прерафаэлитов). Особенно удивителен сюжет про морского дракона, почти целиком снятый сквозь мутное стекло водолазного шлема; да и королева (Сальма Хайек), без ножа и вилки поедающая сердце размером с арбуз, тоже ничего. И, несмотря на название, сказки совсем не страшные. Особенно если сравнить фильм Гарроне с поточной продукцией хоррор-мейкеров, даже российских.
Фото: imdb.com
"Пиковая дама: черный обряд"
Есть слова, которые нельзя произносить перед зеркалом. Например, "Пиковая дама, приди!" Но старшеклассниками из панельных микрорайонов так скучно зимой, что они пробуют совершить черный обряд, известный еще по пионерским страшилкам (в недавнем "Парне с нашего кладбища" есть его альтернативная, без зеркала, версия). Результат – нестыдный отечественный фильм ужасов, которому удается создать относительно аутентичную атмосферу (девятиэтажки, детские площадки, типовая мебель и ковры, сами по себе уже наводящие ужас). Голливудское и японское (черные волосы как непременный атрибут кошмара) влияние, конечно, заметно, но все увиденное создателями "Пиковой дамы" в чужом кино, так сказать, творчески переработано и пропущено через фильтр российского сознания. Результат похож на советское блочное строительство – пространство типовое, но обитаемое.
Фото: facebook.com/groups/420579634797414
Василий Корецкий