Форма поиска по сайту

Додин и Някрошюс показали москвичам новые спектакли

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

В эти выходные в Москве начался XI Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского". Он открылся двумя громкими премьерами. На сцене театра Et Cetera Лев Додин представил версию своего знаменитого спектакля "Братья и сестры", привезенного из Малого драматического театра Петербурга, а в РАМТе показали "Бориса Годунова" Национального драматического театра Литвы – его поставил хорошо известный в России режиссер Эймунтас Някрошюс. Корреспондент m24.ru побывал на репетициях обоих спектаклей и выяснил, чем именитые гости удивляли московскую публику.

Спектакль "Братья и сестры" – о послевоенной жизни забытой богом деревне на севере – одна из наиболее значимых и проверенных временем постановок Льва Додина. Шестичасовая сценическая дилогия по мотивам деревенской прозы советского писателя Федора Абрамова вот уже тридцать лет не покидает сцену МДТ. В апреле этого года, к 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны, Додин представил новую версию легендарного спектакля – с иным актерским составом, дополненную уникальными фрагментами из романов Абрамова, которые в советское время были вырезаны по цензурным соображениям.

"Я не вводил в спектакль с тридцатилетней историей новых исполнителей, – объяснил Додин. – Если бы это было так, мы бы смогли избежать многих опасностей. Перед молодыми актерами была поставлена физиологически невозможная задача – родить заново. Конечно, ребята много раз смотрели первую версию спектакля и очень трепетно к нему относились, хорошо его знали. Но я старался отвести их в другую сторону и объяснить, что не надо повторяться, надо использовать совсем другие возможности. Они другие, время другое, Абрамов другой. Рисунок спектакля полностью сохранился, но изменилась его внутренняя жизнь".

Лев Додин. Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Актриса Елизавета Боярская, исполнительница роли Варвары, считает прозу Абрамова не только актуальной, но и важной для современного российского театра: "Первый раз я увидела "Братья и сестры", когда училась на курсе у Льва Абрамовича в СПбГАТИ. И с тех пор, кажется, смотрела спектакль три или четыре раза. В юности он произвел на меня очень сильное эмоциональное впечатление: я сопереживала героям. Сейчас уже возникают более глубокие чувства – смотришь и ужасаешься, насколько все это становится актуальным с каждым днем. "Братья и сестры" – это спектакль про людей, которые страдали, воевали вопреки всему, он о чудовищных взаимоотношениях человека и власти, о том, как власть его пожирает и выжигает в нем все человеческое, а люди находят в себе силы улыбаться и жить дальше. Это спектакль про очень нелегкую судьбу предков, а не умильное воспоминание о доблестном прошлом наших дедов. "Братья и сестры" должны смотреть молодые зрители, собственно, для них мы его и поставили. Но я не считаю, что это новое прочтение, мы продолжаем спектакль, который шел на сцене МДТ в течение 30 лет, не хотим, чтобы он забывался, чтобы прошлое, показанное в спектакле, повторялось, становилось нашим настоящим".

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Как и тридцать лет назад, Додин начал репетиции спектакля с поездки на родину писателя, в село Веркола Архангельской области: в "Братьях и сестрах" Абрамов переименовал его в Пекашино. Четыре дня молодые артисты погружались в деревенский быт: ездили на сенокос и лесоповал, парились в бане, общались с местными жителями. До репетиций практически никто из актеров не пересекался на сцене МДТ, но за четыре дня, проведенных в северной экспедиции, стали почти настоящими братьями и сестрами. Несколько артистов, задействованных в прежней версии спектакля, появятся и в новой постановке. Так, актриса Наталья Акимова, ранее игравшая Лизавету, теперь исполняет роль матери Пряслиных. Как признается актриса, "не смогла уйти из деревни, в которой прожила тридцать лет".

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Остались прежними и декорации, выполненные известным художником Эдуардом Кочергиным. Действие, как и прежде, происходило на фоне стены-плота, сделанного из натуральных бревен. "Когда-то в деревнях под Питером разбирали избы, и мы взяли бревна, из которых впоследствии собрали этот плот для спектакля, – они наполнены энергией, жизнью. Замечательно, что эти декорации до сих пор работают на режиссуру Льва Абрамовича, и новым актерам в них все так же комфортно и ловко", – прокомментировал Кочергин. Параллельно с показами в театре Et Cetera "Братьев и сестер" на сцене РАМТа состоялись гастроли Национального драматического театра Литвы – два вечера подряд здесь играли "Бориса Годунова". Режиссер Эймунтас Някрошюс не впервые обращается к этой исторической личности – десять лет назад во Флоренции он осуществил постановку одноименной оперы Мусоргского. Изначально "Бориса Годунова" планировали поставить в Москве, где Някрошюс уже давно любимый и желанный режиссер. Но из-за финансовых трудностей осуществить проект удалось только в Вильнюсе в мае этого года. О своем новом спектакле Някрошюс говорил не очень охотно, советовал публике увидеть все своими глазами: "Эта постановка не только про российскую историю, но и про польскую, литовскую. И все темы, которые поднимает в своей трагедии Пушкин, одинаково важны и современны".

Эймунтас Някрошюс. Фото: m24.ru/Александр Авилов

В Москве спектакль шел на литовском языке с русскими субтитрами, хотя и без перевода пьеса Пушкина вполне узнаваема. В центре внимания Някрошюса – судьба человеческая: и самого Бориса Годунова, и всего народа, которые одинаково повинны в том, что происходит в стране. "Для нас Борис Годунов – это загадка, мы ставили спектакль и думали, какой он. Мне Годунов не кажется величественным, это скорее человек, который пытается выжить, понять что-то про себя и свой род", – рассказал исполнитель роли Юродивого Николки Повилас Будрюс.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Как и все спектакли Някрошюса, четырехчасовой "Борис Годунов" пронизан символами. На сцене царит полумрак, декораций немного: крутая лестница – стена Мавзолея, где на одной из плит выгравирована фамилия Юрия Гагарина, железная конструкция – уменьшенная копия сталинской высотки. Угадывать загадки режиссера приходится не только зрителям, но и самим артистам. Актриса Моника Вайчиюлуте, исполнившая роль Марины Мнишек, впервые играла в спектакле Някрошюса и назвала эту постановку своим самым необычным театральным опытом: "Мы репетировали восемь месяцев и, когда я спрашивала режиссера, каким он видит мою героиню, он не давал ответа. В спектаклях Някрошюса очень много символов, происхождение которых подчас непонятно и ему самому. Их нужно видеть и чувствовать. Однажды на репетиции, когда я попросила режиссера мне что-то объяснить, он ответил: "Это всего лишь фонтан”. Я пришла домой и весь вечер пыталась понять, что все это значит". Московскими показами гастроли литовского театра не ограничатся. 13 октября "Бориса Годунова" покажут на другом ежегодном фестивале – "Балтийский дом», который проходит сейчас в Петербурге. Как и в столице, постановка Някрошюса станет одним из самых ожидаемых театральных событий осени.

Ирина Мустафина