Кадр из фильма "Малавита". Фото: facebook.com/ParadiseKino
Люк Бессон – мастер давать обещания, которые потом не собирается выполнять. Не самая хорошая черта для такого опытного бизнесмена, но что делать. Когда-то автор "Последней битвы" и "Голубой бездны" пообещал критикам, что, сняв не то пять, не то шесть картин, навсегда оставит режиссерское кресло и полностью переключится на продюсирование. К счастью (как тогда казалось), Бессон всех обманул, сняв после "Пятого элемента" и разруганной французскими критиками "Жанны д’Арк" (считаем) симпатичную, но ничем не выдающуюся зарисовку про девушку-ангела, три (!) серии приключений мальчика Артура в стране минипутов и совсем уж никудышную ретро-комедию о сыщике Адель, египетских мумиях и летающих над Парижем птеродактилях.Кадр из фильма "Малавита". Фото: facebook.com/ParadiseKino
И все же, узнав, что Бессон взялся за экранизацию романа французского детективщика Тонино Бенаквисты, стойкие поклонники режиссера вновь поверили в невозможное. Действительно: материал как будто предоставлял Бессону все шансы порезвиться с насилием и убийствами, сохранив при этом внешнюю благопристойность и столь милое ему веселое расположение духа. Тонино Бенаквиста написал ироничный и местами очень смешной, но все-таки криминальный роман, где, пусть и в неявной форме, прославляется мафия как последнее средство спасения от государственного грабежа и раздолбайства. Кстати, львиная доля актов насилия в книге приходится как раз на долю двух подростков! И начало фильма как будто обещает зрителям пусть и не по-бессоновски пронзительную драму, но хотя бы циничную сверх меры комедию. Милая домохозяйка (Мишель Пфайффер) первым делом сжигает местный торговый центр. Ее дочь, юная красавица с невинными глазами до полусмерти отметеливает бадминтонной ракеткой зарвавшегося одноклассника. Манцони-младший, не долго думая и не стесняясь в средствах, прибирает к рукам весь школьный теневой бизнес и принимается впаривать старшеклассникам стимуляторы. Ну а Джованни, хоть и старается до поры до времени вести себя прилично, чуть ли не ежеминутно представляет себе акты зверской расправы над соседями и мерзкими сотрудниками нормандского ЖКХ.Кадр из фильма "Малавита". Фото: facebook.com/ParadiseKino
Впрочем, если уж говорить о фанатах, то и в "Малавите" при желании можно разглядеть остатки былого авторского величия. Например, пригласив Роберта Де Ниро, все еще лучшего криминального актера Голливуда, сыграть отставного мафиози, Бессон на этом не остановился и привлек в качестве одного из продюсеров еще и Мартина Скорсезе. Ну а после этого не мог не подшутить – очень по-бессоновски - над зрителями и своими коллегами, дополнив сюжет романа эпизодом, в котором Де Ниро- Манцони, приглашенный в местный киноклуб, с наслаждением смотрит на большом экране "Славных парней". Но даже такие нетривиальные ходы теперь даются Бессону со скрипом и как будто бы из-под палки. То ли дает знать о себе многолетняя продюсерская привычка к халтуре (будем называть вещи своими именами), то ли не остыл еще гнев на непризнавших "Жанну" святыней критиков, то ли, наконец, уже начал сказываться возраст. А вполне возможно, что и все перечисленное сразу. И лучшее подтверждение этому – сам фильм. Бессон всегда любил так или иначе рассказывать о себе самом – и с этой точки зрения трудно найти кого-нибудь, более близкого к душевному состоянию режиссера, чем Джованни Манцони. Мафиози давно уже удалился от дел, предал всех, кого мог, с трудом выжил и мечтает лишь о покое. С него вполне хватает насилия на страницах автобиографии, да и той он как будто занимается исключительно в целях самопознания. Беда в том, что нашего героя никак не хотят оставить в покое – сотрудники ФБР, настырные дружки из прошлого и жадные, а то и просто тупые муниципальные служащие. Деться некуда. Выхода нет. Хочешь не хочешь, а приходится опять браться за старую-добрую бейсбольную биту. Ну, или вновь садиться в режиссерское кресло.Читайте также