Форма поиска по сайту

Профессионал в отставке: в российский прокат вышел новый фильм Бессона

19 сентября в российский прокат вышла новая картина легендарного режиссера Люка Бессона - криминальная комедия "Малавита". Исполнительным продюсером ленты стал сам Мартин Скорсезе, а главную роль в фильме сыграл Роберт Де Ниро.

Американское семейство – умудренный сединами муж, заботливая мать, сообразительный не по годам сын и семнадцатилетняя красавица-дочь – посреди ночи объявляется в небольшом городке в Нормандии. Иностранцы во французской провинции – гости нередкие, так что соседи не слишком удивлены внезапному появлению в городе американского писателя-чудака и его семьи. Тем более что и жизнь семейство Блейков ведет самую обычную: дети с утра пораньше отправляются в школу, жена хлопочет по хозяйству. Ну а глава семьи спокойно работает у себя в кабинете, выстукивая на пишущей машинке исторический труд о высадке в здешних местах союзных войск во время Второй мировой. Тишь да благодать. Но вряд ли гостеприимные французы отнеслись бы к новым жителям так спокойно, если бы знали, что под маской писателя-затворника Фреда Блейка скрывается опасный нью-йоркский мафиози Джованни Манцони. Несколько лет назад он сдал главарей мафии правительству США, и теперь вынужден переезжать из города в города в сопровождении семьи, трех присматривающих за ним сотрудников ФБР и собаки Малавиты. Что же до книги, то ее Фред-Джованни действительно пишет. Правда, согласно его замыслу, это должна быть не документальная повесть о героях прошлого, а автобиография. Разумеется, со всеми подробностями его криминального прошлого…

Кадр из фильма "Малавита". Фото: facebook.com/ParadiseKino

Люк Бессон – мастер давать обещания, которые потом не собирается выполнять. Не самая хорошая черта для такого опытного бизнесмена, но что делать. Когда-то автор "Последней битвы" и "Голубой бездны" пообещал критикам, что, сняв не то пять, не то шесть картин, навсегда оставит режиссерское кресло и полностью переключится на продюсирование. К счастью (как тогда казалось), Бессон всех обманул, сняв после "Пятого элемента" и разруганной французскими критиками "Жанны д’Арк" (считаем) симпатичную, но ничем не выдающуюся зарисовку про девушку-ангела, три (!) серии приключений мальчика Артура в стране минипутов и совсем уж никудышную ретро-комедию о сыщике Адель, египетских мумиях и летающих над Парижем птеродактилях.

Но упрямые поклонники все-таки не теряли надежды увидеть новый боевик, снятый режиссером "Подземки", "Никиты" и "Леона" по всем собственным правилам. Лениво отмахиваясь от журналистов в свой последний приезд в Москву (Бессон тогда возглавил жюри ММКФ и заодно представил москвичам "Адель"), режиссер пообещал: когда мировой финансовый кризис сойдет на нет и люди смогут вздохнуть посвободнее, он, наконец, покажет зрителям свой новый боевик, да такой, в котором убьет всех до одного героев. Увы, и в этот раз Бессон соврал, причем еще и не упустил шанса поиздеваться. Следующим фильмом самого голливудского из всех французских режиссеров стал невыносимый (как по хронометражу, так и по паточно-слезливой интонации) байопик Аун Сан Су Чжи - лидера ненасильственного (!) политического протеста в Бирме.

Такой удар снести было невозможно. Когда человек, не стеснявшийся в молодости снять кино, в котором в качестве двух положительных героев выедены профессиональный киллер и девочка-убийца, принимается по собственному желанию воспевать пацифизм как лучшее средство политической борьбы, надеяться, что он хоть когда-нибудь снимет что-либо путное, уже не приходится.

Кадр из фильма "Малавита". Фото: facebook.com/ParadiseKino

И все же, узнав, что Бессон взялся за экранизацию романа французского детективщика Тонино Бенаквисты, стойкие поклонники режиссера вновь поверили в невозможное. Действительно: материал как будто предоставлял Бессону все шансы порезвиться с насилием и убийствами, сохранив при этом внешнюю благопристойность и столь милое ему веселое расположение духа. Тонино Бенаквиста написал ироничный и местами очень смешной, но все-таки криминальный роман, где, пусть и в неявной форме, прославляется мафия как последнее средство спасения от государственного грабежа и раздолбайства. Кстати, львиная доля актов насилия в книге приходится как раз на долю двух подростков! И начало фильма как будто обещает зрителям пусть и не по-бессоновски пронзительную драму, но хотя бы циничную сверх меры комедию. Милая домохозяйка (Мишель Пфайффер) первым делом сжигает местный торговый центр. Ее дочь, юная красавица с невинными глазами до полусмерти отметеливает бадминтонной ракеткой зарвавшегося одноклассника. Манцони-младший, не долго думая и не стесняясь в средствах, прибирает к рукам весь школьный теневой бизнес и принимается впаривать старшеклассникам стимуляторы. Ну а Джованни, хоть и старается до поры до времени вести себя прилично, чуть ли не ежеминутно представляет себе акты зверской расправы над соседями и мерзкими сотрудниками нормандского ЖКХ.

Увы, праздник длится недолго. Уже через полчаса замечаешь, что Бессон, еще в той же "Леди" совершенно не стеснявшийся кровавых сцен, теперь большую часть из них оставляет за кадром. Даже в своих фантазиях несчастный Манцони не в состоянии дойти до победного конца. Трупы и инвалиды множатся с каждой минутой, но в то же время жертвы страдают и гибнут не на экране, а в стороне от него – будто бы по уже отснятой режиссерской версии дважды или трижды прошлась самая суровая цензура на свете. Так оно, видимо, и есть – только на этот раз Бессона "резали" не чиновники и не продюсеры, а он сам. Видимо, еще на стадии замысла. В итоге "Малавита", несмотря на все предпосылки, оказалась милой, симпатичной, местами даже смешной комедией, которую мог бы снять, например…. например, кто угодно.

Кадр из фильма "Малавита". Фото: facebook.com/ParadiseKino

Впрочем, если уж говорить о фанатах, то и в "Малавите" при желании можно разглядеть остатки былого авторского величия. Например, пригласив Роберта Де Ниро, все еще лучшего криминального актера Голливуда, сыграть отставного мафиози, Бессон на этом не остановился и привлек в качестве одного из продюсеров еще и Мартина Скорсезе. Ну а после этого не мог не подшутить – очень по-бессоновски - над зрителями и своими коллегами, дополнив сюжет романа эпизодом, в котором Де Ниро- Манцони, приглашенный в местный киноклуб, с наслаждением смотрит на большом экране "Славных парней". Но даже такие нетривиальные ходы теперь даются Бессону со скрипом и как будто бы из-под палки. То ли дает знать о себе многолетняя продюсерская привычка к халтуре (будем называть вещи своими именами), то ли не остыл еще гнев на непризнавших "Жанну" святыней критиков, то ли, наконец, уже начал сказываться возраст. А вполне возможно, что и все перечисленное сразу. И лучшее подтверждение этому – сам фильм. Бессон всегда любил так или иначе рассказывать о себе самом – и с этой точки зрения трудно найти кого-нибудь, более близкого к душевному состоянию режиссера, чем Джованни Манцони. Мафиози давно уже удалился от дел, предал всех, кого мог, с трудом выжил и мечтает лишь о покое. С него вполне хватает насилия на страницах автобиографии, да и той он как будто занимается исключительно в целях самопознания. Беда в том, что нашего героя никак не хотят оставить в покое – сотрудники ФБР, настырные дружки из прошлого и жадные, а то и просто тупые муниципальные служащие. Деться некуда. Выхода нет. Хочешь не хочешь, а приходится опять браться за старую-добрую бейсбольную биту. Ну, или вновь садиться в режиссерское кресло.

Максим Эйдис