Фото: kolyada-theatre.ru
Сценическая эклектика, сдобренная уральским колоритом. На площадке театрального центра "На Страстном бульваре" 24 января режиссер из Екатеринбурга Николай Коляда представил московскому зрителю свою версию классической пьесы итальянского драматурга Карло Гольдони "Слуга двух господ". Команда "Коляда-Театра",
выступающая в столице в рамках третьего по счету авторского фестиваля, смело трансформировала постановку XVIII века, внеся в действие современных реалий.
Сюжетная линия Гольдони то и дело чередуется с историей о трудовых буднях провинциальных актеров. Здесь Смеральдинушка "с Уралу" щеголяет в красных кедах, а Труфальдино из Тагила жарит картошку, приговаривая, что именно с нее начинается театр. Минуту-другую на сцене кипят итальянские страсти – актеры играют отрепетированные роли. Вот при загадочных обстоятельствах погибает Федериго Распони - поручитель венецианского купца Панталоне. Дочь торговца Клариче хлопает в ладоши от счастья, ведь теперь никто не помешает ей выйти замуж за любимого Сильвио. Но тут же выясняется, что Распони-то жив и намерен просить руки девушки. Только под личиной Федериго скрывается его родная сестра Беатриче, приехавшая в город на поиски возлюбленного Флориндо Аретузи и переодевшаяся в костюм брата. Множество героев и запутанных сюжетов свяжет воедино находчивый Труффальдино, который нанимается прислуживать сразу двум господам – Беатриче и Аретузи.
Но что это? Труффальдино вдруг теряет витиеватость и красоту слога, в его речи даже появляются пикантные словечки. Антон Макушин неожиданно выходит из заявленного образа и начинает играть самого себя. Тем же занимаются и другие участники труппы, среди которых, к слову, заслуженный артист России Сергей Федоров, лауреаты премии "Золотая Маска" Елена Костюкова и Анна Данилина, а также обаятельная Вера Цвиткис.
Фото: kolyada-theatre.ru
"На репетиции я нащупал, что нужно рассказывать историю, которая заключена в пьесе Гольдони, но при этом должна быть какая-то другая история, имеющая отношения к нашему театру. Мы потихоньку вводим зрителя в закулисную жизнь. Через текст Гольдони прорывается, как кажется зрителю, актерская импровизация. На самом деле абсолютно все срепетировано. Я их заставляю делать так, чтобы казалось, что это только что придумано. Как в великом спектакле Вахтангова "Принцесса Турандот", где актеры позволяют себе рассуждать на тему того, что происходит на улице, в метро", - объясняет идею смешения стилей режиссер Николай Коляда.
Он не сомневается, если ставить "Слугу двух господ" в оригинале, зритель медленно и верно умрет от скуки. Нет, такого Коляда допустить не может. А потому облачает главных героев в нелепые костюмы: шубы, парики, воздушные накидки и плащи голливудских супергероев. На заднем плане мелькает бессмысленный на первый взгляд реквизит: портрет мирового вождя пролетариата, оленьи рога, надувные резиновые арбузы.
Труффальдино-Макушин нещадно ругает актеров, умоляя осветителя немедленно "прикрыть светом эту бездарь". Коллеги, по мнению Макушина, то чрезмерно толсты, то худы, то высоки. Достается на орехи и худруку театра. "Коляда – ни туда и ни сюда. Все хорошие режиссеры здесь, в Москве – Галина Волчек, Олег Табаков… Каменькович был на нашем спектакле. Был, да ушел в антракте", - жалуется обличитель.
Фото: kolyada-theatre.ru
Зритель ликует и рукоплещет Макушину, актеры ссорятся, мирятся, читают роли, а к концу второго действия устраивают на сцене фруктовое побоище - разбивают о головы друг друга арбузы, брызжут виноградным соком, катаются по полу и танцуют под современные музыкальные композиции. Зрители воспринимают происходящее неоднозначно. Одни возмущены "балаганом", вторые утирают набежавшие от смеха слезы.
"Наши спектакли могут человеку нравиться, могут вызвать отвращение. Кто-то даже встает и уходит в антракте. Но, что у нас не скучно – в этом я уверена на 100 процентов, - говорит исполнительница роли Смеральдины Алиса Кравцова. – Коляда нас учит баловаться на сцене, говорит, что как только в актере умирает ребенок, ему нужно уходить из театра. Он долго думал, как поставить комедию дель арте, чтобы она была актуальна на сегодняшний день. Методом проб мы выбрали подходящий вариант. Здесь все немного гипертрофировано, есть импровизационные моменты. Хотя Коляда и говорит, что он на откуп актерам ничего не отдает. Даже сейчас, когда работа готова, наш остряк Макушин может внести в постановку что-нибудь новенькое".
Фото: kolyada-theatre.ru
Еще одна творческая задумка Коляды – репродукции классических картин с вырезанными лицами. По ходу действия в прорезях показываются головы актеров, читающих текст. В какой-то момент спектакль начинает напоминать ожившие страницы яркого комикса. Запах диковинных в середине января арбузов смешивается с ароматом жареной картошки, увертюра к опере Россини "Сорока-воровка" сменяется русскими-народными мотивами, а неразбериха на сцене, граничащая с абсурдом, понемногу принимает логические формы – дело близится к финалу. Только в этом необычном спектакле актеры предложат зрителям две концовки: традиционный хэппи-энд "по-гольдоньевски" и трогательный реализм "по-колядовски".
Яркие образы, сумбур, необузданное веселье и конфеты, которые актеры горстями бросают в зрительный зал… Николай Коляда достиг главной своей цели – на два с лишним часа зрители неожиданно для самих себя превратились в беспечных детей: фантазеров-мальчиков и смешливых девочек. Занавес.
Подготовила Алла Панасенко