Фото: ИТАР-ТАСС
Департамент транспорта Москвы планирует публиковать ежемесячные прогнозы ситуации на дорогах. Об этом сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Помимо этого, власти будут публиковать обзоры ситуации на дорогах за уже прошедший месяц с анализом факторов, которые повлияли на дорожную статистику.
"Такая информация крайне нужна для логистических и коммунальных компаний, для общественного и личного транспорта", — сказал Ликсутов.
Месячный прогноз ситуации на дорогах позволит автомобилистам заранее увидеть список плановых перекрытий тех или иных улиц, и водители смогут заблаговременно найти пути объезда.
По словам Ликсутова, есть коммерческие компании, которые уже занимаются такими прогнозами, но качество их анализа оставляет желать лучшего. По его словам, они используют недостаточно профессиональные алгоритмы расчета падения или увеличения скорости движения транспорта. При этом заммэра отметил, что город получает и использует данные о ситуации на дорогах от коммерческих компаний. "Яндекс" дает нам архивные данные об исторических показателях скорости движения, они важны для получения точной информации для настройки нашей транспортной модели, позволяют более четко отслеживать тенденции, связанные с ситуациями на дорожной сети", - отметил чиновник.
Он напомнил, что сейчас на дорогах Москвы действует 144 электронных табло, сообщающих водителям о пробках. "Туда аккумулируют и данные "Яндекса", и всех других служб, и все наши данные с камер фотовидеофиксации. Выдается самая точная информация о загруженности УДС", - подчеркнул Максим Ликсутов.
Этим летом Центр организации дорожного движения уже начал проводить эксперименты с публикацией дорожной статистики. Так, в июле были опубликованы данные по статистике скорости на основных магистралях за 2014 год. МКАД в январе-июле ехал со скоростью 55- 57 км в час, вылетные магистрали - 53-56 км. На сайте ЦОДД также опубликована статистика за неделю с 1 по 7 сентября 2014 года. Власти зафиксировали среднюю скорость по Москве 51 км в час. На этой неделе, с 15 по 21 сентября, в Москве планово перекрыто 150 участков дорог. В частности, затруднения могут возникнуть на МКАД в районе пересечения с Киевским шоссе, где идет ремонт развязки. Четыре участка перекрыто на улице Миклухо-Маклая — проводятся работы по строительству четырех подземных пешеходных переходов. По данным ЦОДД, систематические заторы наблюдаются на Варшавском шоссе, шоссе Энтузиастов и Липецкой улице, там средняя скорость не превышает 40 км в час.
Коммерческая компания "Эшелон Геолайф" последний раз публиковала данные по средней скорости в Москве в 2012 году. По расчетам компании, основанных на данных спутниковых навигаторов автомобилей, машины в среднем едут по столице скоростью 23,9 км в час.
Глава ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин отметил, что в своей работе московские власти опираются на данные коммерческих структур, но, в основном, пользуются показателями около 7 тысяч датчиков движения на дорогах и показателей системы ГЛОНАСС, установленной на наземном общественном транспорте и ведомственных машинах. Прогнозы строятся с помощью программ математического моделирования, которые есть в распоряжении транспортного комплекса.
При этом не все прогнозы можно дать автомобилистам. "Публичный же прогноз не может быть идеально точным потому, потому что водители к нему прислушиваются, тут же меняют свое поведение, и общая картина тоже меняется". Чтобы влиять на ситуацию, данные нужно открывать дозированно: "Прогнозные данные, особенно на краткосрочную перспективу, должны носить не характер информирования, а характер управления. То есть, например, если где-то намечается пробка, можно сразу покрасить участок дороги на электронной карте в красный, чтобы водители туда не направлялись и не усугубляли ситуацию в самом ее начале", - сказал собеседник M24.ru.
В нынешних прогнозах, которые дают, к примеру,"Яндекс.Пробки" или City Guide, информация либо очевидная, либо спорная, считает Евсин. "Проверить ее тяжело, так как нет достаточных открытых данных о том, насколько конкретный прогноз оказался близок к реальности", - сказал Евсин.
Гендиректор ООО "Геолайф Эшелон" Анатолий Курманов рассказал, что при программном моделировании дорожной ситуации компания использует архивную информацию по традиционным местам заторов и других транспортных проблем. Вместе с тем частные компании испытывают сложности с получением оперативной информации по ремонтным работам и перекрытиям. "К сожалению, сейчас мы вводим ее вручную, и это очень неудобно. Работа станет эффективнее, если будет создана единая база, куда будет поступать оперативная информация о дорожных изменениях, и ей смогут пользоваться заинтересованные организации", - рассказал эксперт.
Курманов считает идею департамента транспорта делать собственные публичные прогнозы перспективной: "У нас в городе более 3 млн автомобилей, и им нужно максимум корректных сервисов с прогнозом ситуации на дорогах им нужен".
По словам координатора проекта "Пробковорот" Виктора Осипкова, чтобы добиться реальных улучшений в борьбе с пробками, нужно кардинально менять подход к планированию. По его словам, во время заторов власти, исходя из имеющейся у них информации, должны рекомендовать автомобилистам пути объезда, удобные для всего потока. "Сегодня каждый водитель выбирает путь объезда, удобный только для него, и в результате узкие переулки моментально забиваются машинами", - отметил Осипков.
Отметим, что власти планируют также выдавать на дорожные табло прогнозы пробок
на час вперед. Кроме того, разрабатывается
сайт с картой заторов. В основу портала ляжет внутренняя информационная система "Е-сервисы", которая будет собирать и передавать на портал сведения о трафике, о авариях, перекрытиях, изменениях в организации движения в связи с ремонтом дорог, а также данные обо всех дорожных камерах, направленных на проезжую часть.
Светлана Кондратьева, Марина Курганская