Рубль укрепляется, доллар по отношению к рублю падает, а значит в столичных магазинах должны упасть и цены. Многие москвичи ожидали, что в связи с улучшением финансовой ситуации, должны подешеветь хотя бы импортные товары, которые приобретаются за валюту. Решением этой загадки занялись корреспонденты телеканала "Москва 24".
Два-три года назад цены в продуктовых магазинах росли примерно на 14–15 процентов в год. В прошлом году при том, что доллар подешевел к рублю почти на 20 процентов, рост цен на продукты составил 4,5 процента, а за первые два месяца нового года – еще на процент.
Один из ведущих ритейлеров страны обратился к компаниям-поставщикам с просьбой снизить отпускные цены на те же 10 процентов, на которые рубль вырос за прошлый год. Поставщиков такая инициатива не обрадовала – они ссылаются на рост себестоимости производства.
This browser does not support the video element.
Что касается непродовольственных товаров, в этом секторе ситуация выглядит получше – с начала года цены выросли всего на 0,5 процента. Самая приятная картина – в салонах техники и электроники. С начала года сразу несколько производителей заявили о снижении цен, хотя это скорее связано с выходом новых моделей.
По словам регионального директора розничной сети по продаже электроники Александра Копанева, помимо валютной составляющей на конечную цену влияют затраты на комплектующие, производство, логистика и многое другое.
В автосалонах некоторые производители тоже заявили о снижении цен, хотя большинство из них продолжает ждать – еще не окупились убытки предыдущих лет.
В такой ситуации экономисты говорят об "эффекте храповика" – это такая деталь, которая позволяет колесам крутиться вперед и блокирует возможность раскручиваться назад. Итак же и с ценами – они легко идут вверх и крайне сложно снижаются.