Форма поиска по сайту

Как правильно критиковать и воспринимать критику

Фото: YAY/ТАСС

Психолог Юлия Дердо рассказала в эфире радиостанции "Москва FM", как правильно критиковать и воспринимать критику.

Она отметила, что цель настоящей критики – улучшить человека, ситуацию или отношения. "Мы обвиняем, высказываем претензии, раним, пытаясь таким образом сделать лучше. Но лучше не получается. Критика – это анализ ситуации с целью что-то улучшить, добавить взаимодействия, энергии и мотивации. Когда кто-то болеет за тебя, твое дело и успех, это позволяет расправить плечи, вдохновиться", – сказала она.

По словам психолога, не стоит критиковать другого человека, если он об этом не просит. "Нельзя критиковать без запроса: подойти и сказать что-то через плечо. Можно высказать свои эмоции, сказать, чем вы недовольны. Но если вы ворчите, не называйте это критикой и не говорите, что вы хотите что-то улучшить", – сказала она. Чтобы критика была полезной, нужно представить себя на месте критикуемого, отметила психолог. "Войдите в его шкуру. Встаньте на место ребенка, который очень старался, делая домашнее задание, но допустил много ошибок, или полной девушки, которая старается, наряжается. Нужно начать с хорошего, сказать, что в работе или проекте нравится. Если есть слабые стороны, не нужно об этом говорить, а лучше спросить: как ты можешь это улучшить?", – пояснила она.

Психолог также отметила, что часто жизнь омрачает наш внутренний критик. "Он гораздо сильнее, чем внешние. Когда садишься делать новый проект, часто появляются сомнения. Если в вас проснулся внутренний критик, нужно взять ручку и бумагу и выписать, что он говорит.

Например, "у тебя нет подходящего образования", "ты ему не понравишься" и т.д. А потом необходимо к каждой задать позитивный вопрос. Например, "а что я могу сделать, чтобы понравиться?", " что во мне может понравиться?" Когда появляются вопросы, сразу хочется на них ответить, поднимается уровень энергии и мы перевоспитываем внутреннего критика", – пояснила Дердо.