В понедельник, 10 октября, весь мир отмечает День психического здоровья. Сетевое издание m24.ru подготовило гид для тех, кто хочет внимательнее присмотреться к своему душевному здоровью. Когда наступает момент, чтобы искать помощи? Как правильно выбрать психолога, и каких специалистов стоит опасаться? Какую помощь можно получить бесплатно? Ответы на эти вопросы ищите в нашем материале.
Фото: YAY/ТАСС
Когда пора обращаться за помощью к психологу
Признать проблему – значит пройти половину пути к ее решению. Но как ее распознать, когда речь идет о душевном дискомфорте? Какие проблемы решаются сами собой с течением времени, а с какими следует обращаться к специалисту?
Сигналом к тому, что возможно уже пора "поговорить об этом" со специалистом, может служить, например, то, что привычные методы расслабления перестали работать. Если прогулки с друзьями и их советы больше не помогают взглянуть на вещи проще и легче – возможно пришло время обратиться к психологу.
Еще одним признаком может служить ощущение бега по кругу и безысходности. Когда человеку кажется, что проблемы не решаются, что он топчется на месте в своем развитии и не может самостоятельно выйти из ситуации.
Психолог Денис Букин выделяет универсальный критерий, который говорит о необходимости обратиться за консультациями – моменты счастья в жизни человека стали слишком редкими. Даже на фоне невзгод радость и счастье должны присутствовать в жизни. Если этого нет – стоит задуматься.
Стоит поговорить с психологом:
– если не ладятся отношения, дома или на работе;
– если вы попадаете в одни и те же неприятные ситуации;
– если вы в эмоциональном "раздрае";
– если вам тревожно;
– если хочется одного, а в жизни происходит совсем другое;
– если вы ходите по кругу и ничего не происходит.
Кстати, идти к психологу можно не только с острыми проблемами, полагает Букин. Интеллектуальным людям должно быть интересно исследовать свою психику, ее светлые и темные стороны. Такое самопознание раскрывает талант и дает творческую смелость.
При этом нужно понимать, что разовая консультация может не помочь. Стоит приготовиться к тому, что врач предложит курс лечения, который может занять несколько месяцев, а может быть и лет. Установка на то, чтобы не ожидать быстрых результатов, может уберечь от попадания в руки к шарлатанам. А по каким признакам выбирать хорошего специалиста, читайте в следующей главе.
Когда помощь психолога может понадобиться ребенку
Фото: YAY/ТАСС
Сейчас детский психолог дежурит почти в каждой столичной школе, но как определить, что ребенку стоит начать его посещать? И как убедить школьника рассказать о своих проблемах специалисту?
Момент для посещения психолога наступает тогда, когда поведение ребенка систематически выходит за рамки приличий. Например, он стал слишком агрессивным или негативно относится к учебе, рассказал m24.ru педагог-психолог Денис Калайда. Свои рекомендации могут также дать учителя или воспитатели.
Самостоятельно на сеансы приходят только старшеклассники.
Рассказывать ребенку о необходимости посещать психотерапевта нужно аккуратно, отмечает эксперт. Сначала нужно объяснить ему разницу между понятиями "психолог" и "психиатр". Он должен понимать, что его не считают сумасшедшим, а просто предлагают пойти и поделиться своими чувствами с другим человеком, и это будет совершенно конфиденциально.
Лучше всего строить разговор, указывая не на проблемы в поведении или состоянии ребенка, а на свое беспокойство. Родители даже могут признать, что они сами не могут помочь и поэтому хотят попросить об этом специалиста. Главное, чтобы во время разговора школьник не посчитал, что его самого или его чувства считают проблемой.
Еще одно важное условие для успешной терапии – это поведение самого психолога, добавил Калайда. Прежде всего, специалист никогда не должен обманывать ребенка. Если между ним и подопечным существует обещание о конфиденциальности информации, озвученной на сеансах, значит специалист обязан его свято соблюдать. Он также не имеет права внушать ребенку, что тот плохой или создает проблемы для окружающих. Психолог и ребенок должны выстроить максимально доверительные отношения.
Проблемы у детей чаще всего те же, что и у взрослых. Многих школьников мучают тревоги и страхи, часть – не чувствует достаточной любви со стороны родителей. Еще часть – испытывает сильное давление с их стороны, это происходит, когда родственники пытаются прожить через ребенка свою жизнь, вместо того, чтобы позволить ему жить своей.
Личность психолога важнее, чем методы, в которых он работает, убежден Букин. Многие хорошие специалисты – эклектики: собирают и применяют самое эффективное из разных психологических школ.
Поэтому выбор нужно доверить своему чутью. Хороший специалист должен вызывать доверие у клиента. Это главное. Со специалистом, который вам неприятен как личность, работа скорее всего не сложится.
Эксперт еще раз подчеркнул, что профессионал не будет обещать своему клиенту быстрых результатов.
Кстати, высокая цена услуг не всегда является гарантией их качества. Иногда молодой специалист прилагает куда больше усилий в лечении своих клиентов, чем его именитый опытный коллега, отметил Букин.
Хороший психолог чаще всего имеет четкую специализацию и всего пару-тройку смежных направлений, рассказал Калайда. Если же специалист одновременно работает и с семьями, и с фобиями и вообще с любыми проблемами, стоит подумать, прежде чем записываться к нему на прием.
Калайда также отметил, что хороший психолог во время сеанса не будет давить на свой авторитет, осуждать своего клиента или навязывать свое мнение. Более того, он может советоваться с коллегами, если натыкается в своей практике на необычные случаи.
Оба эксперта подчеркнули, что настоящий психолог в своих сеансах не прибегает к эзотерике. Люди могут консультироваться у йогов и народных целителей, если это помогает, но это не психология, считает Букин.
Дистанционная психологическая помощь – одно из направлений, которое набирает популярность в мегаполисе. Для многих это удобный способ получить консультацию специалиста, в подходящее время и без необходимости тратить время на поездку для очной встречи.
Преимущества этого формата общения заключаются в том, что пациент находится в знакомой ему домашней обстановке, кроме того, при желании он может сохранить анонимность. Эти факторы, по мнению некоторых специалистов, помогут человеку расслабиться, но при этом терапия может стать менее эффективной.
Чтобы начать серьезно работать над проблемой, нужно заставить человека раскрыться и снять защитные механизмы. В кабинете у психолога человек находится вне своей зоны комфорта и спрятаться от разговора ему будет сложнее, пояснил Калайда. При этом сам специалист видит больше деталей в поведении человека, которые помогают облегчить анализ.
Часть проблем проще решать только в личном контакте, но почти все вопросы можно проработать и с помощью Skype, при условии, что во время сеансов включена видеосвязь.
Текстовые чаты также помогают решать проблемы пациента, но их эффективность составляет примерно 30–40 процентов от разговора с видео. В таком формате психолог не может опираться на интонацию или мимику клиента, а потому ему сложно сразу сделать правильные выводы о состоянии собеседника.
Популярные методики в психологии
Вкусы горожан в отношении специалистов можно назвать достаточно консервативными. В столице все еще популярны классический психоанализ и гештальт-терапия. В узких кругах набирает известность эмоционально-образная терапия, отметил Калайда.
This browser does not support the video element.
Гештальт-терапия основывается на психологических экспериментах, во время которых пациенту предлагают моделировать различные ситуации, а затем отслеживать свое состояние, пока он находится внутри модели. Например, ему предлагают представить в комнате пустой стул, мысленно посадить на него какого-то близкого человека и вслух поговорить с ним.
Терапевт во время эксперимента следит за содержанием монолога и состоянием пациента. Тот также фиксирует изменения в своих ощущениях – смену эмоций, покалывание в теле, изменение температуры и другие отклонения от нормы.
После завершения эксперимента, пациент вместе с терапевтом анализируют выявленные "феномены". Так человек развивает в себе осознавание – это одна из главных целей эксперимента.
Терапевт также обсуждает с человеком его потребности, учит пациента соотносить их с потребностями окружающих людей. По канонам гештальт-терапии, психолог анализирует феномены совместно с пациентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям пациента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения. Он сам тоже раскрывается как личность, давая при необходимости оценки происходящему, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. Поэтому в такой терапии личные качества терапевта имеют первостепенное значение.
Эмоционально-образная терапия появилась в 90-х годах прошлого века. В основе метода лежит идея о том, что любую проблему порождает хроническая фиксация эмоциональной энергии на некоторой цели. Через образы эту точку фиксации можно найти, а затем устранить.
Если описывать метод очень грубо, то пациенту, у которого болит сердце, предлагают представить запах этой боли. Затем терапевт предлагает почувствовать, что аромат куда-то исчез. Вместе с ним у пациента исчезает и боль. Методика активно используется в лечении аллергии, фобий и болей.
This browser does not support the video element.
Еще одно популярное направление в психологии – семейные расстановки по Берту Хеллингеру. Этот метод работы с пациентами не признан клинической психологией, но тем не менее набирает все больше сторонников, поскольку работающие в нем специалисты обещают клиентам быстрые результаты, рассказал Букин.
В основе метода лежит предположение о том, что все проблемы в жизни человека, включая происходящие с ним несчастные случаи и неудачи, связаны с проблемами в отношениях в семье. Пациентам на сеансах предлагается участвовать в сценках, в которых они взаимодействуют со своими родственниками по указанию ведущего. Роль близких исполняют другие люди, заместители.
После спектакля ведущий интерпретирует увиденное, чтобы выявить настоящую проблему в жизни пациента. В итоге виновником всех несчастий может оказаться троюродный дед, погибший в страшных мучениях в плену на войне. Проверить такую гипотезу и доказать обратное невозможно, отмечает эксперт.
Многие впечатлительные люди убеждены, что метод работает, но официальная наука его не признает.
Бесплатная психологическая помощь в столице
This browser does not support the video element.
Жители столицы, а также все, кто работает и учится в мегаполисе, вправе рассчитывать на бесплатную психологическую помощь от специалистов ГБУ "Московская служба психологической помощи населению" (МСППН). Консультанты центра помогают решать конфликты в семье, искать смысл жизни, справляться с горем, бороться с одиночеством и решать проблемы личностного роста.
Записаться на прием к специалистам можно по телефону 8 (499) 173-09-09.
Объем бесплатной помощи ограничен. В год можно получить:
– не более 10 психологических консультаций;
– не более трех сеансов психологической диагностики;
– не более трех тренинговых программ;
– не более двух консультаций психотерапевта;
– не более 12 сеансов психологической реабилитации.
Если для решения проблемы нужна помощь сверх нормы, за нее придется заплатить.
Психологи помогают своим подопечным осознать затруднения и найти пути их разрешения, достигнуть состояния психологического комфорта и сохранить здоровье.
Работа рассчитана на 5-6 встреч консультанта и клиента.
Ее можно дополнять групповыми тренингами и терапевтическими занятиями, реабилитацией, диагностикой, игровой психотерапией и медитациями. Все эти инструменты подключаются к основной программе по рекомендации специалиста.
This browser does not support the video element.
Столичная служба психологической помощи предлагает своим клиентам дистанционное общение с консультантами по Skype, в текстовом чате или в переписке при помощи электронной почты.
Чтобы получить услугу, нужно заполнить регистрационную форму на сайте службы. Через некоторое время придет ответ от консультанта, он выдаст адрес своего аккаунта для связи в назначенное время в чате через Skype.
Чем опасны психологические тренинги по личностному росту
Последние годы в столице, да и по всей стране, набирают популярность так называемые психологические тренинги и семинары. Различные гуру обещают изменить жизнь своих подопечных к лучшему, а чаще всего происходит ровно обратное. Ранее m24.ru уже публиковало подробный текст о том, почему стоит опасаться подобных занятий.
This browser does not support the video element.
Люди приходят на такие семинары не по рекомендации своих врачей, а по советам друзей или попавшись на рекламу в интернете. Им обещают успех, признание, личностный рост, освобождение от страхов и другие достижения. Взамен, само собой, просят оплату занятий, иногда ее принимают в форме добровольных пожертвований.
Многие приходят на первые занятия с расчетом, что смогут просто послушать, понаблюдать за группой и решить, оставаться ли, но становятся жертвами харизмы ораторов на таких семинарах. В итоге они попадают в секту, просто не религиозную, а психологическую.
Практически все подобные занятия выглядят примерно одинаково. Людей зомбируют на успех, раздувают их амбиции, делают самоуверенными, учат только взлетать. Но такой настрой не выдерживает проверки реальным миром. Выходя с тренинга, человек возвращается обратно к своим проблемам, но не начинает их решать. Вместо этого он отрезает их вместе с источником: есть неприятности в семье – нужно от нее уйти, не понимают на работе – уволиться и искать достойную себя работу и так далее.
Этих людей убедили в том, что они достойны самого лучшего и все это уже находится на пороге их жизни. Поэтому уверенные в неизбежности успеха, они совершают множество опрометчивых поступков. А если засомневаются – всегда можно прийти на занятия и получить новую порцию заряда на успех и мотивационных мантр.
В лучшем случае такие истории заканчиваются просто отъемом денег у жертвы. А в худшем – затяжной депрессией или самоубийством клиента семинара.
Прежде чем идти на какие-либо тренинги или семинары, лучше всего сначала обратиться к специалисту за консультацией. Профессиональный психолог сможет не только лучше подобрать нужный семинар для своего клиента, но и порекомендовать конкретные группы, в которых реально оказывают помощь.