В этом году в Москве в первый класс пойдут 100 тысяч учеников, что на 4 процента больше, чем в прошлом. 90 процентов родителей выбрали для своих детей школу, которая находится в одном районе с домом. А старшеклассники смогут пройти курсы парикмахеров и визажистов и получить профессиональные сертификаты. О том, как проходила запись в школы, будут ли заболевшие ученики посещать уроки по Skype, к чему приводит "тотальный контроль" за школьниками и как должны учителя вести себя в социальных сетях, в интервью m24.ru рассказала заместитель руководителя департамента образования Татьяна Васильева.
– Татьяна Викторовна, расскажите, сколько первоклассников в этому году пойдут в школу?
– Демография Москвы растет, в городе рождается много малышей. Они вырастают и приходят в школы. В этом году мы ожидаем, что в первые классы придут около 100 тысяч первоклассников. Их количество выросло. Для сравнения – в прошлом году первоклассников было 96 тысяч.
– Как проходила в этом году запись в школу?
– Так же, как в прошлые годы. Запись в школы проходила в электронном виде через портал pgu.mos.ru. Родителям больше не надо приходить в школу, стоять в очередях, писать номерки на руках… Запись идет удаленно, просто, быстро и удобно.
– Как проходит запись для тех, кто ходит в детский сад, который входит в образовательный комплекс?
– Для тех, кто посещает детский сад, который относится к определенной школе, процесс записи еще более удобный. Родителям даже не нужно писать электронную заявку на pgu.mos.ru, они просто в своем садике пишут заявление с просьбой взять их в школу. И все. Осенью дети спокойно приходят в первый класс.Если же родители выбирают другую школу, а не ту, к которой относится их дошкольное учреждение, тогда они подают заявку через портал госуслуг.
В этом году 57 процентов первоклассников выбрали свою родную школу, то есть ту, к которой относится их дошкольное учреждение. C каждым годом все больше московских семей выбирают школу рядом с домом, то есть в своем районе. В этом году этот показатель достиг уже 90 процентов. Этот показатель важен, он говорит о том, что у родителей растет доверие к школам рядом с домом.
– Первокласснику может быть сложно в школе, для него это переход на новый жизненный этап, новый социальный статус. Какие есть технологии, помогающие детям интегрироваться в учебный процесс в московских школах?
– Процесс прихода ученика в первый класс непростой, за ним всегда следят родители, учителя и психологи. Традиционно мамы стараются взять отпуск на 1 сентября, чтобы быть в этот день рядом со своим первоклассником. В последние несколько лет в московских школах переход из дошкольного отделения в первый класс стал более простым за счет объединения школ в комплексы. Ребенок, находясь в дошкольном учреждении, иногда ходит на уроки в начальную школу и заранее знакомится со своими учителями. Старшие дошкольные группы приближены к школе, поэтому в первом классе дети испытывают меньше стресса на новом месте.
Еще важно самим родителям не сильно волноваться. Уровень тревожности, которую испытывают родители, тут же транслируется ребенку. Чем сам родитель спокойнее переживает перемены, тем лучше ребенок адаптируется в школе.
Учеба в первом классе приближена к игровой ситуации, и родителям не надо делать из нее гонку за высокими результатами. Сегодня родители не одиноки, они могут задать все волнующие вопросы учителю, директору, управляющему совету, а также обратиться в департамент образования.
– Может, в первом классе гоняться за высокими результатами и не нужно. Но в старшей школе оценки уже имеют значение. Как наши школьники показывают себя на всероссийских и международных олимпиадах? Есть ли специальные технологии для их подготовки?
– Вопрос про олимпиады обычно становится актуальным к концу учебного года. В 2016 году московские школьники получили 699 дипломов на всероссийских олимпиадах, 215 столичных школ подготовили победителей и призеров, то есть примерно каждая третья школа города. Сейчас каждый ребенок в любой школе может принять участие и дойти до финала. До 2012 года в олимпиадах в основном участвовали только ученики спецшкол, и только 70 образовательных учреждений готовили победителей и призеров олимпиад.
– В этом учебном году будут ли новые проекты по поддержке олимпиадников?
– Мы продолжим искать одаренных детей. Сегодня для этого есть различные кружки, школы сотрудничают с федеральными вузами, совместно проводят университетские субботы, мастер-классы и конференции. Также мы открыли медицинский и инженерный классы в школах.
В этом году мы начали работать над проектом с рабочим названием "Научно-исследовательские классы". Школьники смогут получать первые навыки работы в научно-исследовательской деятельности, причем не только с вузами, но и с НИИ Российской академии наук (РАН). Это наш новый проект, который пока готовится к запуску и проходит обсуждение с педагогической общественностью города.
– Сотрудничать с РАН школьникам будет не слишком сложно?
– Школьники сегодня учатся в другой образовательной среде. Количество знаний, навыков, умений, которые они приобретают, значительно превышает информацию, которую мы с вами раньше осваивали в школе. Из источников информации у нас были: учебники, школьная и районная библиотека, Большая советская энциклопедия, газеты и научные журналы.
Сегодня поток информации огромен. Школьнику нужно уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать, выделять главное и второстепенное. Все это формирует зачатки научного мышления. Естественно, исследования школьников будут серьезно отличаться от тех, что делают ученые в НИИ. Но базовые навыки научного мышления нужно формировать у ребят еще в школе. И если мы будем это делать вместе с людьми, посвятившими свою жизнь науке, мы сможем заинтересовать школьников.
– Домашние задания сегодня – это всемирный феномен. Ученые из Университета Пенсильвании нашли корреляцию: "Больше всего домашней работы школьники получают в странах со слаборазвитой экономикой и ярко выраженным социальным неравенством". Также они заявили: "Нет никаких доказательств того, что подобный уровень нагрузки позитивно влияет на успеваемость и образование". Как вы относитесь к домашним заданиям?
– Домашнее задание напрямую не влияет на успеваемость, с этим я согласна. В Москве есть школы, где школьники получают большой объем домашних заданий. Некоторые из них занимают высокие места в рейтинге учебных заведений Топ-300, другие находятся в самом конце. Есть школы, у которых домашнее задание минимальное, и они тоже имеют высокий рейтинг. Прямой связи нет.
Как учитель в прошлом скажу, что разные виды уроков требуют разного домашнего задания. Вообще ничего не задавать неправильно, важно заинтересовать ученика в поиске дополнительной информации и создать предпосылку для исследовательской деятельности. Например, дома лучше прочитать книгу по интересующей теме, а не выучить наизусть параграф. Надо не забывать, что в образовании есть моменты, которые требуют формальной отработки, например, научиться каллиграфическому письму или решать типовые примеры по алгебре. Это можно отрабатывать и в школе, и дома.
Учителю нужно понимать, что его предмет не единственный, который учит ребенок. Многие школы уже делают комплексное межпредметное домашнее задание, чтобы не тратить время ребенка на бездарное отсиживание и зубрение по каждому отдельному предметы. Конечно, непедагогично делать домашнее задание элементом наказания, например, за плохую дисциплину.
– Значит, департамент знает, в какой школе больше домашнего задания, а в какой меньше. Может ли этот рейтинг стать публичным? Уверена, родителям он был бы интересен.
– Нет, таких планов у нас нет. Сейчас есть электронный дневник, в котором родитель всегда видит, какой у его ребенка объем домашнего задания. Нам иногда приходят письма с жалобами: "Нашему ребенку задают непомерно много, разберитесь!". Мы отвечаем, что объем домашних заданий находится в компетенции школы, а не департамента, и этот вопрос лучше обсудить на управляющем совете с директором и с конкретным педагогом. Нам также жалуются и на те школы, где заданий на дом дают мало. Обычно пишут возмущенные бабушки и дедушки старой закалки: "В школе ничего не задают, значит, ребенка ничему не учат! Разберитесь”.
– Как вы относитесь к системе дистанционного образования?
– Технологии быстро развиваются, и они существенно расширяют пределы школьного кабинета. Сегодня даже внутри одного урока можно подключиться к уроку в другой школе, чтобы устроить, например, дискуссию. Такая технология уже есть. Кроме того, мы используем дистанционное обучение для работы с детьми, которые находятся на длительном лечении. Если ребенок заболел, то он может присутствовать на уроке по Skype. Сейчас такая практика появляется в школах, ее применение оговаривается с каждым учителем отдельно.
– У современных школьников родители знают про их учебу все: и что они съели на обед, и какие оценки получили, и какие уроки прогуляли… Раньше такого не было. Как вы относитесь к тотальному контролю учеников, который стал возможен благодаря современным технологиям? Как это влияет на менталитет детей?
– Конечно, когда мы учились, таких технологий не было. Сейчас есть электронный дневник, SMS-оповещения о том, пришел ли ребенок в школу. Каждый ученик находится под тотальным контролем. Изменились не только технологии, но и жизнь сама тоже изменилась. Если мы раньше без опасений допоздна гуляли, играли в казаки-разбойники и бегали по всему городу, то сейчас сложно представить родителей, которые выпустят ребенка одного гулять на улицу. Родители сейчас с помощью мобильного телефона ребенка отслеживают его локацию и всегда знают, где он находится. Вопрос контроля и безопасности сейчас стоит во главе угла.
– Некоторые школьники для родителей раньше вели "второй" дневник с "пятерками".
– Электронный дневник, с одной стороны, помогает родителям контролировать образовательный процесс, с другой стороны, приучает детей не врать. Вспомните, рано или поздно всегда выяснялось, что у ребенка есть два дневника, а дальше кого-то за это ругали, кого-то били ремнем... Я помню, как моих одноклассников, двух братьев, побрили налысо за это. Помню случаи из моего детства, когда в десять часов вечера я обнаруживала, что к утру надо нарисовать стенгазету, и вся моя семья начинала жить жизнью художника. Электронный дневник сейчас позволяет избежать таких моментов и заранее спланировать время для выполнения домашнего задания.
– На федеральном уровне от обязательной школьной формы отказались. Как в московских школах решается этот вопрос?
– Да, закон "Об образовании в России" гласит: требования к школьной одежде устанавливаются на уровне региона. Департамент образования принял приказ, который разрешает каждой школе самостоятельно устанавливать требования к форме. Внутри школы управляющий совет, родители, дети и учителя вместе решают этот вопрос. В некоторых школах Москвы есть только дресс-код, а где-то есть строгое требование, что у всех должна быть единая форма и даже определен цвет ткани одежды.
Школа, как правило, устанавливает требования, основанные на СанПиНах. Есть нормы по одежде, которые позволяют сохранить здоровье ребенку. Например, в СанПиНах сказано, что школьнику нельзя носить головной убор, который будет ограничивать зрение, поэтому кепки запрещены.
– Для учителей московских школ может быть введена форма или определены требования к одежде?
– Законодательно это не предусмотрено, и, наверное, форма не может быть введена, потому что учитель – взрослый человек, который ходит на работу. Ясно, что учитель всегда находится на виду, и дети обращают внимание на его настроение и внешний вид. Особенно это выражено в начальной школе, где девочка может сказать: "Мама, мне срочно нужны сережки, как у нашей учительницы!". Это нужно всегда учитывать при выборе одежды.
This browser does not support the video element.
Учитель должен быть эталоном, одеваться в деловом стиле, быть чистым и опрятным. Но это нельзя ввести как формальное требование от департамента, скорее, это должно стать внутренним требованием педагога к себе. А формы, скорее всего, не будет.
– Нужно ли регламентировать то, как учитель позиционирует себя в социальных сетях?
– Учитель не только сотрудник школы, он еще и живой человек. У него есть семья, близкие, друзья, с которыми он общается, в том числе, и в социальных сетях. Каждый учитель должен решать для себя, насколько он будет открыт в публичном пространстве. Все это тоже определяется внутренними требованиями к себе.
На мой взгляд, каждый человек должен внимательно следить за тем, как он себя позиционирует в сети. Вся информация, опубликованная в интернете, становится известной и доступной. Тот, кому будет интересно, найдет про вас все, даже, если вы завели приватный аккаунт под чужим именем.
– Родителям интересно знать информацию о педагогах, которые преподают у детей. Может быть, надо выложить на сайте каждой школы подробное резюме каждого педагога, как это делают сейчас ведущие вузы. Например, указать образование, опыт работы, увлечения и контактный телефон.
– Решение об этом принимает педагогический коллектив каждой конкретной школы. Есть образовательные учреждения, которые публикуют у себя на сайте подробную информацию об учителях: уровень образования, предыдущие места работы, достижения и жизненные позиции. Какие-то школы ограничиваются только списком фамилий преподавателей. Публиковать информацию об учителях не запрещено, но и не обязательно.
– Какие новые проекты по дополнительному образованию появятся у школьников в этом учебном году?
– Московские колледжи начинают цикл мероприятий, который пройдет в рамках профессионального обучения. Школьники смогут посещать не только кружки, но и получить первичные профессиональные навыки, которые будут подтверждены сертификатом. С предложением проводить профессиональное обучение для учащихся к нам обратились 56 колледжей Москвы. В частности, будет возможность обучения декораторскому и парикмахерскому искусству, визажу, информационным технологиям и оформлению витрин.